Крестовоздвиженский храм в Самаре - 56. О посте
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

56. О посте

 
    Пост – это добровольное аскетическое делание во славу Божию, которое включает в себя:
  • особенно тщательную проверку души и исправление её;
  • понуждение себя на добрые дела, молитву, чтение и размышление о духовных вещах;
  • воздержание от сытной и вкусной пищи (собственно, славянское слово пост указывает на состояние пустого, тощего желудка), развлечений, увеселений и пристрастий.

Св. отцы часто сравнивают пост с лекарством от греха. Это не наказание и не повинность. Пост установлен для всех — детей и взрослых, монахов и мирян. Он для всех доступен, всем посилен и всем полезен, если подходить к нему правильно.

«Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти» - говорит святитель Иоанн Златоуст.

Смысл поста. Господь дал нам две основные заповеди — любить Бога и любить ближнего. Смысл поста — в упражнении себя в выполнении этих заповедей. Пост — это время, когда мы учимся забывать о себе и жертвовать собою ради других.

Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей. Пост – особое время познания и преодоления собственной немощи. Во время поста мы исследуем свои склонности, пытаемся искоренить в себе вредные привычки и укрепиться в добродетели. Эти свои достижения мы выносим из поста в повседневную жизнь. Следующий пост станет следующим шагом. Свв. Отцы говорят, что посты – это лестница, которая ведёт нас в Небо.

Заповедь поста — это первая заповедь, данная Богом человеку, ещё в раю. В ветхозаветные времена пост составлял один из основных элементов аскетической жизни. Иисус начал Своё общественное служение после Крещения с сорокадневного поста. Иисус Христос, Воплотившийся Бог, по человеческому Своему естеству нуждался в подготовке духовной, душевной и телесной к Своему служению. Это пример всем нам. Постясь, мы участвуем в постном опыте Христа, которым Он освободил нас от совершенной зависимости от пищи, материи и мира.

К этому мы ещё вернёмся.

Пост включает в себя пост духовный и пост телесный. Духовный пост важнее телесного. Телесный пост — это лишь инструмент духовного поста. Но инструмент очень важный, обязательный.

Свт. Феофан Затворник: «Закон постничества такой, – в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, – все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».

Из великопостных стихир: «Братие, постясь телесно, будем поститься и духовно: развяжем всякие союзы неправды, расторгнем препятствия к необходимым изменениям, разорвем неправедные писания, дадим алчущим хлеб и приютим нищих и бездомных, дабы получить от Христа великую милость... Придите, верующие, и будем во свете делать дела Божии, как днем, будем ходить честно, благообразно, избавимся от несправедливого обвинения ближнего, не стараясь столкнуть его с пути на соблазн другим. Оставим сладострастие плоти, возрастим данные нашей душе дарования, и приступим ко Христу, в покаянии взывая: Боже наш, помилуй нас».

Духовный пост — это прежде всего молитвенное устремление к Богу, усиленный молитвенный подвиг, стремление к Богообщению. Это путь духовного самоуглубления, честного анализа себя перед лицом Божиим, смиренного осознания своей греховности. Это покаяние и примирение с Богом. Это путь духовного обновления и духовного роста в Боге.

«Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19).

Обязательной составляющей духовного поста, переходящей в телесное усилие, является сознательное, волевое и деятельное устремление к добру в любом его виде. Это ограничение своего эгоизма и замена его подлинно человеческим отношением к людям, причём не вымученным, а от чистого сердца. Это дела заботы, помощи, милосердия.

«Милости хочу, а не жертвы» (Ос.6:6; Мф.9:13;Мф.127).

«Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (1Пет.3:11).

    Телесный пост заключается в воздержании.
  • Воздержание в пище — ограничение в количестве употребляемой пищи и воздержание от той или иной пищи. Прежде всего это воздержание от скоромной пищи, то есть мясных, молочных и вообще животных продуктов. За исключением строгих постов, разрешается вкушение рыбы. В строгие посты не разрешается употребление алкогольных напитков и масла. Ограничение распространяется и на количество пищи. Обожраться можно и постной пищей.
  • Воздержание в области сексуальной жизни человека.
  • Воздержание от лишних, обычно вредных привычек человека, например, курения.

Разумный пост приводит к обновлению и оздоровлению человека. Воздержание закаляет волю человека, освобождает его от рабской зависимости от привычных физических условий, ведёт к победе духа над плотью.

Духовный пост важнее телесного!

Свт. Иоанн Златоуст: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин: «Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души»; «Воздерживаясь от страстей во время поста, насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост, Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости».

Соблюдая телесный пост, не нарушайте духовного!

«Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что исходит из уст, оскверняет человека… Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:11, 19).

В результате неразумного прохождения поста часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь цель поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Это знак, что что-то не так. Такие чувства губят пост духовный и приносят вред телесный. Мы должны поститься не для «распрей и ссор», но для того, чтобы примириться с Богом и друг с другом. Пост должен высвобождать нашу духовную энергию для добрых дел. Значит, надо пересмотреть своё постное делание, посоветоваться с духовником, большее внимание уделить духовному деланию.

Из великопостных молитвословий: «От брашен постящеся, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешься неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога» («Тщетно ты радуешься, душа моя, воздержанию от пищи, тогда как от страстей ты не очищена: если не станет воздержание причиной исправления твоего, возненавидена будешь от Бога»).

Пост должен быть соразмерен обстоятельствам жизни и состоянию человека.

В Евангелии написано и о необходимости и важности поста, и о послаблении поста в уместных для этого случаях. Так, в своих странствиях ученики Христовы не постились, а ели тогда и то, что Бог пошлёт.

Существует много причин, когда человек не может соблюдать телесный пост: болезнь, старость, нищета, путешествие, заключение, изнуряющая работа. Зависимость от других и необходимость выполнять предписания (например, врача). Когда мы живём у других людей или приходим в гости. Важнее телесного поста гостеприимство. Нельзя налагать узы телесного поста на маленьких детей.

Но всегда возможен разумный духовный пост! Нарушению поста духовного нет оправдания.

Пост — это не диета, очищающая организм от шлаков, а духовный подвиг человека, совершаемый соразмерно его силам и возможностям.

Свт. Афанасий Великий: «Видишь ли, что делает пост, – болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым».

69 правило Святых Апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен».


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления