Крестовоздвиженский храм в Самаре - 31. 4-й член Символа Веры
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

31. 4-й член Символа Веры

 

Распятого же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна.

В четвёртом члене Символа веры мы исповедуем величайшее историческое событие, когда Всемогущий Бог Иисус Христос добровольно принял страдание и позорную смерть, чтобы открыть нам путь Спасения.

Воплощение, Смерть на Кресте, Воскресение - это последовательные этапы единого целостного и неделимого Дела спасения. И мы переходим ко второму этапу с тем, чтобы в следующем члене перейти к следующему третьему этапу.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Иудеи ждали Мессию, и то, Каким Он будет хорошо показано в Ветхом Завете: «Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк.24:25-27). Но иудеи, в своём самолюбии, не поняли и не приняли древних пророчеств. Для них ожидаемый Мессия был (и остался) Тем, Кто восстановит их государство и распространит их власть на весь мир. Даже апостолы, вплоть до Пятидесятницы, имели подобные представления.

Мы же исповедуем «Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1:23).

Крестная смерть принесла падшему человечеству искупление и примирение с Богом — это один из основных догматов православного вероучения.

Первородный грех был горьким плодом свободы, данной человеку его Создателем. Настоящая любовь может быть только свободной, а Бог хочет от нас любви. Без возможности самоопределения, без возможности выбора и отказа, любовь человека к Богу была бы только отражением любви Бога к Самому Себе, как в зеркале. Совершив ошибку, человек изменил своему призванию и оказался в рабстве тёмных сил.

Дело искупления, исправления совершилось в Иисусе Христе, истинном Боге и истинном Человеке. Приняв вольную смерть, Он сокрушил её власть, поскольку смерть не смогла победить Богочеловека. «Смертию смерть поправ», «смертию смерть разруши». Будучи безгрешным, оставшись безгрешным, не попав в рабство к сатане, Христос предстоит Отцу, как чистая жертва, как непорочный Агнец. И, как Первосвященник приносит Себя в жертву за всех нас, чтобы очистить все наши грехи. Жертвоприношения Ветхого Завета совершались, чтобы умилостивить Бога. Они были предвестниками и прообразами совершенной Жертвы Христа, и завершаются Ей. Жертва Христа - единственная истинная жертва. Приносится не что-то от себя, а Жертва — Сам и Весь. Жертва приносится — не чтобы очиститься, а — в чистоте — во имя Любви, ибо Бог есть Любовь. Жертва совершается раз и навсегда, ибо в Ней всё охватывается и всё навсегда отдаётся. И теперь богослужение Литургии — это воспоминание, в том числе, Жертвы. «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19; 1Кор.11:24).

«Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, [поставило] Сына, на веки совершенного» (Евр.7:26-28).

Спаситель страдал не Своей Божественной природой, Которая не может страдать, но как Личность и как Человек.

«Распятаго же»

«На древе висит ... землю повесивый», поётся в Службе святых Страстей (15-й антифон).

Смерть на кресте считалась позорной. К тому же эта казнь была долгой и мучительной.

«проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]» (Втор.21:23).

И вот, «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе]» (Гал.3:13).

Господь Иисус Христос был распят в пятницу накануне еврейской Пасхи на месте, называемом Голгофа (лобное место), около Иерусалима.

«…за ны»

Нас ради воплотился, за нас же и распят. Земная жизнь и смерть Спасителя есть источник прощения и примирения для всех нас вместе и для каждого верующего особо.

Между Христом и каждым христианином существует личная связь, и к каждому из нас обращен зов:

«если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24; Мк.8:34; Лк.9:23).

«…при Понтийстем Пилате,»

Этим подчеркнута историчность Страстей Господних. Указано, когда именно был распят Спаситель. Таким образом, уточняется и Личность Самого Спасителя.

Все события земного пути Господа Иисуса Христа предельно точно определены в пространстве и времени, и подтверждены свидетелями и документами. В отличие от домыслов многих других религий.

«…и страдавша, и погребена.»

Эти слова говорят о том, что и страдания, и смерть Господа нашего Иисуса Христа были настоящими, а не кажущимися. Были ереси, которые утверждали, что Христос, будучи Богом, не ощущал страданий. Другие утверждали, что Христа на кресте подменили другим человеком. Третьи утверждали, что Иисус не умер, а только потерял сознание или притворился.

«Кийждо уд святыя Твоея плоти бесчестие нас ради претерпе: терние - глава; лице - оплевания; челюсти - заушения; уста - во оцте растворенную желчь вкусом; ушеса - хуления злочестивая; плещи - биения, и рука - трость. Всего телесе протяжения на кресте: членове - гвоздия; и ребра - копие. Пострадавый за ны, и от страстей свободивый нас, снизшедый к нам человеколюбием, и вознесый нас всесильне Спасе, помилуй нас» (2-я стихира «На хвалитех» утра Великого Пятка).

«Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46). Это слова Господа из 22-ого псалма от всех нас. За всех нас молится Спаситель, и от всех нас говорит. Как Человек, за всех людей и как каждый из нас ощущает Он богооставленность. Эти слова выражают вершину страданий и, одновременно, упование на Бога, выраженные в псалме.

Тут исполняются слова Исаии: «Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали» (Ис.52:14-15) и далее.

И вот звучит слово: «Свершилось» (Ин.19:30). Тут свершилось всех нас Искупление.

Во время крестных страданий Спасителя «сделалась тьма по всей земле» (Лк.23:44).

Эта тьма засвидетельствована и языческими писателями: римским астрономом Флегонтом, Фаллом, Юлием Африканом. Один из них воскликнул: «Умер кто-либо из богов!».

Афинский философ Дионисий Ареопагит был в то время в Гелиополе в Египте. Наблюдая внезапную тьму, он сказал: «Или Творец страдает, или мир разрушается». Потом, после проповеди апостола Павла, Дионисий Ареопагит стал первым афинским епископом.

После Своей смерти Господь был погребен, и Его Тело оставалось во гробе до третьего дня. Как Он и предвещал. «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф.12:39; Лк.11:29; Мк.8:12). «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2:19).

«Во гробе плотски, во аде же душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный» (Тропарь пасхального богослужения).

Сойдя во ад Освободителем, сокрушив смертью смерть, Иисус Христос стал Новым Адамом, Первенцем нового христианского рода, который, благодаря своей связи со Христом, может вновь обрести соединение с Богом.

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6).


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления