Крестовоздвиженский храм в Самаре - 25. Символ Веры. Верую!
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

25. Символ Веры. Верую!

 

1-й член Символа Веры.

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Этот член включает в себя очень много, поэтому мы рассмотрим его по частям.

В первом члене мы исповедуем Бога Отца и Его свойства. В этом члене начинает, а в следующих семи членов продолжает раскрываться важнейшее новозаветное откровение — откровение о Боге Троице.

Но начинаем мы исповедание с утверждения о своей вере.

Первое слово Символа — Верую. Оно связано с каждым последующим членом Символа.

«Верую…».

Мы уже говорили о вере: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем» (Евр.11:1-3).

Отсюда ясно, что в вере

  1. мы отражаем наши чаяния, ожидания;
  2. мы выражаем своё личное участие в соборной вере всей Православной Церкви всех времён; и
  3. это участие и умом, и сердцем, и делами, в частности исповеданием.

Слово «верую» в Символе соединяется с «исповедую» и «чаю». Так же и в нашей жизни должны соединяться вера, исповедание, чаяние и дела.

Исидор Севильский (560-636) сказал: «Православный есть тот, кто право верует и сообразно с таким верованием правильно живёт».

Апостол Павел пишет: «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10). И ещё: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал. 2:16).

А у апостола Иакова сказано: «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? … вера, если не имеет дел, то мертва сама по себе» (Иак.2:14-17).

Вера Церкви основана на Откровении, т.е., это дар Божий. Господь открывается в ту меру, в которую Он хочет нам открыться, открывается именно потому, что Он хочет, чтоб мы Его знали. Бога нельзя доказать. Можно указать на дела Его, но этого очень мало. Бога можно встретить по милости Его и через веру в Него, и Он этого хочет. У Антония Сурожского описан случай. Однажды к нему пришёл человек и сказал: «Знаете, владыка, а я в Бога не верю». На это митрополит Антоний ему ответил: «То, что ты не веришь в Бога, это неважно. Гораздо важнее то, что Бог верит в тебя». И Бог даёт в дар веру тем, кто принимает этот дар. «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15.1-6).

«И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня» (Быт 16.13). Это единственный возможный способ настоящих отношений с Богом — живой опыт общения с Тем, Кто видит меня, в следствие чего и я начинаю постепенно видеть Его.

К вере мы идём через «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк.9:24) до веры сотника: «Сотник же, отвечая, сказал: … скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф.8:8).

Вера растёт от упования до дерзновения: «Дерзай, дочь. Вера твоя спасла тебя» (Лк.8:48) и тут же Иаиру о его умершей дочери: «не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк.8:50). Так ребёнок верит: «Папа может!» Так дерзновенен Авраам, пререкающийся с Богом: не может быть, чтобы мой Бог не был Милостив.

Но там, где живое общение и дерзновение, возможны и заблуждения относительно того, Каков Бог и чего Он хочет от нас. Такое заблуждение может возникнуть даже у очень духовно опытного человека. Любой человек может ошибиться, и имеет на это право. Только Иисус Христос — Единственный Безгрешный. Но у любого человека есть возможность покаяния. И есть необходимость сверки своего опыта с опытом Церкви.

Опыт богопознания проверяется Церковью соборно, исходя из апостольского правила: «угодно Святому Духу и нам» (Деян.15:28). Такой опыт живого общения не может определяться жёстким однозначным законом. Поэтому, когда стало необходимым этот опыт сформулировать, он формулировался на Вселенских Соборах в виде оросов — ограничений, границ, за которыми воззрение перестаёт быть христианским. Тщательно сформулированное и опытно проверенное соборное мнение Церкви в Духе Святом выражается в догматах (греч. δογμα — мнение, решение, постановление от δοκειν — думать, полагать, верить). Это неизменные положения веры, данные в Откровении и воспринятые Церковью.

Наряду с догматами существуют каноны, или правила. Каноны определяют состав священных книг, практику служения Церкви. Они могут изменяться исторически.

Существуют также теологумены — богословские мнения. Это мнения отдельных святых отцов и богословов по отдельным вопросам, не выходящие за пределы догматов и опыта Церкви. У каждого его личный опыт богообщения имеет свои особенности, каждый понимает немного по-своему. «Надлежит быть разномыслию между вами» (1Кор.11:19) — пишет апостол Павел. Христианин должен иметь своё мнение, но должен уметь слушать другого и уважать чужое мнение, даже если оно не совпадает с его собственным. До тех пор, пока это мнение не выходит за границы догматов, оно остаётся допустимым для христианина. Как только выходит — для христианина естественно его исправить, а не настаивать на своих заблуждениях.

Ересь (греч. eresis: отделение, разделение) – это учение, которое подверглось осуждению Вселенского Собора, как содержащее мнение, противное Божественному Откровению. Если учение не осуждено в каком-то виде на Вселенском Соборе, оно не является ересью. Не надо этим словом злоупотреблять.

Чтобы возрастать в вере надо читать и вновь и вновь перечитывать Священное Писание, думать над ним, сверять своё понимание с литургическим опытом Церкви и толкованиями святых отцов. Читая святых отцов, Вы, кстати, увидите, что их толкования несколько отличаются, но всегда единомысленны в главном. И это главное — то самое направление, которому должно следовать Ваше понимание, и которому оно будет следовать по мере возрастания веры.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления