Крестовоздвиженский храм в Самаре - 29. 2-й член Символа Веры
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

29. 2-й член Символа Веры

 

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Это первый из шести членов Символа Веры, относящихся к Иисусу Христу. В нём мы исповедуем Бога Сына Иисуса Христа и Его свойства. Этот член говорит о предвечной связи Сына с Отцом. Остальные пять членов говорят о деле спасения мира Иисусом Христом.

О жизни Иисуса Христа нам рассказывает Евангелие. Греческое слово «Евангелие» означает «радостная весть», «благая весть».

Так Господь Сам называл весть о Своём Воплощении: «пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:14-15), «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф.24:14), «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15).

 

«И во единаго Господа Иисуса Христа,»

«Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1Ин.2:22).

Имя «Иисус» (евр. Иегошуа) буквально означает «Бог моё спасение», «Спаситель». Это имя было дано Господу при рождении через Архангела Гавриила: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» (Лк.1:30-32), «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21) и наконец: «дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк.2:21).

Имя «Христос» означает «Помазанник», по-еврейски помазанник — «Машиях», в греческой транскрипции — «Мессия (μεσσίας)». Это обозначение священного состояния человека. Помазание означало печать Духа Святого на человеке. Помазывали царей, первосвященников. Но, кроме того, как единственного Мессию с большой буквы, народ израильский много веков ожидал своего обетованного помазанного избавителя и царя.

Иисус есть Христос сразу и как царь, и как пророк, и как первосвященник.

Мы исповедуем Иисуса Христом и исповедуем, что Иисус Христос является единственным истинным обетованным Спасителем, Царём и Господином всех и всего.

Другого Мессии быть не может. Это не только исповедание, но и напоминание о предостережении: «многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят» (Мф.24:5). «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24:23-24).

«Господь», по-еврейски «Адонай», по-гречески «Кириос». Так величали царя. Так же с самой зари человечества величали Бога как Царя Вселенной: «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога]» (Быт.4:26).

«никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3).

«Господь, Бог наш, Господь един есть », и этот Господь — Иисус Христос, Сын Божий, Бог и Человек. Только в Богочеловеке Иисусе Христе возможно (и происходит) воссоединение человека с Богом. Только в Иисусе Христе возможна полнота отношений между Богом и человеком.

«…Сына Божия,»

«Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» (1Ин.2:23).

Тут исповедуется, что Иисус Христос, обитавший среди нас, был не просто человеком, но Сыном Божиим. Иудеи считают Иисуса Христа — преступником и самозванцем. Мусульмане считают Иисуса Христа — великим пророком, но не Сыном Божиим. Мы же Его исповедуем Сыном.

«Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс.2:7). И это «ныне» — длится вечно.

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17) при крещении на Иордане.

«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5) на горе Фаворе.

И Сам Господь Иисус Христос говорит: «Я Сын Божий» (Ин.10:36) И обращается к Богу «Авва, Отче» (Мк.14:36).

Но главное - Иисус утверждает Своё Богосыновство в постоянном и очень твердом следовании воле Бога Отца. Именно в этом раскрывается Его единство с Отцом. Он творит дела Отца, и поэтому люди видят в Нем Сына Божия. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин.5:17).

«…Единороднаго,»

Т. е., Единственного, Которого родил Бог.

«Единородный Сын, сущий в недре Отчем» (Ин.1:18).

У Бога Отца только Один Сын по существу. Все же мы, христиане, — дети Божии по благодати и через Господа: «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12).

«…Иже от Отца рожденнаго прежде всех век»

Прежде всех век — т.е., до сотворения времени. Тут исповедуется вечное и предвечное рождение Сына от Отца. Сын рождается вне времени. Так приоткрывается тайна отношений внутри Троицы.

Он «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол.1:15).

«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3).

Сам Господь говорит о Себе: «от начала Сущий» (Ин.8:25) и ещё: «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:58) (а не был).

«…Света от Света,»

«Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9).

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1:5).

«Я свет миру» (Ин.8:12).

Тут исповедуется единство в явлении Отца и Сына миру, в Их деятельности в мире.

Важное место в этой деятельности занимает отделение света от тьмы, как в мире видимом, так и невидимом, как тварного света, так и нетварного.

В самом начале «сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт.1:3).

Господь говорит: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12), «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин 12.46).

Нетварный свет просветил апостолов в Преображение Господне и будет просвещать христианских святых и подвижников до скончания времён.

После Второго Пришествия, Суда и сотворения новой земли и нового неба, новый святой «город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Откр.21:23), Христос.

«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин.3:19-21).

«…Бога истинна от Бога истинна,»

Тут исповедуется, что Иисус Христос не просто Сын Бога, но и Сам — тоже истинный Бог.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1).

«Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9).

«Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:11).

«Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин.5:20).

«…рожденна, не сотворенна,»

Тут подчёркивается, что Сын рождён от Отца совсем другим способом, чем все остальные. Мы — сотворены и затем в крещении рождаемся от Бога по благодати, усыновляемся. Сын же — не по благодати рождён после сотворения, но действительно рождён по природе, родной Сын.

Всё в мире сотворено, а Сын — нетварен.

Уточнение «не сотворенна» сделано для опровержения ложного учения Ария, который утверждал, что Сын Божий не рождён, а сотворён.

«…единосущна Отцу,»

«Я и Отец - одно» (Ин.10:30).

Тут исповедуется, что Отец и Сын имеют одну природу. Т.е., Личности Иисуса Христа свойственна не только человеческая природа, но и божественная, причём, та же, что у Отца, а не какая-нибудь ещё. Это введение в Тайну Троицы, о Которой будет отдельный разговор. Отец и Сын — одна Божественная Сущность (хотя и различные Ипостаси — Лица).

«…Имже вся быша»

«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3).

«ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:16-17).

Творение в равной мере дело Отца и Сына, ибо Отец всё творит через Сына.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления