Крестовоздвиженский храм в Самаре - 71. Круг евангельских чтений
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

71. Круг евангельских чтений

 

Чтения Евангелия начинаются с литургии Пасхи. Т.о., от Пасхи отсчитывается круг евангельских чтений.

    Чтения располагаются по трём отделам:
  1. Триодь цветная - период от Святой Пасхи до Святой Пятидесятницы - 7 седмиц.
  2. Период от Пятидесятницы до Недели (воскресенья) по Просвещении (Богоявлении) - 33 седмицы.
  3. Триодь постная: 10 седмиц (3 седмицы приготовительных к Великому посту и 7 седмиц Великого поста со Страстной седмицей).

Зачала в седмичные, или будние, дни представляют последовательные, с некоторыми выпусками, чтения из евангельских повествований от Иоанна, Матфея, Марка и Луки с возвращением в конце круга к чтению из Евангелия от Марка.

Зачала воскресных дней образуют свой круг чтений. Причина этого в том, что всегда воскресный день по своему священному значению и по бытовым условиям верующих привлекал в храм наибольшее количество молящихся.

Круги наших евангельских и апостольских зачал в том составе и порядке, в каком мы имеем их в настоящее время, созданы в 10-12 веках Константинопольской Церковью. Сложившийся круг евангельских зачал - это богословствование о Сыне Божием, Его искупительной Жертве, а также о духовном возрастании в вере чад Церкви.

Евангельские чтения даны для 50 седмиц потому, что в годичном круге Церковь соединяет солнечный и лунный астрономические календари. По солнечному календарю (в нём 52 седмицы) расположены неподвижные праздники церковного года, а по лунному (в нём 50 седмиц) - праздник Пасхи, от которого идёт отсчёт других праздников — подвижных.

Согласно древним церковным установлениям, Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, строго после еврейской Пасхи. Воскресенье это либо совпадает, либо непосредственно следует за весенним равноденствием (21 марта). В связи с несовпадением лунного календаря с солнечным это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния в разные годы оказывается в разных числах марта и апреля солнечного года - с 22 марта по 25 апреля. От одной Пасхи до другой не бывает 52 седмиц - их бывает или меньше, или больше - 50, 51, 54 и 55.

Поскольку круг евангельских праздничных чтений связан с праздником Пасхи, празднуемым по лунному году, состоящему из 50 седмиц, то и чтения даны по числу лунных седмиц — 50.

Если в году от Пасхи до Пасхи 50 или 51 седмица, то между ними меньше солнечного года (, состоящего чуть более, чем из 52 седмиц), и в течение одного солнечного года от Пасхи до Пасхи бывает две Пасхи. Такая Пасха называется Внутрь-Пасха. Триодь Внутрь-Пасхи начинается либо в Неделю по Просвещении, или в первое, или во второе следующее за ним воскресенье.

Пасхальные годы с 54 и 55 седмицами называются Вне-Пасха.

Для седмиц свыше 50 чтений в указателе нет. В этом случае возвращаются (отступают) к зачалам, которые читались раньше. Это называется отступкой. Делают это по особым правилам.

В воскресные дни отступки нет. В эти дни читаются Евангелия и Апостолы, пропущенные в своё время. В церковном году есть воскресенья, когда, помимо чтений по указателю (их называют рядовыми чтениями), положены ещё и особые, например, чтения Недели святых праотец, по Просвещении. В эти дни рядовые чтения или опускают, или читают под зачало, то есть два подряд, в случае, «аще не будет отступки». Все эти непрочитанные рядовые воскресные зачала прочитываются во время отступки. Если и этих зачал не хватит, тогда, по Уставу, читается зачало Недели 17-й по Пятидесятнице, о хананеянке.

Главным положением при составлении ряда чтений Четвероевангелия является забота о том, чтобы Священное Писание было прочитано в течение года полностью. Неделя по Просвещении (Богоявлении) всегда является концом пасхальных чтений, за которым начинаются постовые чтения (чтения Триоди постной). Всегда перед Триодью постной Неделя о Закхее, предваряющая подготовительные недели поста.

Первый цикл годичного круга воскресных литургийных евангельских чтений объемлет чтения восьми Недель: Святой Пасхи, о Фоме, о святых женах-мироносицах, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, святых отец 1-го Вселенского Собора, Пятидесятницы. В эти воскресные дни вспоминаются некоторые события и лица, утверждающие спасительную весть Воскресения. Евангельские чтения Недель о расслабленном, о самаряныне, о слепом дают верующим представление о существе Воскресшего: воскрес Мессия, исцелявший словом расслабленных, слепорожденных, воскрешавший мертвых, принесший воду живую, Мессия, впервые открывший Себя самарянке: Мессия - «это Я, Который говорю с тобою» (Ин.4:26). Неделя перед Пятидесятницей именуется Неделей святых отцов Первого Вселенского Собора. Они сформулировали догматы о Единосущии Сына Божия с Богом Отцом. Завершается первый цикл евангельских воскресных литургийных зачал Пятидесятницей. Чтение этой Недели (Ин.7:37-52; 8:12) открывает нам тайну о ниспослании Духа Святого. Церковь указывает на свою природу как на сокровищницу даров Святого Духа, как на неиссякаемый источник на земле рек воды живой для спасения вознесшимся Господом людей.

Второй цикл воскресных литургийных евангельских чтений объемлет 32 Недели: от Недели 1-й по Пятидесятнице, именуемой Неделей Всех святых, до Великого поста. Повествуя в первом пасхальном цикле о благодати и истине, происшедших чрез Иисуса Христа, Церковь во втором цикле проповедует о таинственном значении полученных благ. Чтения описывают законченный круг событий евангельской истории. Так верующие постепенно возводятся к пониманию Лица Господа Иисуса Христа. Зачала последних недель этого круга направляют наши мысли к Крестной Жертве Сына Божия, к покаянию и приуготовлению к Суду Божию. Завершающая Неделя о Закхее уже содержит призыв ко всем нам: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10).

Третий цикл начинается с евангельских чтений четырех предпостовых недель: О мытаре и фарисее, О блудном сыне, Мясопустной и Сыропустной, посвященных подготовке к достойному его прохождению. Первая неделя (воскресенье) Великого поста называется Неделей Православия, или Торжества Православия над всеми ересями, в частности над иконоборческой. Второе воскресенье Великого поста посвящается памяти святого Григория Паламы, защитника учения о несозданном Фаворском свете. Указав в предшествовавшее воскресенье на обо́жение как цель христианского делания, теперь Церковь говорит о его плодах, о преображении человека, когда существо его осиявается Божественным светом. Не случайно на иконах святых угодников Божиих вокруг их головы изображается сияние, или нимб. В третью, Крестопоклонную неделю, на поклонение верующим выносится Честной Крест, являющий нам путь к преображению души. В четвертое воскресенье Четыредесятницы воспоминается преп. Иоанн Лествичник (6в), шедший крестным путём очищения своей души, и оставивший труд об этом пути. В пятую неделю вспоминается преп. Мария Египетская, явившая великий подвиг покаяния и духовного делания. Евангельское чтение этой недели даёт пример покаяния в образе грешницы, принесшей алавастровый сосуд с миром помазать ноги Иисуса. Неделей 6-й Великого поста, Неделей ваий, заканчиваются чтения воскресных постовых литургийных евангельских зачал. Евангелие этой Недели рассказывает о Входе Господнем в Иерусалим.

Страстная седмица и по смыслу, и по богослужению выделяется из всего остального богослужебного года. Тут речь пойдёт только о чтении Четвероевангелия на Страстной седмице.

По Уставу, на часах понедельника, вторника и среды прочитываются полностью Евангелия От Матфея, От Марка, От Луки. Евангелие от Иоанна прочитывается до (Ин.13:33). Т.к. Это чтение значительно увеличивает продолжительность и так долгих служб этих дней, с давних времён во многих храмах установилась практика чтения Евангелия первых трёх евангелистов на часах седмицы 6-й. Там же, где богослужение в течение Великого поста бывает только по средам и пяткам, иногда начинают чтение Четвероевангелия со среды седмицы 2-й.

В Страстную Пятницу прочитывается «Двенадцать Евангелий» - «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа». Это 12 чтений из всех 4-х Евангелий, хронологически рассказывающие о событиях Великой Пятницы. На часах, называемых Царскими (Великими) часами, эти Евангелия читаются раздельно по евангелистам.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления