Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня
-
Посмотреть в отдельном окне:
- Димитрий Ростовский. Сказание о воздвижении честного и животворящего Креста Господня.
- Феофан Затворник. Неделя пред Воздвижением Честного Животворящего Креста Господня.
- Антоний, митрополит Сурожский. Воздвижение Креста Господня
- Виктор Ильенко, прот. Воздвижение Креста Господня
- Иеромонах Мефодий. Воздвижение
- Антоний (Храповицкий), митр. Воздвижение Креста Господня.
- Симон (Виноградов), архиеп. Слово в Неделю по Воздвижении Креста Господня
Святой равноапостольный Константин Великий (272-337) в 323 г. стал единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 г. он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. После окончательной его победы действие указа распространилось и на Восточную часть империи. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трёх войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение – Крест с надписью «Сим победиши».
С воцарением её сына, царица Елена (ок. 250 - ок. 328) жила при дворе и посвящала свою жизнь укреплению христианской веры. Она, как сообщает «Хронография Феофана» (и некоторые другие источники), «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми».
Св. Елене тогда было под 80, а путешествовать тогда было не так просто, как теперь.
Св. Константин горячо поддержал это желание своей матери и обеспечил всем необходимым. Он очень уважительно относился к мнению своей матери во всех вопросах, как свидетельствуют источники. А тут её желание и видение совпало и с его желанием и воспоминанием о Всепобеждающем Кресте.
К тому времени в Иерусалиме и в Палестине были утрачены почти все следы Воплощения Господня. Расположение места, где был погребён Спаситель также было забыто. От всеобщего забвения сохранилось только место рождения Спасителя — Вифлеемская пещера. Расположение города несколько изменилось. Восстановленный город наполнили языческими храмами. Места, освященные рождением и смертью Спасителя, были осквернены капищами, посвященными языческим мистериям. Над главными городскими воротами поместили изображение свиньи, оскорбляющее иудеев.
Елена собрала образованнейших из христиан и иудеев, и в её присутствии произвели топографическое исследование о месте страданий Иисуса Христа. По преданию, большие услуги оказал один пожилой иудей, по имени Иуда, знавший от своих предков расположение святых христианских мест. Сразу же, с молитвами, начались работы по расчистке. Надо было разрушить большое количество построек, возвышавшихся на холме голгофском и его окрестностях. Разрушали и дома, и храмы языческие, копали глубокие ямы, и притом заботились как можно дальше уносить выкопанные материалы, дабы очистить святое место от всего, что было сделано руками язычников. Наконец, эти чрезвычайные усилия Господь благословил полным успехом: под развалинами капища Венеры открылась пещера святого гроба и, по свидетельству всех историков, (кроме Евсевия), найдены были три креста, сохранившиеся невредимыми, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Затруднение состояло в том, каким образом узнать на котором из трёх крестов пострадал Спаситель.
К месту, где лежали кресты, принесли женщину, умирающую от неисцелимой болезни. Епископ Иерусалимский Макарий, императрица Елена и все присутствующие пали на колени, прося Господа указать им древо спасения. Затем на больную по очереди были положены два креста, но безуспешно. Но едва только третий крест коснулся членов умирающей, как она открыла глаза, встала на ноги и начала ходить, прославляя Господа. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: когда возложили Крест, воскрес человек, которого несли хоронить.
Христиане, во множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу.
Иуда и многие другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника он принял мученическую смерть за Христа.
До отъезда из Палестины царица деятельно занималась сооружением церкви Воскресения и Креста Христова, которую решили воздвигнуть над святою гробницею. Кроме этого храма, Елена начала строить и другие, всего более 80-ти: на месте Рождества Христова в Вифлееме, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения.
В Константинополь св. Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди.
Храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу, строился около 10 лет и был освящен 13 сентября 335 г. В память Крестных страданий Спасителя он был назван «Мартирион». Его освящение совпало с прохождением 1-го Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого.
13 сентября (26 сентября н.с.) в память об освящении этого храма празднуется память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Праздник этот ещё называется «Воскресением словущим» и означает, что он славит Воскресение и словет, или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения, и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.
На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. День постный.
В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, – его возвращение в 629 г. из Персии обратно в Иерусалим. В царствование византийского императора Фоки персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию. Крест пробыл в Персии 14 лет и был возвращён при императоре Ираклии, разбившем с помощью Божией Хозроя и заключившем с персами мир.
С великим торжеством Животворящий Крест был принесён в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шёл Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, снял венец и порфиру, надел простую одежду и после этого внёс Крест Христов в храм.
Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня входит в число двунадесятых праздников. Празднику предшествует один день предпразднства и семь дней попразднства. Отдание праздника 21 сентября / 4 октября. Особенности, связанные с праздником, вносятся в Богослужения субботы и воскресения перед праздником и субботы и воскресения после праздника.
Во всех храмах на всю неделю выносится Крест с изображением распятого Спасителя для поклонения и напоминания нам об Искуплении. Изображение внизу Креста черепа Адама напоминает нам об искуплении грехопадения первого человека. Иисус своей кровью, капающей на главу, омывает его. Промыслом Божиим, именно на этом месте сын Ноя Сим захоронил доставшуюся ему главу Адама, насыпал холм над могилой и назвал это место Голгофой - «лобным местом». При смерти Иисуса было великое трясение, и образовалась трещина под ногами Христа, и кровь истекала на главу Адама, омывая его грехопадение. Каждый паломник и сейчас может видеть могилу Адама под местом распятого Христа.
В соборах и в приходских храмах, с благословения епархиального архиерея, совершается чин воздвижения Креста. Совершается чин воздвижения Креста и в нашем храме.
Святая Церковь во все времена зовёт всех ко Христу и предлагает благодатную помощь, исходящую от Животворящего Креста Господня. Почитание Креста Господня — одна из основ нашей веры.
Вокруг так много искушений и призывов жить страстями — где тут вспомнить о кресте своём и Кресте Христове. Мы сами в себе повсюду воздвигли капища нашим страстям и грехам, и почти всё, связанное со Спасителем, предано забвению. И каждый из нас, чтобы следовать Христу, должен найти и воздвигнуть в себе утерянный Крест Христов, подобно тому, как это сделали Равноапостольная Елена и епископ Макарий. И тогда случится чудо исцеления и воскрешения нашей души.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.