Крестовоздвиженский храм в Самаре - 41. Посмертная участь
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

41. Посмертная участь

 

«Человекам надлежит однажды умереть, потом же суд».

Смерть - общий удел людей, но для нас она не уничтожение, а только исход души от тела. Бессмертие души человека - одна из основных истин христианства: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».

Нам не дано знать из Священного Писания подробности посмертной участи, - того, что и как будет происходить. Мы можем лишь отчасти судить об этом. Наши знания дополняются Священным Преданием, святоотеческим опытом. Посмертный опыт и посмертная участь очень различны для разных людей, в зависимости от их жизни. В целом можно сказать следующее.

Первые минуты.

Состояние души по смерти не бессознательно, а сознательно.

Душа обретает внетелесный опыт, видит себя со стороны, испытывает духовные переживания: страх Божий, умиление, смятение, … в зависимости от того, в каком состоянии душа отходит ко Господу.

Участие в дальнейшей судьбе человека принимают как добрые ангелы, так и злые: первые являются орудиями благости Божией, а вторые, по Божиему попущению, орудиями правды Божией. На основании указаний Священного Писания издревле святые Отцы Церкви изображали путь души, разлучившейся с телом, как путь через такие духовные пространства, где тёмные силы ищут поглотить слабых духовно, и где поэтому особенно нужны защита ангелов небесных и молитвенная поддержка со стороны живых членов Церкви. Этот путь души по исходе из тела принято называть «мыта́рствами».

Насколько душа сможет как-то самостоятельно участвовать в том, что с ней будет происходить — зависит от того, насколько она в земной жизни научилась руководить своим плотским телом. Если душа во всём подчинялась требованиям плоти, она по разлучении с телом окажется совершенно беспомощной. Если же при жизни душа научилась руководить своим телом и подчинять порывы плоти своей воле, то и после разлучения с плотью душа будет обладать некоторой свободой действий.

Первые два дня у души есть возможность попрощаться с земным миром, увидеть на земле те места, которые ей дороги, дорогих ей людей, вспомнить (увидеть) свою жизнь.

Но на третий день душа перемещается в иные области. Душа проходит испытания добром и злом. Если душа в земной жизни утвердилась в праведности, она наполняется Духом Божиим. Если душа погрязла в страстях, она соединится с соответствующими бесами-мучителями. Соответственно степени нашей добровольной приверженности греху, душа подчиняется их власти, и они мучают её. А там душа уже не способна покаяться, эта возможность у неё есть только до выхода из тела. Не Бог наказывает душу за грехи, а она сама страстями своими отдаёт себя в руки мучителей.

Вот что пишет преподобный Антоний Великий: «Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однакож, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостивым к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благодеяниями снискиваем мы разрешение в грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».

С третьего по девятый день душа созерцает райские обители. Это испытания перед лицом добра. Душа проходит путь по всем добродетелям: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:21-22). Если добродетель сродна, свойственна душе, душа воспринимает дух этой добродетели, что будет помогать душе в дальнейшем.

С девятого по сороковой день душа проходит мытарства. Мытарства - это суд совести и испытание духовного состояния души перед лицом любви Божией, с одной стороны, и дьявольских страстных искушений - с другой. Это проверка души на страсти и залог возможного её очищения по молитвам Церкви. По словам игумена Никона (Воробьёва), для тех страстей, от которых душа не очистилась, «страсти в тысячу более сильные, чем на земле, будут, как огнем, палить тебя без какой-либо возможности утолить их». Когда душа проходит мытарства, она испытывается страстью каждого мытарства, её духами, бесами-мучителями, и соответственно своему состоянию или отторгается от них, или соединяется с ними, впадая в тяжелейшие страдания.

На сороковой день человек подвергается суду, который называется частным, в отличие от всеобщего Последнего Суда.

Мыта́рства.

Мыта́рства - не догмат Церкви, а воспитательный материал, опирающийся на опыт и веру Церкви. Благодаря доступности житий святых, особенно известным стало сказание о мытарствах прав. Феодоры (20 мытарств), изображенное ей преп. Василию Новому (26 марта/8 апреля) в его сонном видении. Есть также описание мытарств в житии воина Тасиота (28 марта), «Слово о исходе души» св. Кирилла Александрийского и другие.

Мытарства следует понимать в смысле духовном. Но прохождение мытарств - это всегда конкретный личный опыт, данный в образах и переживаниях, который соотносится с опытом земной жизни. Поэтому он становится подобным явлениям нашей социальной жизни.

«Все чувственные земные образы, под которыми в виде мытарств представляется частный суд, хотя по своей основной мысли вполне верны, однако же, должны быть принимаемы (как наставлял преп. Макария Александрийского сам явившийся ему Ангел), только за самое слабое изображение вещей небесных».

Мыта́рь — сборщик пошлин. Этот образ был знаком каждому в древности в его земной жизни, и именно в таком образе человек переживал посмертные испытания. Возможно, кому-то в наше время мытарства предстанут как сдача экзаменов или в другом образе знакомых им неприятных и пристрастных испытаний, обвинений, допросов. В описаниях мытарств говорится о лжи бесов — их попытке ложных но имеющих основания обвинений. Расплачиваются на мытарствах последствиями своих земных дел - в первую очередь доброй памятью, тёплыми воспоминаниями и молитвами. Но мытарства могут предстать и в виде завлечения на развлечение. Феофан Затворник писал, что испытание на мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Феофан Затворник: «Второй момент непостыждения есть время смерти и прохождения мытарств. Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения ими не миновать. Чего ищут эти мытники в проходящих? Того, нет ли у них ихняго товара. Товар же их какой? Страсти. Стало быть, у кого сердце непорочно и чуждо страстей, у того они не могут найти ничего такого, к чему могли бы привязаться; напротив, противоположная им добродетель будет поражать их самих, как стрелами молнийными. На это один их немногоученых вот какую еще выразил мысль: мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшнаго, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца, в продолжение земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположныя им добродетели, тогда что ни представляй прелестнаго, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, но то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать. Значит, очень сомнительно, чтобы душа, пока в ней остаются еще сочувствия к предметам каких-либо страстей, не постыдилась на мытарствах. Постыждение здесь в том, что душа сама бросается в ад».

Частный суд. На 40-й день душа предстает престолу Божию, перед которым происходит самоопределение человека перед лицом Божиим. Бог есть Любовь и Смирение, и не совершает насилия над личностью. Когда душа предстоит Богу, ей во всей полноте открывается её духовное состояние. «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано». Перед всеми откроются все наши грехи: перед лицом всех родных, близких и друзей обнаружится всё лукавое, низменное, бессовестное. Тогда произойдёт соединение души или с Духом Божиим, или с духами мучительных страстей.

Не Бог человека судит и осуждает, а человек, оказавшись перед лицом Божественной святыни, сам или восходит к Нему в рай, или ниспадает в ад. Все это зависит уже не от его воли, а от того духовного состояния, которое явилось результатом всей его земной жизни.

О состоянии души после частного суда Православная Церковь учит так: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости или к печали и скорби: впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Послание Восточных Патриархов). Таким образом, Православная Церковь различает два разных состояния после частного суда: одно для праведников, другое для грешников, рай или ад.

До Последнего суда возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв, совершении в память их милостыни и благодеяний.

Св. Амвросий Медиоланский учит: «Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза» (св. Амвросий «Смерть как благо»).

Наша помощь.

Мы веруем в Церковь. Церковь есть небесно-земное Тело Христово. У Господа, Пастыря Церкви, два стада: небесное и земное. «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; радуется ли один член, радуются с ним остальные члены». Если ослеп один глаз, другой трудится за оба, если одна рука отказала, её работу выполняет другая, и это относится ко всем членам и органам тела.

Наша помощь — молитва. Особенно усердной и самоотверженной должна быть молитва о покойном в первые 40 дней. Особую помощь несёт поминовение на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих». Но любая молитва Церкви должна быть соединена с нашей личной горячей молитвой! Без нашей молитвы и любви молитва Церкви и исполнение треб очень мало действенны.

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23;23).

Наша жизнь христианская, церковная, молитвенная есть непрерывное общение в любви с небесным миром. Нам заповедано: «Молитесь друг за друга». Мы верим: «Живем ли или умираем, всегда Господни», «Любовь никогда не прекратится».

Лишь бы молитвы наши были горячими и искренними. В молитве мы вступаем в общение с Богом, и в меру этого общения становимся способными к духовному единению с душой другого человека, способными помочь ей подняться, изменить своё состояние. Поэтому чем чище наша душа и горячей наша молитва, тем большую помощь можем мы оказать душе усопшего.

Последний Суд.

Это всеобщий суд по всеобщем Воскресении. Это суд Божьей любви, Божьей справедливости и Божьей милости. По воскресении человек вновь приобретает свою природную полноценность и с ней свободу и волю к самоопределению. Окончательная судьба человека решается уже им самим, его волей, он вновь обретает и возможность покаяния, то есть духовного обновления, исцеления. Человек сам в последний раз и окончательно определяется: быть ему с Богом или добровольно остаться в аду, мире вечных страстей.

«ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7:2).

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15).

Бог не нарушает нашей свободы. И поэтому двери ада заперты изнутри – самими его обитателями.

Посмертная участь.

Земная жизнь христианина есть — должна быть — местом духовного роста, подъёма, восхождения души к Небу. Правильное отношение к посмертной участи - это сосредоточенность на прохождении испытаний добром и злом и деятельная вера, что успешно пройдёшь.

В любом случае у души есть защитники и есть возможность молитвенно воззвать о помощи к своему небесному покровителю, Богородице, Господу.

В любом случае наш христианский долг помогать душам ближних - молитвой своей, молитвой Церкви, делами милосердия. И эта помощь может оказаться решающей.

В любом случае мы можем и должны готовиться к мытарствам через Покаяние и Причастие.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления