Крестовоздвиженский храм в Самаре - 43. Ангелы и мир невидимый
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

43. Ангелы и мир невидимый

 

Достоверно об ангелах мы знаем очень мало, большинство представлений об ангелах относятся к области богословских мнений, но есть православное догматическое учение об ангелах, которое тут кратко излагается. Помимо этого, вокруг этой темы существует много ложных, не имеющих ничего общего с церковным учением мнений.

Само слово «ангел» в переводе с греческого буквально означает «вестник» и указывает не на природу, как таковую, а на исполняемое служение. В Свщ. Писании ангелами иногда назывались некоторые люди, но ангелами в собственном смысле называются бесплотные духи.

Точных указаний относительно времени сотворения ангелов в Свщ. Писании нет. Два основных мнения: сотворение ангелов прежде вещественного мира и сотворение их в первый День Творения вместе с вещественным миром. Точно можно сказать, что ангелы сотворены не позднее 4-го Дня Творения, т.е., ранее человека.

В Свщ. Писании ангелы предстают, как разумно-свободные существа. Св. Иоанн Дамаскин даёт следующее определение ангела: «Ангел есть природа разумная, одарённая умом и свободной волей». Природа ангельского мира для нас непостижима. Нам даже неизвестно: единосущны ли ангелы между собой или нет? Но мы знаем некоторые свойства ангельской природы.

Ангелы духовны, бесформенны и относительно бесплотны, т.е., имеют некоторую телесность и бесплотны по сравнению с нами, подобно свету, их иногда называют вторыми светами. Чувственные же образы, в которых иногда являются ангелы, — это их временное состояние, а не выражение их существа. Ангелы наделены чувствами, но не имеют органов внешних чувств. Им присуща способность непосредственного познания вещей.

Ангелы ограничены во времени и в пространстве, хотя и обладают несравненно большей свободой, чем люди. В частности, они могут перемещаться с огромной скоростью и не удерживаются материальными преградами. И не только ангелы сами по себе: если ангел возьмёт человека, то и для человека пространственно-временные преграды перестанут существовать. Но одновременно ангел может быть и действовать лишь в одном ограниченном месте. О месте пребывания ангелов вне материального мира Свщ. Писание не говорит.

Существование ангелов имеет начало, кроме того, они подвержены изменению во времени. Так, часть ангелов отпала от Бога. Один раз сделав выбор, ангелы больше не могут грешить или вернуться к Богу.

Ангелы способны возрастать в стяжании вечных благ. Ангелы бессмертны, но неизвестно, по природе или по благодати.

Светлые ангелы питаются благодатью Божией — любовью, премудростью, красотой, … И возрастают к Богу.

Бесы питаются ненавистью людской и прочими антиблагодатными переживаниями. И укрепляются во зле.

Число ангелов. Мы не знаем, конечно ли число ангелов или нет, постоянно оно или возрастает. Единственно, что мы можем утверждать, — оно не уменьшается, т.к. ангелы бессмертны.

Совершенство ангельской природы выражается в особой близости ангелов к Богу, святости и могуществе. Но это совершенство ограничено степенью Божией благодати. Так, ангелы не знают существа Божия, не постигают во всей полноте тайны Искупления. Только по благодати ангелы могут творить чудеса и провидеть будущее.

Как соотносятся совершенство ангела и человека? В том состоянии, в каком человек находится теперь, он гораздо ниже ангелов. И ангелы и человек сотворены по образу Божию. Но степень богообразности человека больше, чем у ангелов. Человек может достичь большего совершенства, чем ангелы. Примеры тому Истинный Человек Иисус Христос и Богородица, «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Святые отцы обосновывали превосходство человека перед ангелами фактом Боговоплощения. Вследствие Воплощения, через таинство Евхаристии, человек может войти в более тесное, чем ангелы, единение с Богом. Ещё одним преимуществом человека является то, что он сопрягает в себе два мира: чувственный и сверхчувственный, поэтому именно от человека, от его свободной воли зависят конечные судьбы мира. Именно телесностью обусловлены творческие способности человека. Ангел как чистый дух не имеет творческой силы.

    Небесная иерархия включает три лика ангелов по три чина в каждом:
  1. Епархия (над): Серафимы, Херувимы, Престолы;
  2. Метархия (за пределы): Господства, Силы, Власти;
  3. Начала, Архангелы, Ангелы.
    Обратите внимание на устройство по подобию Троице:
  • Меж собою общаются лики, охватывая (над миром) ↔ (за пределы мира) ↔ (в мире);
  • Меж собой общаются чины, взаимно дополняя друг друга, как это будет видно дальше.

Серафимы (пламенные, огненные). Шестокрылые. Они воспринимают Бога как Любовь и пламенеют этой любовью. Они воспламеняют огонь этой любви и в сердцах других, огнём божественным очищая и освящая душу, вдохновляя на проповедь — глаголом жечь сердца людей.

Херувимы (изливающие премудрость). Многоочитые. Они воспринимают Бога как Премудрость. Херувимы непрестанно углубляются в божественный разум. Поэтому в Ветхом завете Херувимы изображаются над Ковчегом Завета приникающими. Они отсекают огненным мечом всякое горделивое взирание на Разум Божий. Так, херувим поставлен охранять вход в рай. Херувимы полны ве́дения, они видят и знают всё в совершенстве, и дают по способности ве́дение другим.

Престолы. Они воспринимают Бога как Царя Славы, творящего суд и правду. Они переливают славу и величие божие в сердца других, наставляют в Божьей правде. Они дают нам чувство величия Божия и нашего ничтожества.

Епархия (над): Любовь, Премудрость, Слава (Правда, Суд). За счёт чего созидается мир.

Господства. Для них Бог-Промыслитель. Они занимаются и учат управлению, попечению, устроению. В т.ч., устроению своей души, господству над страстями и плотью.

Силы. Для них Бог-Чудотворец. Они являют силы и чудеса, через них созидается всякая вещь и всякое явление.

Власти. Созерцают Бога Всемогущего. Они определяют власть и область для любого влияния. В частности, ограничивают злую волю.

Метархия (за пределы): управление, созидание (организация), власть (руководство). Через что созидается мир.

Начала. Им вверено начальство над стихиями природы, животными, растениями и всякими вещами, а также над народами, городами, царствами, обществами человеческими. Они ответственны за всякое слово Божие, творящее мир.

Архангелы. Учители небесные. Учат, как жизнь свою устраивать пo-Божьи, т. е. согласно с волей Божией.

Ангелы. Ведут человека по этому пути, руководят, охраняют, направляют.

В мире: Начала, Архангелы, ангелы: воплощение мира, научение им пользоваться и руководство в использовании. Как созидается мир. Тут существенно согласование многих воль с волей Божией.

Помимо этих чинов есть ещё особые высшие ангелы, которые тоже именуются архангелами и Архистратигами небесных воинств. Они особо приближены к Богу. Их восемь.

Архангел Михаилкто как Бог») называется Архистратигом небесных воинств в собственном смысле слова.

Архангел Гавриилмуж Божий» или «сила Божия») почитается, как вестник Божественных тайн.

Архангел Рафаилпомощь Божия» или «исцеление Божие») почитается как исцелитель недугов.

Архангел Уриилогонь, или свет Божий») почитается как проводник Божественной любви, пробуждающий в людях ответную любовь к Богу и просвещающий светом богопознания.

Архангел Селафиилмолитва к Богу») почитается как научающий молитве.

Архангел Иеремиилвысота Божия») посылается к человеку для содействия его возвращения к Богу.

Архангел Иегудиилхвала Божия» или «славящий Бога») чтится как помощник в трудах, особенно в молитвенных, и в аскетических подвигах.

Архангел Варахиилблагословение Божие») почитается как служитель Божественного благословения.

Неизвестно, исчерпываются ли ангельские чины этими чинами или существуют и другие ангельские лики, которые откроются в будущем веке.

Ангелы служат Богу непосредственно или исполняют Промысел Божий о вселенной и о человеческом роде. Так, есть ангелы-хранители народов и обществ и ангелы-хранители частных лиц. Ангелы-хранители предстательствуют пред Богом и направляют своих хранимых к назначенной Промыслом цели.

Ангел-хранитель. Наиболее среди свв. отцов распространено мнение, что ангел-хранитель даётся человеку при Крещении. Но ангел-хранитель может быть дарован временно и некрещённому по Промыслу Божию о нём. Эти ангелы не оставляют человека даже по смерти. По отношению к человеку, которому ангел даётся, он является хранителем его души и тела и молитвенником пред Богом. Человек своим образом жизни может отогнать от себя своего ангела-хранителя.

Злые духи, бесы или падшие ангелы - это личные, свободноразумные бесплотные существа, по собственной воле отпавшие от Бога, сделавшиеся злыми и образовавшие особый враждебный Богу и добру, мир (царство), однако, зависимый от Бога, - ад, преисподнюю. Своё влияние они распространили и на наш мир. Природа их - ангельская, хотя искажённая из-за отпадения, и они обладают многими свойствами и способностями, которыми обладают ангелы вообще. Основное их чувство в отношении к Богу и Его творению есть ненависть, а в отношении человека — зависть. Им свойственна ложь. Их свободная воля направлена только ко злу. Каково число падших духов, и как соотносится их число с числом ангелов добрых, мы не знаем.

Зло есть не природа, а состояние природы, или точнее говоря, состояние воли, ложно направленной по отношению к Богу. В. Н. Лосский: «Зло — это состояние, в котором пребывает природа личностных существ, отвернувшихся от Бога».

Важно помнить, что злые духи несомненно существа личностные.

Бесы могут воздействовать на человека и делают это. Бог их деятельность попускает и ограничивает.

У человека всегда есть возможность противостоять бесам и тем самым духовно укрепляться и возрастать. Для этого у людей был (и есть) нравственный закон, закон сердца у язычников и Моисеев ветхозаветный закон у иудеев. У христиан же есть участие в Таинствах, пост, молитва, призывание имени Иисусова, духовное бодрствование и трезвение, почитание Животворящего Креста, использование святой воды и других священных предметов и священнодействий.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления