Крестовоздвиженский храм в Самаре - 27.09.15-03.10.15 Неделя 17я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

27.09.15-03.10.15 Неделя 17я по Пятидесятнице

 

в начало На этой седмице:

27/14 сентября (воскресенье): Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. День постный.

Святителя Иоанна Златоуста (407).

Икон Божией Матери Лорецкой (11в); Леснинской (1683); Честнокрестной.

28/15 сентября (понедельник): Первомученика архидиакона Стефана (обретение мощей, 415).

Великомученика Никиты (ок. 372).

Иконы Божией Матери Новоникитской (372).

29/16 сентября (вторник): Великомученицы Евфимии Всехвальной (304).

Князь Феодор Смоленский и сыновья Давид и Константин ЯрославскиеИкон Божией Матери, именуемой «Призри на смирение» (Псков, 1420); Каменской (близ г. Опочки, 1426).

30/17 сентября (среда): Мучениц Веры, Надежды, Любве и матери их Софии (ок. 137).

Михаил, князь Черниговский, и болярин Феодор.Икон Божией Матери Цареградской (1071); Макарьевской, именуемой «Одигитрия» (1442).

1 октября / 18 сентября (четверг): Преподобной Евфросинии Суздальской (1250; обретение мощей 1699).

Икон Божией Матери Молченской (1405); именуемой «Целительница» (18 в.); Старорусской (возвращение ее в Старую Руссу, 1888).

День пожилых людей. Давайте не только в этот день, но и в остальные, проявим уважение к тем, кто старше нас. Давайте каждый день и во все дни уделять хоть немного любви, внимания и заботы нашим старикам. Они в этом очень нуждаются! И нам самим это нужно ещё больше.

2 октября / 19 сентября (пятница): Благоверного князя Феодора Смоленского (1299) и сыновей его благоверных князей Давида (1321) и Константина, Ярославских. Благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (1147).

На примере святых мы видим, насколько разнообразны их подвиги и насколько осмысленно надо следовать их примеру, а не слепо подражать. Так, в этот день мы славим благоверного князя Феодора Смоленского Чёрного († 1299) и сыновей его благоверных князей Давида и Константина, Ярославских. Феодор Чёрный проявил себя замечательным правителем и воином. Он привлёк особое расположение к себе хана Менгу-Тимура, женился на дочери хана, нареченной в крещении Анной, приобрёл в Орде огромное влияние, построил несколько храмов. Принёс в Орде много пользы Руси. А на следующий день мы славим мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора († 1245). Князь Михаил долгое время воевал с Ордой, пытался организовать совместное выступление против Орды с Венгрией и другими европейскими державами. После победы Орды он должен был ехать за получением в ней ярлыка на княжение. Там он отказался выполнить языческие обряды и принял мученическую смерть. Так же поступил и его верный друг и сподвижник болярин (боярин) Феодор. Видя их мужество и твёрдость в вере с тех пор ордынские ханы не требовали от русских прямого исполнения идольских обрядов. Совсем другой путь. Но без подвига князя Михаила и болярина Феодора иначе бы относились к русским в Орде, не имела бы Русь этих помощников на небесах, иначе складывались и отношения князя Феодора Чёрного с Ордой. Так эти пути оказываются связаны.

3 октября / 20 сентября (суббота): Суббота после Воздвижения Креста.

Собор Брянских святыхМучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора (1245).

Собор Брянских святых.

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

 

«Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы православным Христианом на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

«Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, / непобедимую победу».

в начало вверхвниз 1 Кор.1:18-24

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия.

19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.

20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

21 Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;

23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,

24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

в начало вверхвниз Ин.19: 6-11, 13-20, 25-28, 30-35

6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

в начало вверхвниз Епископ Митрофан (Зноско-Боровский). Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста

«Крест — хранитель всея вселенныя, Крест — красота Церкви, Крест верных утверждение, Крест ангелов слава и демонов язва», — так воспеваем мы, Христовы чада, прославляя Крест Христов.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста ГосподняОт века предопределил Творец и Промыслитель Крестом спасти падшее человечество от силы вражией, спасти Крестом чрез распятие на нем Единородного Сына Божия. «Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ног Его, яко свято есть», — вдохновенно восклицал св. пророк Давид. «Как Моисей вознес змию в пустыне, так подобает и Сыну Человеческому вознестися, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную», — сказал Господь наш Иисус Христос Никодиму.

Все христиане, если верны они Христу, почитают Крест, со вниманием и благоговением себя ограждают крестным знамением, и на своей груди носят крест в знак того, что мы Божии чада, сыны Света.

Правда, иные христиане не носят креста. Почему? Одни по забвению, другие по легкомыслию, но есть и такие, которые отвергают Крест. Так, именующие себя «евангельскими христианами» отвергают Крест. Да и не одни они: многие протестантские секты отреклись от Креста.

«Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его». Побитый Крестом, враг нашего спасения возненавидел Крест и эту ненависть ко Кресту сохраняет и поныне. Он и слуги его боятся Креста.

Стало быть, кто внушает сектантам, протестантам разных толков, избегать Креста? — дьявол. Под его влиянием находятся все, отвергающие Крест. На это нам возражают: да, но посмотрите, как сектанты и протестанты знают св. Писание, как любят они его читать и учить! Да, но ведь и демон знает св. Писание, знает его еще лучше... Он и верует, и, все же, остается носителем зла, противником Божиим. Недостаточно знать слово Божие и говорить: «я верую — я спасен». Вне Креста — нет спасения. А враг внушает: оставь Церковь, не слушай Ее, прислушивайся лишь к голосу твоей личной совести, живи по-своему — только веруй...

Крест Христов — это жертвенник, на котором была принесена всемирная искупительная Жертва. Крест это свидетель любви Божией к человеку. Крест это видимое выражение нашей веры, веры христианина. Под этим знаменем воины равноапостольного Константина одержали блестящую победу над гонителями Христа и Его Церкви. Под этим знаменем и мы ведем борьбу за Христа, борьбу против супостатов и против греха, в нас гнездящегося.

В св. Писании говорится, что перед вторым пришествием Сына Божия явится на небе знамение Креста и верующие в Него возрадуются, а отвергающие Крест — восплачутся и возрыдают.

Но почему христиане, почитающие Крест, терпят ныне поражения? Да потому, что забыли свое знамя Крест; нося крест на груди, осквернили его небрежным маханием рукой и топчут в грязь, совершая дела греха, гордыни и злобы. Мы должны высоко поднять знамя победы — Крест Христов — и освятить им всю нашу жизнь. На этом знамени запечатлены слова: любовь — смирение — послушание Творцу и Промыслителю нашему.

Благоговейно осеняя себя крестным знаменем и лобызая Крест, не перестанем воспевать: «Непобедимая, непостижимая и божественная сила Честнаго и Животворящего Креста, не остави нас». Аминь.

в начало вверхвниз Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) (1 Кор.1:18-24)

Мы слышим величественное Евангелие о Кресте. Пожалуй, в Писании Нового Завета нет другого, подобного ему Слова, которое с такой яркостью и силой выразило бы непостижимую, и в то же время действенную суть христианского Благовестия об Иисусе Христе распятом. Здесь – нервный центр, сердцевина Евангелия, тот узел, который не разрешается человеческой логикой, никакими мыслительными усилиями философов и ученых. Здесь Апостол Павел облекает в слова универсальную христианскую истину, побуждаемый к этому конкретной ситуацией. Так он поступает и в прочих своих посланиях: от конкретного к универсальному, от частного к общезначимому.

Коринфская церковь, к которой обращается Апостол, в то время находилась на грани раскола. Причиной разделений была человеческая гордыня, выражавшаяся в том, что одни христиане считали себя выше, лучше других. Они наивно и безосновательно видели себя достигшими совершенного духовного знания во Христе. Факт своего крещения они считали гарантией спасения, пропуском в Царство Божие. «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас» (4,8), – с горькой иронией пишет им Апостол. Сегодня мы сказали бы, что коринфяне, о которых идет речь, находились в состоянии «прелести», ложного религиозного энтузиазма и самодовольства. При этом решающую роль в их религиозных представлениях о себе играли понятия «силы» и «мудрости во Христе». Но, уповая на свою мнимую «силу» и «мудрость», они забывали о жестокой реальности Креста и не считались с неизбежным крестоношением в этой жизни, в этом мире. Всё с той же горькой иронией Апостол Павел напоминает им об этом: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии» (4,10).

Свою проповедь Апостол подчеркнуто называет «словом о Кресте»: «Я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (2,2). И это слово – юродство, безумие с точки зрения «мудрости мира», которому весть о Кресте должна казаться лишенным смысла абсурдом, потому что эта весть противоположна всем человеческим ожиданиям. О том, что человеческие потребности, планы, ожидания могут быть очень далеки от замыслов Божиих, говорили уже древние книги Писания, которые по памяти цитирует Апостол Павел: Бог посрамит «мудрость мудрецов» и «разум разумных», Он «знание их делает глупостью» ( Ис. 29:14; 44,25). Где они, иудейские и эллинские мудрецы, книжники, участники богословских и философских диспутов? Слово о Кресте ставит под сомнение всю их человеческую мудрость. Апостол настаивает: спасение людям принесла не их самозваная и самодовольная мудрость, но не признанная и распятая ими на Кресте Премудрость Божия.

Согласно иудейским ожиданиям, Мессия должен был доказать своё мессианство знамениями божественного посланничества. Однако Спаситель оказался не сияющим победителем, но униженной, отверженной и распятой жертвой человеческой злобы и глупости. Исповедать такого Спасителя как Мессию должно было представляться невыносимым соблазном, почти богохульным скандалом. «Соблазн» по-гречески «скандал». Слово это означает западню, ловушку, несущую совращение и гибель. Крест вызывает противоречие и раздражение.

Ищущим же мудрости эллинам, которые в своей философии пытались проникнуть в сущность мироздания, весть о распятом Спасителе представлялась болезненным безумием. Почитать умершего на кресте преступника, – для «нормального» человека это должно было казаться нестерпимой дерзостью.

Иудеи и эллины у Апостола Павла выступают как представители всего неверующего мира. Они воплощают различные формы слепоты по отношению к Божественному откровению, к Вести о Кресте. Мир упустил Бога в Премудрости Божией на Кресте, ибо желал познать Его по масштабам своих религиозных ожиданий и своей мудрости. Но нам ясно также, что критика Апостола направлена не столько на неверующий мир, сколько на уверенных в своей силе и мудрости коринфских христиан, а тем самым и на нас. Иудеи и эллины – не другие, не внешние: они символизируют позиции, которые всегда существуют и внутри церкви. В самом деле: разве мы не видим и в нашей церкви, и в себе самих стремления нашими желаниями внешней силы, чудесных знамений, власти и успеха заменить призыв Спасителя: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Мы, как иудеи и эллины, тоже рискуем не признать и не познать мудрость Божию, если не принимаем всерьез Евангелие о Кресте.

Событие Креста во всей своей трагичности – доказательство силы и премудрости Божией, которая смогла преодолеть смерть и небытие. Ведь Крест Христов неразрывно связан с Христовым Воскресением. Без Воскресения Крест остался бы торжеством греха и бессмыслицы. Но без Креста Воскресение оказалось бы иллюзорным хэппи-эндом, не считающимся с полной страданий действительностью этого мира. Послание к Коринфянам открывается трагической Вестью: «Христос Распятый!», но завершает его радостная Весть: «Христос Воскресе!». И то, и другое – Весть Божественной Премудрости, и, следовательно, – Евангелие!

в начало вверх Память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трёх христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу.

Вера, Надежда, Любовь и матерь их СофияСвятая София и дочери её не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали её перед всеми. Наместник Антиох донёс об этом императору Адриану (117-138), и тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их, но Господь Своей Невидимой Силой их хранил. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли Господа и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и всё время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Христа. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.

Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело её на том же месте.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления