23.09.12-29.09.12 Неделя 16-я по Пятидесятнице
В евангельском чтении недели (Мф.25:14-30) мы слышим притчу о талантах. Она напоминает нам о неизбежном ответе перед Богом о том, как мы распорядились данными нам дарованиями и оказанными нам благодеяниями. Бог ждёт от нас верности в употреблении Его даров. Если есть у тебя дар, его надо использовать во славу Божию и на благо людям. Иметь и не использовать, т.е., как бы не иметь - хуже чем действительно не иметь, ибо Бог даёт «каждому по его силе». Поэтому, «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» - тут говорится именно об использовании. Ленивых же и лукавых ждёт тьма внешняя, кромешная. Верных же в своём призвании и служении ждёт награда уже здесь: в доброй совести, в радости от совершившегося нашими усилиями добра, в оправдывающемся уповании на Бога, в возрастающем совершенстве в делании добра. И наоборот. Причина недовольства людей кроется в их лености и бездействии, в превратном направлении ума, в болезненном настроении чувств, в слабой воле и ненасытной жадности. Те, кто коснеет в своих страстях, от временного несчастья и неудовлетворённости движутся к вечной погибели. Исцеление же может принести только вера. Справедливы ли жалобы людей на изначально неравное раздаяние земных даров? Нет. Потому, что Бог есть наш полный Владыка и Творец. Потому, что в неравном раздаянии даров Господь сообразуется со Своей высочайшей мудростью и нашими силами (каждому по его силе). Потому, что хотя и не все получают одинаковую меру даров, однако нет ни одного человека, который оставлен был бы без необходимого для него таланта. Потому, что неодинаковое раздаяние даров не препятствует никому достигать одинаковой степени близости к Богу. «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего», - говорит Господь. Будем же верны в этом малом.
К этому же призывает апостольское чтение (2Кор.6:1-10): «умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами». Апостол Павел пишет и о том, каким надо быть во всех испытаниях, показывает, как сказывается благодать и заключает: «нас огорчают, а мы всегда радуемся».
Такое не тщетное употребление Божьей благодати может и должно проявляться во всей жизни христианской, в использовании талантов во благо людям, и в том, чтобы «никому ни в чем не полагать претыкания», и в том чтобы научиться находить утешение в самом испытании.
В день Воздвижения, 14/27 сентября, отошёл ко Господу свт. Иоанн Златоуст, но память его, праздника ради, переносится (на 13/26 ноября). На этой седмице мы также вспоминаем и других подвижников, со славою нёсших свой крест во славу Божию: в понедельник - прп. Силуана Афонского, во вторник - прав. Симеона Верхотурского, в среду - священномученика Корнилия сотника, в пятницу - первомученика архидиакона Стефана. И многих других - «Дивен Бог во святых Своих».
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Недельное чтение о талантах перекликается с главным праздником, пришедшимся на седмицу - Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня. Это наш храмовый праздник. Этот праздник - день постный.
Употребление дарованных талантов во славу Божию и на благо людям - это и есть несение своего креста, данного нам Господом. Каждому из нас надо найти и воздвигнуть в себе утерянный Крест Христов, подобно тому, как это сделали в 4-м веке святая Елена Равноапостольная и епископ Макарий. Воздвижение Креста мы празднуем в четверг, 27 сентября (14 сентября с. с.). И в тот же день мы вспоминаем возвращение Креста Господня в Иерусалим после 14-летнего персидского пленения (в 7-м веке).
Так и нам надо вернуть наш крест из пленения нашими страстями. Накануне Воздвижения мы празднуем Воскресение Словущее - освящение храма Воскресения Христова во Иерусалиме. Так и нам надо освятить храм тела своего для воздвижения в себе и несения нашего креста.
-
Приглашаем Вас познакомиться с материалами к этому празднику. Материалы будут открываться в отдельных окнах (вкладках):
- Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня.
- Димитрий Ростовский. Сказание о воздвижении честного и животворящего Креста Господня. Слова, проповеди, мысли:
- Феофан Затворник. Неделя пред Воздвижением Честного Животворящего Креста Господня.
- Антоний, митрополит Сурожский. Воздвижение Креста Господня
- Виктор Ильенко, прот. Воздвижение Креста Господня
- Иеромонах Мефодий. Воздвижение
Свт. Феофан Затворник. Неделя 16-я по Пятидесятнице (2Кор.6:1-10; Мф.25:14-30). Притча о талантах дает мысль, что жизнь — время торга. Надо, значит, спешить воспользоваться этим временем, как на торгу всякий спешит выторговать, что может. Хоть только лапти кто привез или лыко, и тот не сидит сложа руки, но ухищряется зазвать покупателей, чтоб продать свое и купить потом себе нужное. Из получивших от Господа жизнь никто не может сказать, что у него нет ни одного таланта; всякий имеет что-нибудь, да не одно еще: всякому, стало быть, есть чем торговать и делать прибыток. Не озирайся по сторонам и не считай, что получили другие, а к себе присмотрись хорошенько и поточнее определи, что в тебе есть и что можешь приобрести на то, что имеешь, и потом действуй по этому плану без лености. На суде не будут спрашивать, почему не приобрел ты десять талантов, когда имел только один, и даже не спросят, почему ты на свой один талант приобрел только один, а скажут, что ты приобрел талант, полталанта или десятую его часть. И награда будет не потому, что ты получил, а потому, что приобрел. Ничем нельзя будет оправдаться — ни знатностию, ни бедностию, ни необразованностию. Когда этого не дано и спроса о том не будет. Но у тебя были руки и ноги, скажи же, спросят, что ты приобрел ими? Был язык, что им приобрел? Так-то на суде Божием уравнивается неравенства земных состояний.
Иеромонах Мефодий. Неделя 16-я по Пятидесятнице: Притча о талантах (Матф. 25:14-30).
Под евангельскими талантами принято понимать дарования и способности человека, которые должен он приумножить и развить в своей жизни.
«Зарыть талант» — значит, не суметь воспользоваться своими дарованиями, не исполнить до конца долга своего служения Богу и ближнему. Но не только способности и дарования представляются нам, братие, под талантами Евангелия.
«Одному дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по силе его ...»
Жизненный Крест, та обстановка, которая окружает нас в нашей жизни — тоже талант, тоже что-то такое, чем должны мы воспользоваться, что должны умножить и возрастить.
Господь сравнивает житейскую мудрость христианина с книжником, наученным Царству Небесному, который подобно хозяину выносит из сокровищницы своей новое и старое, т. е. умеет пользоваться всеми обстоятельствами жизни.
Благополучно ли — старайся служить Богу. Скорбишь ли — не унывай.
И как бы тяжела ни была та обстановка, в которой протекает жизнь христианина, какие бы черные тучи ни собирались над его головой, всегда выйдет он победителем, если сумеет до конца остаться христианином.
Однажды римский правитель грозил Святителю Василию Великому конфискацией имущества, ссылкой и смертью. Святитель Василий ответил ему: я не боюсь конфискации моего имущества, потому что у меня только книги. Ссылка тоже мне не страшна, — ведь, вся земля Господня... А смерть только радость для меня, ибо соединюсь я чрез нее с возлюбленным моим Спасителем.
О, если бы и мы, братие, научились не малодушествовать в постигающих нас испытаниях, а старались бы в них очистить свое сердце и приумножить те малые свои дарования, о которых совершенно забываем в обстоятельствах спокойной и благополучной жизни.
Митр. Антоний (Храповицкий). Неделя 16: Притча о талантах и минах. (Мф. 25:14-30; Лк. 19:12-28).
Таланты, оставленные для разработки, — под ними обычно понимают различные способности или прочие дары, напр., богатство и т.д. Но этот перечень можно еще и еще дополнять и все-таки что-либо упустить. Талант есть всякая возможность сотворить добро. Такие свойства как доброта, ласковость, отзывчивость, это те же таланты и если их не упражнять они гаснут и уже нет тех порывов ласки и доброжелательности, которые так радуют людей. В другой притче о минах, говорит человек высокого рода своим рабам, давая им 10 мин: “употребляйте их в оборот, пока я не возвращусь.” Под этими минами, данными во временное пользование, мы видим приливы благодатных добрых чувств, напр., участливости, негодования ко греху и лжи и проч. Эти временные дарования: иногда сильнее постоянных. Под куплей надо понимать обогащение добротой и любовью людей. Но эту доброту и любовь надо вызывать и больше всего его выходит от благодатных приливов добрых чувств, в ответ на твою любовь и добро. Больше всего его выходит в ответ на искреннее горячее движение сердца, находящее себе выражение, даже не в нарочитых подвигах, а иногда лишь в улыбке или рукопожатии. Не зарыл таланта тот, кто имеет любовь и умеет ее выражать. Есть такие хорошие, хотя и редкие, семьи, в которых есть это умение. От общения с ними люди выходят обрадованными и утешенными, с потребностью жить в любви.
Купля, о которой говорится в Евангелии, предполагает энергичное желание обогащения. Но чаще встречается ленивое и безучастное отношение к этому делу и к людям, а вслед за этим дух самооправдания. Последнее так распространено, что можно сказать — в этом грехе повинны все.
«Войди в радость Господина твоего», — говорит Господь. Это прежде всего — возвращение к Нему. В Его доброй жизни каждое мгновение есть повод для проявления радости и любви.
Этой жизни уподобляется упомянутая добрая семья: в ней дух праведности, незлобия, прощения, в ней царствует тихая благодать и также всякое событие жизни есть повод для выражения духа этой семьи.
В этих притчах о талантах и минах — все Евангелие.
Преподобный Силуан Афонский (Семён Иванович Антонов, 1866-1938) родился в семье крестьян Тамбовской губернии, Лебедянского уезда, Шовской волости и села. Уже в молодости он пережил благодатное посещение Богородицы и решил уйти в Киево-Печерскую Лавру, но родитель настоял, чтобы Семён поступил на военную службу, которую он проходил в Санкт-Петербурге. По окончании военной службы в 1892 г. Семён уехал на Афон в русский монастырь святого великомученика Пантелеимона. Скоро он получил от Пресвятой Богородицы великий и редкий дар: его молитва стала «самодвижной». Вместе с тем он подвергался разнообразным бесовским нападениям. Среди прочих, его мучил помысел: «Ты молишься, и, может быть, спасешься, но если в раю ты не найдешь ни отца, ни матери, ни тех, кого ты любишь, то и там не будет тебе никакой радости». Когда инок уже совсем изнемог, ему явился Господь. Тогда Симеону было 27 лет. Когда действие благодати стало слабеть, Симеона охватило «скучание о Господе». Чтобы Христос мог пребывать в нём, ему предстояло «разумным подвигом» очистить себя от страстей. Симеон несёт монастырские послушания, предаётся усиленным аскетическим подвигам и обучается «умному трезвению». В 1911 г. он был пострижен в схиму с именем Силуан.
Как-то после многолетнего подвига, когда Силуана охватило томление, он произнес в сердце своем: «Господи <...> что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом? <...> чтобы смирилась моя душа?». И был ему ответ в сердце от Бога: Держи ум твой во аде, и не отчаивайся. Эта краткая формула содержит вековой опыт христианского подвижничества. Осуждая себя во ад, признавая себя достойным наказания, но не теряя надежды на Господа, полагая в Нём Одном свою силу и упование, подвижник обретает способность противостоять и своим страстям и нападениям извне. В этой формуле заключён путь спасения всякого христианина.
По мере благодатного роста, преподобный всё больше молится за мир, «за всего Адама, как за самого себя». Старец говорит: «Брат наш есть наша жизнь», «Кто не имеет в себе любви к врагам, в том Дух Божий не обитает». Преподобный Силуан с плачем молился о всем мире тогда, когда мир был охвачен войной, когда Россию раздирала гражданская война, когда множество людей становилось жертвами массового террора, и Русская Церковь шла путем мученичества. Старец Силуан в молитве сораспинался кроткому, любящему Христу и «мог умолить Его о неисчетном множестве людей».
Известны многочисленные случаи исцелений по молитвам у мощей преподобного.
Записки Силуана Афонского, опубликованные в 1952 г. его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым) иногда называют Новым Добротолюбием.
Силуан Афонский:
«Сердце мое возлюбило Тебя, Господи, и потому скучаю по Тебе и слезно ищу Тебя. Ты украсил небо звездами, воздух - облаками, землю же - морями, реками и зелеными садами, но душа моя возлюбила Тебя и не хочет смотреть на этот мир, хотя он и прекрасен. Только Тебя желает душа моя, Господи. Твой тихий и кроткий взор я не могу забыть, и слезно молю Тебя: приди, и вселись, и очисти меня от грехов моих. Ты видишь с высоты святой славы Твоей, как скучает душа моя по Тебе».
«Молю Тебя, милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли».
«Неверие бывает от гордости. Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам. Смиренным душам Господь показывает Свои дела, которые непостижимы для нашего ума, но открываются Духом Святым. Простым умом можно познавать только земное, и то отчасти, а Бог и все небесное познается Духом Святым».
«Чем больше любовь, тем больше страданий душе;
чем полнее любовь, тем полнее познание;
чем горячее любовь, тем пламеннее молитва;
чем совершеннее любовь, тем святее жизнь».
«Благодать дала мне познать, что все люди, любящие Бога и хранящие заповеди Его, исполнены света и похожи на Господа; а идущие против Бога - исполнены мрака и похожи на врага».
Праведный Симеон Верхотурский († 1642) был дворянином, но скрывал свое происхождение и вёл смиренную жизнь бедняка. Он ходил по деревням и бесплатно шил полушубки и другую верхнюю одежду, преимущественно для бедных. При этом он сознательно что-нибудь не дошивал – или рукава, или воротник, за что терпел поношения от заказчиков. Подвижник много странствовал.
Но чаще всего жил на погосте села Меркушинского недалеко от города Верхотурья (Пермский край). Святой Симеон любил уральскую природу и, радостно созерцая ее величественную красоту, возводил мысленный взор к Создателю мира. В свободное от трудов время любил святой в тиши уединения удить рыбу, ибо это напоминало ему об учениках Христовых, дело которых он продолжал, наставляя в истинной вере местных жителей.
Его беседы были тем благодатным семенем, из которого постепенно возросли обильные плоды духа на Урале и в Сибири, где преподобный особенно почитается.
Праведный Симеон Верхотурский был погребен на Меркушинском погосте при храме Архистратига Михаила. 12 сентября 1704 года, по благословлению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона из храма Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая.
Праведный Симеон совершил множество чудес после кончины. Он нередко являлся во сне больным и исцелял их, вразумлял впавших в порок пьянства. Особенность в явлениях святого та, что с исцелением телесных немощей он преподавал и наставления для души.
Священномученик Корнилий сотник.
Сотник Корнилий был крещён со всем своим домом апостолом Петром (Деян.10), как, о чем свидетельствует святой евангелист Лука (Деян.10). Он был первым из язычников, принявшим Крещение. Он оставил мир и пошел на проповедь Евангелия вместе с апостолом Петром, который поставил его епископом. Коронилию выпал жребий проповедовать в городе Скепсии. Князь этого города, Димитрий, был язычником и ненавидел христиан. Он потребовал от Корнилия принесения жертвы идолам. Святой просил показать богов. Когда его отвели в храм Зевса, по его молитве произошло землетрясение, и храм и находившиеся в нём идолы разрушились. Весь народ, видевший происшедшее, был в ужасе. Корнилия по приказу князя связали и подвесили в темнице на ночь. Князю сказали, что его жена и ребенок погибли под обломками храма, но позже один из жрецов сообщил, что слышал голоса его жены и сына из-под развалин и что они восхваляли Бога христианского. Князь обратился к Корнилию с просьбой вызволить его близких из-под развалин. Св. Корнилий отправился к разрушенному храму, и по его молитве пострадавшие смогли выбраться. После этого князь Димитрий, все его родственники и приближенные приняли святое Крещение. Св. Корнилий прожил долгое время в этом городе, обратил ко Христу его жителей и поставил пресвитера Евномия для служения Господу. Скончался св. Корнилий в глубокой старости и был погребён неподалеку от разрушенного им храма.
День воспитателя и всех дошкольных работников, 27 сентября - профессиональный праздник в Российской Федерации. Был учреждён по инициативе ряда общероссийских педагогических изданий 27 сентября 2004 г. Его поддержали авторы большинства основных дошкольных программ, педагоги детских садов и многие родители. Т.о., праздник возник как общественный и самодеятельный. С 2008 г. празднуется и на официальном уровне.
Дата праздника приурочена к открытию первого детского сада в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове 27 сентября 1863 г. Софьей Люгебиль.
Идея этого праздника - напомнить о важности дошкольного воспитания и тех людях, которые делают это ответственное дело. В этот период жизни у ребёнка формируется личность, мировоззрение, закладываются основы здоровья. Воспитатели сегодня в большой степени закладывают в наших детей то, каким будет наше будущее.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.