Крестовоздвиженский храм в Самаре - 73. К Великому посту
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

73. К Великому посту

 

Самым светлым, красивым, поучительным и трогательным временем в православном календаре является период Великого поста и Пасхи.

Тут продолжено рассмотрение некоторых вопросов, связанных с Великим постом.

Недели (воскресные дни) Св. Четыредесятницы

Каждый воскресный день Св. Четыредесятницы посвящён особому воспоминанию.

Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется Неделей Православия, или Торжества Православия над всеми ересями, и в частности над иконоборческой. В конце литургии священнослужители совершают особое последование Торжества Православия.

Иконоборцы, отрицая иконы и священные изображения, отвергали, что Сын Божий стал подобным нам человеком, а следовательно, и описуемым. Поэтому в это воскресенье положено поклонение Нерукотворенному образу Спасителя.

В евангельском чтении недели мы слышим слова Господа: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». В Воплощении была разрушена преграда между Богом и людьми, вновь началось общение между миром горним и миром дольним. Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом по благодати. Через Иисуса Христа, принявшего человеческий образ, люди получили возможность восстановить в себе образ Божий. Поэтому, цель покаяния и поста человека — обо́жение.

Во второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов - святителя Григория Паламу, жившего в 14 веке. Свт. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и о нетварном Фаворском свете. Указав в предшествовавшее воскресенье на обо́жение как цель христианского делания, теперь Церковь говорит о его плодах, о преображении человека и его просветлении Божественным светом. Не случайно на иконах святых угодников Божиих вокруг их головы изображается сияние, или нимб.

Третье воскресенье и следующая за ней (четвёртая) седмица называется Крестопоклоной. В это воскресенье за Всенощной выносится для поклонения верующим Святой Крест. Вынос и поклонение Кресту сопровождаются особыми песнопениями. Так Церковь показывает нам, как достигается преображение души, какой путь к нему ведёт. В евангельском чтении воскресенья мв слышим слова Господа: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8:34).

Святой Крест напоминает нам о страданиях и смерти Господней, воодушевляет и укрепляет постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения до пятницы.

Среда Крестопоклонной недели называется «преполовением» Четыредесятницы

В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

В воскресном евангельском чтении (Мк.9:17-31) рассказывается об исцелении Господом отрока, одержимого духом немым. На вопрос учеников, почему они не смогли справиться с духом, мы слышим наставление всем нам: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

Заканчивается же евангельское чтение словами: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет».

В четверг на пятой седмице совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской», на которой полностью читается Великий канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов.

В субботу на пятой седмице совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь даёт в лице преп. Марии Египетской, образец истинного покаяния и показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

В евангельском чтении мы слышим о грешнице, принесшей алавастровый сосуд с миром помазать ноги Иисуса, и видим в ней пример глубокого покаяния. Мы слышим слова Христа: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит»; «Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром».

Шестая седмица называется Седмицей Ваий (ветвей). Она посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

Суббота седмицы называется Лазаревой. На богослужении в Лазареву субботу вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

Шестое воскресенье называется Вербным, Неделей Ваий, Цветоносной. В этот день отмечается великий двунадесятый праздник - Вход Господень в Иерусалим. На Всенощной освящаются ветви вербы (ваиа). Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажжённых свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (Воскресение).

В воскресном евангельском чтении мы слышим, как народ встречает Иисуса: «осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» И Он знает, что многие из них будут через несколько дней кричать «распни, распни Его!»

Затем начинается Страстная седмица. Она посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту седмицу христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими.

О Чтении Четвероевангелия на Страстной седмице.

По Уставу положено прочесть на часах первых трёх дней Страстной седмицы почти полностью Четвероевангелие. Это значительно увеличивает продолжительность и без того пространных служб этих дней. Поэтому, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трёх евангелистов на часах седмицы 6-й.

Там же, где богослужение в течение Великого поста бывает только по средам и пяткам, иногда начинают чтение Четвероевангелия со среды седмицы 2-й.

Смысл поста

Пост - это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом, и в этом смысле - наша малая жертва Богу молитвой и покаянием. Мы пошли бы на голод, лишения, жертвы ради своего ребёнка, ради любимого человека. Пост - такое же свидетельство нашей любви к Богу.

«Жертва Богу - дух сокрушенный» (Пс.50:19). Суть поста в том, чтобы отказаться от того, что нас поглощает и удаляет от Бога. Как пишет преподобный Исаия Отшельник: «Душевный пост состоит в отвержении попечений».

Пост - радость, а не повинность или наказание. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти - просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, и у него появляется жажда и способность покаяться и очиститься от них.

Но при неправильном отношении пост может быть вреден и превратиться в мучение. В результате неразумного прохождения многодневного поста часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Часто они связаны с чрезмерным постом или с чрезмерной сосредоточенностью на посте, постоянными мыслями о том, как правильно поститься.

У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен.

Нельзя также делать пост целью, он — средство.

    Пост помогает:
  • обузданию плоти и чувственных пoхотей;
  • укреплению нашей слабой воли и наших нравственных сил;
  • настоящему покаянию;
  • приближению к Богу и привлечению Его милосердия.

Смысл поста - в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Как говорил свт. Тихон Задонский: «Любовь выше поста». «Бог есть любовь» (Ин.4:8). Ради поста духовного, любви, можно, когда надо, отступить от поста телесного.

Феофан Затворник наставляет: «Закон постничества такой, - в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, - все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».

Таким образом, есть пост чрева, пост чувств и пост духа — наиболее важный и его вершина.

Так что, постясь телесно, давайте поститься и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления