Крестовоздвиженский храм в Самаре - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

Задать вопрос

  
10 Апрель 2013

Екатерина спрашивает:
Доброго времени суток.
Почему Иуда не спасся, продал Господа и не раскаялся. Он был одним из апостолов и был рядом с живым Христом. Разве это предопределено, быть предателем? "Иудой" рождаются или становятся? Если можно, пожалуйста, опишите основные моменты душевного переворота Иуды, и каким был основной мотив предательства.

р.Б. Андрей отвечает:
Предательство Иуды не было предопределено, и у него была возможность другого личного выбора. Иудой не рождаются, а становятся.
Господь предвидел предательство и сделал несколько попыток отвратить Иуду от предательства, но тот ожесточил своё сердце. И потому "вошел в него сатана" (Ин.13:27). Предвидение предательства есть в пророчествах Ветхого Завета. О Своей гибели многократно говорит Своим ученикам Спаситель. Но Божье предвидение о предательстве ни в коей мере не лишило Иуды возможности сделать выбор (или изменить его). Например, ниневитяне (книга пророка Ионы) покаялись, а жители Содома и Гоморры - нет.
Причиной предательства, по Святоотеческому Преданию, является сребролюбие Иуды. Это сребролюбие надо понимать в широком смысле. Иуда носил денежный ящик и мог свободно пользоваться его содержимым, и, возможно, совесть уже обличала его. Он ждал совсем другого от Иисуса - не жертвы а воцарения (так представляли иудеи пришествие Мессии).
Подробно исследовать психологию предательства Иуды Свв. Отцы считали вредным. Во-первых, это искушение. Во-вторых, пути искушающих прилогов всегда глубоко личностны (и тем более не стоит давать им ещё одну тропинку).

21 Март 2013

Александр спрашивает:
Здравствуйте, скажите пожалуйста, можно ли делать свадьбу 11 мая 2013 г.?

р.Б. Андрей отвечает:
Здравствуйте.
На Светлой седмице не венчают, начинают с Фомина воскресенья, в этом году 12 мая.
Исходя из этого, лучше 11 мая 2013 г. и не жениться, и не делать свадьбу.

21 Октябрь 2012

Надежда спрашивает:
Батюшка,прошу молитвенной помощи о здравии,вразумлении,исправлении жизни р.Б. Алексия и Ольги ( чтобы оформили свои отношения:расписались и обвенчались), Анны, Александра, мл.Мелании

19 Октябрь 2012

Александр спрашивает:
Читал о воздушных мытарствах. Понял то, что душа не прошедшая какое-нибудь мытарство отправляется (" Господи, помилуй! ") в ад до окончательного суда. Значит для этой души уже нет ни 3-х дней,ни 9-и дней, ни 40-а дней ?! Читал и еще версию, что на не прошедшем мытарстве душа остается , пока не будет вымолена или прощена, но тогда при этом душа опоздает к к 3-ему дню на встречу с Господом ?!

р.Б. Андрей отвечает:
Брат Александр!
По учению Церкви мытарства несомненно есть. Но прохождение мытарств - это всегда конкретный личный опыт, данный в образах и переживаниях, которые трудно соотнести с земной жизнью. Поэтому различные описания прохождения мытарств отличаются между собой. Кроме того, мы имеем описания только успешного прохождения.
В любом случае, у любой души, где бы она ни оказалась, есть 3 - 9 - 40 дней, годовщина и всё остальное время до Судного Дня. А на встречу с Богом не бывает опозданий.
В любом случае у души есть защитники и есть возможность молитвенно воззвать о помощи к своему небесному покровителю, Богородице, Господу.
В любом случае наш христианский долг помогать душам ближних - молитвой своей, молитвой Церкви, делами милосердия. И эта помощь может оказаться решающей.
В любом случае у нас есть возможность подготовиться к мытарствам через Покаяние и Причастие.
Правильный страх перед мытарствами - это сосредоточенность на их прохождении.
Подробнее о мытарствах можно прочесть по ссылке: http://www.pravoslavie.ru/put/29780.htm.
С любовью о Господе, р.Б. Андрей

22 Сентябрь 2012

Алексей спрашивает:
1) По поводу 3-го вопроса, в том же житии говорит святой: «Вода же не была стоячей, но, напротив, бурлящей и подвижной, „ибо Дух Божий носился над водой“, как говорит Священное Писание, и Он сделал её течение прямым и упорядоченным и согрел её. Дух же тот не был Дух Святой, вовсе нет, как полагают некоторые, но Дух, который и сам был сотворён и от которого были созданы ветры».
Получается, что данные слова ложны? А всё житие в целом? Как же тогда некоторые части жития цитируют в других местах?
2) Подскажите книгу, в которой описана жизнь Бога Иисуса Христа в период от рождения до 30 лет.
3) Слышал от священнослужителя, что тот человек, которого Господь исцелил возле источника и который не успевал в него войти и тот человек, который после предательства бил Господа со словами «так отвечаешь Ты первосвященнику?» на самом деле один и тот же человек.
Скажите, в какой книге это написано?

В Вашем предыдущем ответе чувствуется недовольство по поводу заданных вопросов. По тем вопросам существовали споры, но со стороны они действительно выглядят смехотворными. Если Вы считаете, что такие вопросы неуместны на данном сайте, то прошу у Вас прощения. Тогда удалите эту и предыдущую запись с Вашего сайта.

Да благословит Вас Господь за ваш труд и терпение!

р.Б. Андрей отвечает:
1)Я уже писал, что по мнению Церкви речь идёт о Лице Троицы Духе Святом.
Вопросы-ответы на сайте не место для развёрнутых богословских дискуссий.
Вы цитируете апокриф. Все апокрифы содержат что-то, что противоречит учению Церкви. Наверняка, все содержат хоть что-то, что согласно с учением Церкви. Апокриф не является авторитетным источником для суждения по какому-то вопросу. По каждому утверждению Вы сами пытаетесь определить для себя - принимать или нет.
Но автор может процитировать апокриф в той части, в которой он с ним согласен. Это честно - автор не приписывает авторство себе, а ссылается на источник. Но ответственность несёт сам.
Далее, любой человек, любой святой грешен и может ошибаться. Только Иисус - Единственный Безгрешный. Кроме того, часто святые отцы излагают мнение недостаточно точно, и их могут неправильно понять. По сложным вопросам в святоотеческих работах рассматривают совокупность высказываний, а не одно. В этой совокупности порой встречаются высказывания, которые выглядят противоречивыми, но более полно и разносторонне рассматривают вопрос. Такое даже в физике есть: свет - это волна или частица?
Наконец, житие - источник сведений о жизни святого. Житие должно отмечать и его ошибки и грехи. Оно не является источником знаний об учении Церкви.

2) Единственный источник, на который можно опираться - это Новый Завет. Любые другие книги либо несут отсебятину (много таких апокрифов), либо пытаются развернуть евангельские сведения - более или менее удачно. Новый Завет дополняется Ветхим Заветом в части пророчеств о Христе. Святоотеческая литература вскрывает некоторые связи и проясняет их. Но источник один - Новый Завет.

3) Я и те, к кому я обратился с этим вопросом, не знают источника. Вероятно, этот источник апокрифический. Поэтому, он может быть как верен, так и не верен. В данном случае я не вижу оснований этому мнению доверять.

В моём ответе - и том, и этом - нет недовольства, если я грубовато написал - извините, Христа ради.

Есть несколько важных вещей, которые я бы хотел отметить в связи с этими вопросами.

1. Единственным источником, на который следует опираться - это Священное Писание и Священное Предание, являющееся размышлениями и толкованиями Священного Писания святыми отцами, их опытом переживания общения с Богом. В частности, очень важно литургическое наследие. Не стоит слишком много внимания и времени уделять апокрифам. Они не только время отнимают, но часто становятся источником заблуждений. Так же, как не стоит судить, скажем, о исторических событиях по художественной литературе. Так, не смотря на научные опровержения, в смерти Моцарта до сих пор винят его учителя и друга Сольери.

2. Повторю ещё раз про жития - они о жизни конкретного человека, а не об учении Церкви. Более того, и эти события могут быть несколько приукрашены - это назидательная художественная литература, а не научно-богословская работа.

3. На большинство вопросов нет общих ответов, как, например, о посте. Такие вопросы надо решать всегда для частного случая, а значит, тогда, когда они злободневны. Если не понятно, как решать, советоваться надо с духовником, который Вас достаточно хорошо знает. И постепенно набираться опыта самому в живом общении с ближними. Церковь - это жизнь в общении с братьями во Христе в любви и Духе Святом. Поэтому нужна именно жизнь в Церкви, в общине и в общении с духовником. Тогда многие умозрительные вопросы просто не будут возникать, а Вы всё чаще будете легко решать возникающие вопросы. Бог даровал человеку свободу, дал ему заповеди любви (к Богу и ближнему) и призвал к ответственному отношению к своей жизни. Человек призван научиться по-настоящему любить и быть свободным (а значит, самостоятельно принимать решения, не поддаваясь чужой воле и своим страстям). Научиться этому можно только практически в церковной жизни. Теоретически это не освоишь, как, скажем, не освоишь и езду на велосипеде.
4. Поэтому наиболее уместны конкретные вопросы, как, например, Ваш вопрос о церковном дне.

Извините за это длинное отступление.
С любовью о Христе, р.Б. Андрей.

21 Сентябрь 2012

Алексей спрашивает:
1) Можно ли есть маргарин, дрожжи, насекомых, китов в пост?
2) Правда ли что следующий день начинается с вечера? Если правда, то, во сколько начинается вечер и значит, вечер среды уже не считается временем поста?
3) Правда ли, что тот Дух, который написан в Бытие Библии «ибо Дух Божий носился над водой» не был Дух Святой, но Дух, который и сам сотворён?
4) Что происходит с Душой человека во время гипноза?
5) Можно ли рассказывать всем подряд о святынях храма?
6) Святого Андрея Христа ради Юродивого спросил его ученик: «А видимое небо — какой покров оно имеет над собой?». Что означает ответ святого: «Как снизу облака его покрывают, так и сверху оно покрыто громадой вод. Ибо говорит Давид: „Покрывающий небо водами“, предлагая в качестве ответа слово „основание“»?

р.Б. Андрей отвечает:
Алексей, по благословению батюшки, попробую ответить на Ваши вопросы.
Раз Вы эти вопросы задали, значит ответы на них для Вас очень важны, важнее, чем ответы на другие вопросы. Или других вопросов нет, всё ясно?

1) Можно ли есть маргарин, дрожжи, насекомых, китов в пост?
Для Вас это действительно злободневно - есть насекомых, дрожжи, китов? Скорее всего, этот вопрос не имеет практической важности.
Теперь о теоретическом интересе. Посты бывают разные. В один и тот же пост разные люди по-разному постятся в зависимости от своего возраста, здоровья, вида и интенсивности деятельности. Вопросы тяжести и вида поста лучше всего решить вместе со своим духовником. Может быть, на время поста как раз перейти на насекомых, вспоминая о великом постнике и пророке Иоанне Предтече Господнем? Но в любом случае в посте важнее не диета а упражнение духа. Пост должен привести к покаянию, т.е., к изменению отношения к жизни. Ограничения в пище и развлечениях направлены на то, чтобы способствовать вхождению в покаянное состояние. Если слишком много думать о пище, до покаяния дойти не успеешь.
И наконец, к конкретному перечню видов пищи. Обычно в пост ограничивают (исключают) употребление белков и жиров животного происхождения. В маргарин обычно добавляют животные жиры и в числе пищевых добавок сухое молоко. Киты - это животные, и с точки зрения поста ничем не отличаются, например, от коровы. Дрожжи и насекомые животных белков и жиров не содержат.

2) Правда ли что следующий день начинается с вечера? Если правда, то, во сколько начинается вечер и значит, вечер среды уже не считается временем поста?
Действительно, богослужебный день начинается с вечера. Когда начинается вечер - строго не определено. В древности, вечер (новый день) начинался с заходом солнца. В наше время в качестве точки отсчёта можно брать начало вечернего богослужения - оно относится к новому дню.
Но всё это не имеет к посту никакого отношения. Постный день начинается и кончается тогда же, когда и обычный календарный. Т.е., он длится с 00.00 по 24.00 чч.

3) Правда ли, что тот Дух, который написан в Бытие Библии «ибо Дух Божий носился над водой» не был Дух Святой, но Дух, который и сам сотворён?
Нет. В этой цитате говорится о Лице Троицы - Боге Духе Святом.

4) Что происходит с Душой человека во время гипноза?
Вопрос не понятен. Существует множество видов гипноза. Все они являются видом общения и видом насильственного (явного или неявного) воздействия. Душа, что может, то и делает. Представьте, что человек встретил мошенника или грабителя. Он вступает с ним в общение и подвергается явному или неявному насилию. Что он делает?

5) Можно ли рассказывать всем подряд о святынях храма?
С определёнными оговорками можно любому. Эти оговорки есть в Евангелии: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями". Не для всех они святыни, и не всем они интересны. Такие Ваш рассказ о святынях не будут воспринимать как рассказ о святынях.

6) Святого Андрея Христа ради Юродивого спросил его ученик: «А видимое небо — какой покров оно имеет над собой?». Что означает ответ святого: «Как снизу облака его покрывают, так и сверху оно покрыто громадой вод. Ибо говорит Давид: „Покрывающий небо водами“, предлагая в качестве ответа слово „основание“»?
Вы привели цитату из жития, написанного неизвестным автором и имеющего неопределённую степень достоверности (апокрифа). Лучше пользоваться более надёжными и достоверными источниками. Святоотеческое наследие чрезвычайно богато, разнообразно и интересно. Разнообразие относится и к тем образным системам, которые используют авторы.
В данном случае как раз речь идёт об образе, который автор предлагает от имени св. Андрея Епифанию. Образ всегда опирается на чувства, отношения и переживания. Поэтому вопрос не понятен. Образ нельзя рационально объяснить, можно только его представить и пережить. С учётом его связи с книгой Бытия, Псалтирью, другими книгами Библии и всем мироощущением автора. Так, воды тут не те, что в водопроводе, а те, что в книге Бытия (и Псалтири). Автор считает, что св. Андрей именно такой образ считает наиболее подходящим для наставления ученику. Если автор духовно близок, представить и понять образ легко. Если нет, то лучше поискать другого автора. Святоотеческое наследие очень богато.

С любовью о Христе, р.Б. Андрей.

16 Июль 2012

Ольга спрашивает:
Дорогие братья и сестры!

Обращаюсь к Вам за помощью, в связи со сложившейся ситуацией, а именно: очень близкий мне человек, отец двоих детей, воспитывающий их без матери, находился в состоянии комы на протяжении четырех недель после хирургического вмешательства (операции) при диагнозе рак желудка 2 стадии.
Сегодня ему предстоит еще одна операция. Пожалуйста, помолитесь о здравии болящего раба Божьего Сергия. Мы надеемся бог услышит наши молитвы и дарует ему исцеление.

Спаси Господи!

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления