Крестовоздвиженский храм в Самаре - 36. О Троице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

36. О Троице

 

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19).

Бог един, но не одинок, потому что Бог един по Своему Существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух — Троица единосущная и нераздельная. Бог - Единство Трёх, бесконечно любящих друг друга Лиц, а не безликий и бездушный абсолют.

Отец, Сын и Святой Дух — это не три Бога, а Бог единый, единая Сущность, единая Природа в трёх Ипостасях, Лицах. Таким образом всемогущий и всесовершенный Бог Вседержитель, оставаясь единым, преодолевает несовершенство одиночества и другие несовершенства, связанные с одиночеством и единичностью. Так, Бог есть всесовершенная Любовь.

Как именно единый Бог существует в трёх Лицах — это божественная тайна, познаваемая только через веру в откровении.

«Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1Ин.5:7).

Символ веры раскрывает это основное положение христианства.

И к тем, кто верит, можно отнести слова апостола Павла: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь».

Таким образом, христианство различает Божественную Сущность и Божественные Лица.

Понятие личности появилось в христианстве как результат откровения о Троице. До христианства и вне христианства мир такого понятия не знал.

Различие между личностью и природой можно выразить посредством грамматических категорий «кто» и «что». Природа всегда отвечает на вопрос «что?» и обозначает некоторую качественность, тогда как личность, отвечая на вопрос «кто?», указывает на того, кто является субъектом действия или состояния. На вопрос «кто?» мы отвечаем именем собственным. Имя собственное является в нашем языке единственным подходящим средством для указания на тайну личности.

Соотношение между понятиями природы и личности можно выразить следующим образом. Если природа есть некоторая качественность, то личность - конкретный носитель качеств. Личность, заключающая в себе природу, определяет способ её существования или образ бытия, является принципом индивидуализации разумной природы. Природа по отношению к личности является её внутренним содержанием.

Ни разумной природы вне личности, ни личности без природы не бывает. Но Троица имеет единую Сущность и три Лица, а Иисус Христос имеет две природы и одну Личность.

Личность может быть воспринята только через своё отношение к другим личностям, что подтверждается и Священным Писанием, где представление о Божественных Лицах основывается на существующих между Ними отношениях.

В Пресвятой Троице источник Божества - Отец, дающий Сыну Свою Сущность рождением и Святому Духу — исхождением.

Взаимное отношение между Лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий рождается от Бога Отца; а Дух Святой исходит от Бога Отца. Рождение и исхождение происходит вне времени и до его появления: прежде всех веков и вечно.

Это мы знаем из Писания.

Отношение между Отцом и Сыном есть отношение предвечного рождения.

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18).

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин.3:16).

Ап. Павел говорит, что Сын есть «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол.1:16).

Сам Спаситель в Евангелии многократно называет Бога Отцом.

Отношение между Отцом и Святым Духом есть отношение предвечного исхождения.

Господь Иисус Христос говорит о третьей Ипостаси Пресвятой Троицы как о «Духе истины, который от Отца исходит» (Ин.15:26).

С конца 4 в. установилась общепринятая терминология, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими краткими терминами: у Отца — нерожденность, у Сына — рождение, у Святого Духа — исхождение. Личные (ипостасные) свойства — несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащими тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем Их как особые Ипостаси.

Все три Лица Пресвятой Троицы, по существу и свойствам, совершенно равны между Собой. И Бог Отец есть истинный Бог, и Сын Божий есть истинный Бог, и Бог Дух Святой есть истинный Бог, но все три Лица единое Божество — единый Бог.

Во многих местах Нового Завета говорится о единстве и равном достоинстве Отца и Сына (Мф.11: 27; Ин.5: 17, 21, 26; Ин.10: 15, 30, 38; Ин.17: 10), а также о единстве и равном достоинстве Святого Духа с Отцом и Сыном (Мф.28: 19; 1Кор. 2: 10; 2Кор.13: 13).

Благодаря личным свойствам мы можем различать Отца, Сына и Святого Духа и соотносить каждое Лицо с Двумя Другими, но должны научиться никогда не разделять их в наших мыслях и в том, как мы воспринимаем Их действия.

Когда мы говорим о Боге как Вседержителе и Творце, мы должны помнить, что Отец всё делает через Сына и в Духе Святом.

Об этом свидетельствует Книга Бытия.

Ап. Иоанн пишет о Боге-Слове: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3).

Иов исповедует: «Дух Божий создал меня» (Иов.33:4).

Все Трое являются Причиной бытия, но Каждое Лицо является Причиной особым, свойственным именно Ему образом. Отец — Причина первичная, Сын-Слово — Причина действующая, Святой Дух — Причина совершенствующая.

    Святые отцы поясняют тайну Троицы единосущной и нераздельной следующими образами.
  • Речь у всех народов земли имеет три лица: я (мы), ты (вы) и он (они).
  • Человеку, образу Божию, свойственны ум, чувства и воля.
  • Солнце, будучи пламенем, порождает свет и испускает тепло.
  • Наблюдая за пламенем, можно наблюдать как три языка пламени проходят друг сквозь друга, не разделяясь и не сливаясь.
  • Всё разнообразие цвета в мире слагается из трёх основных цветов: красного, синего и желтого.

Можно предложить и ряд других образов, но стоит помнить, что любой из образов — лишь ограниченное подобие божественной тайны Троицы. Тайна же эта открыта в Откровении.

Святой Иоанн Дамаскин пишет, что никакое умственное усилие не может раскрыть нам того, как был рожден Сын, и как исходит Святой Дух [О православной вере.1:8].

Григорий Богослов пишет: «Будем представлять и называть Отца безначальным и Началом, Началом как причину, как источника, как присносущный Свет. Когда говорю Началом, ты не привноси времени». Он тут говорит о том, что мы не имеем права привносить свои представления о времени, о причинно-следственных связях, о каком-то развертывании историческом в Божественную жизнь. Отец безначален, потому что ни от кого иного, даже от Себя Самого не заимствовал Своё бытие.

Григорий Назианский пишет: «Единая природа в Трех есть Бог. Что касается единства, именно Отец есть Тот, из Кого происходят остальные и к Кому они возвращаются, не смешиваясь и существуя вместе с Ним, пребывая нераздельными временем, волей или силой».

Учение о Троице в Ветхом Завете не было выражено с достаточной ясностью. Сообщение древним евреям учения о Пресвятой Троице во всей полноте не было бы полезно. Они только ушли от многобожия, и были не готовы к такому откровению, и могли вернуться к многобожию.

Тем не менее, на Троицу указывают многие места Ветхого Завета.

Указание на множественность Лиц содержится уже в первом стихе Библии. «Вначале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). Сказуемое «бара» (сотворил) стоит в единственном числе, а подлежащее «элогим» — во множественном и буквально означает «боги».

Подобные указания на множественность Лиц содержатся и в других местах Ветхого Завета:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26);

«И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт.3:22);

«И сказал Господь: ... сойдем же и смешаем там язык их» (Быт.11:6-7).

Когда патриарху Аврааму явился Бог в виде трёх странников, Авраам, выйдя им навстречу, поклонился и обратился к ним со словом «Господь» (Быт.18:1-3), то есть в единственном числе.

Пророк Исайя в Иерусалимском храме видел, как Серафимы, окружая престол Бога, взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». При этом пророк услышал глас Божий: «кого Мне послать, и кто пойдет для Нас?». Таким образом, Бог говорит о Себе одновременно и в единственном и во множественном числе (Ис.6:3-8).

И так далее.

Полностью же откровение о Троице дано в Новом Завете и явно и чётко сформулировано в Символе Веры для защиты от всякого неверного толкования.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления