24. О Символе Веры
1-й. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. | Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. |
2-й. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша; | (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено; |
3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; | Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком; |
4-й. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; | Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; |
5-й. И воскресшаго в третий день, по Писанием; | И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими). |
6-й. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца; | И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца; |
7-й. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. | И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца. |
8-й. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. | (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков. |
9-й. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. | (Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь. |
Яко Твое есть Царствие | Ибо Твое есть Царство |
10-й. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. | Исповедую одно крещение во оставление грехов. |
11-й. Чаю воскресения мертвых. | Ожидаю воскресения мертвых. |
12-й. И жизни будущаго века. Аминь. | И жизни будущего века. Истинно так. |
Символ Веры — это торжественное исповедание христианских догматов. В нём кратко и точно изложены важнейшие истины христианской веры.
Символ Веры составлен отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа, на Втором - остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 381 г. По двум городам, где состоялись эти Вселенские соборы, Символ Веры носит название Никео-Цареградского.
Формулировки членов Символа Веры затем уточнялись на последующих соборах. Шестой Вселенский Собор (680 г.) утвердил непреложный характер Никео-Цареградского Символа Веры.
Каждый православный должен осознанно верить, понимать, во что он верит. Это значит, что каждый православный должен понимать, что говорится в Символе Веры, и верить так, как учит Символ Веры.
Любое изучение Символа Веры является недостаточным. Православный человек должен возвращаться к тому, чтобы ещё и ещё раз подумать над содержанием Символа Веры. Весь Символ Веры, каждое утверждение, опирается на Священное Писание и является плодом даров Святого Духа. В нём важно каждое слово и важен порядок слов.
Символ Веры состоит из 12-ти членов (частей), каждая из которых содержит особую истину - догмат нашей православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце. Члены со 2-ого по 7-й говорят о Боге Сыне. 8-й — о Боге Духе Святом. 9-й — о Церкви. 10-й — о крещении. 11-й — о воскресении мертвых. 12-й — о вечной жизни.
Символ Веры произносится принимающим крещение («оглашенным») во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ Веры произносится восприемниками. Символ Веры мы («верные») соборно исповедуем в храме за Литургией, перед началом евхаристического канона. Символ Веры следует знать наизусть, понимать его и исповедовать ежедневно в составе молитвенного правила.
Во времена первых христиан люди долго готовились к крещению. Такая подготовка (катехизация) длилась от года до нескольких лет. Крещение обычно совершалось на Пасху, один раз в год. В подготовке к крещению участвовала вся община. Те, кто готовился к Крещению, назывались катехумены — оглашенные. Они присутствовали только на первой части Литургии — до Литургии верных, на Проскомидии и Литургии оглашенных. Эти названия сохранились до сих пор. В конце Литургии оглашенных вся община молится об оглашенных: «Помолитеся, оглашении, Господеви. Верни, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их, огласит их словом истины, открыет им Евангелие правды, соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви».
В то время существовало несколько символов веры, которые напоминали основные истины Православия. Их использование было непосредственно связано с катехизацией и Крещением. Через эти символы оглашенные наставлялись. Эти занятия так и назывались traditio symboli (лат.) - передача сиимвола.
Во время Крещения оглашенные-крещаемые торжественно исповедовали этот символ веры. Крещаемый исповедовал свою осознанную веру в Бога. Это называлось reditio symboli (лат.) - возвращение символа. То же происходит при Крещении и теперь.
К 4 в. с распространением различных ересей появилась необходимость точно определить истины православного учения, исповедуемое всей Церковью. Такой Символ Веры и был сформулирован святыми отцами на Вселенских Соборах.
По-гречески «символ» – это условный знак, образ. При расставании на долгое время люди аккуратно разламывали на две части какой-нибудь предмет, например, глиняную табличку, и каждый брал одну часть. Появлялась возможность послать свою часть с некоторым человеком от себя. Посланник предъявлял свою часть, части соединялись в единое целое, и это свидетельствовало, что это действительно «свой». Так же, и произнося Символ веры, мы узнаём «своих». С другой стороны, в искусстве символ — это знак, образ, смысл и значение которого можно разворачивать бесконечно.
Первое слово Символа Веры - «Верую». Оно относится ко всем членам Символа и связывает их воедино. Это утверждение своего личного участия в Церкви, и личной ответственности за своё поведение, которое в конце подчёркивается словами «исповедую» и «чаю» (ожидаю с надеждой). На каждой Литургии верные соборно исповедуют Символ Веры, причём каждый говорит от себя - «верую», но говорим мы все вместе. Этим подчёркивается личная свобода каждого и общение всей общины во Христе и в любви. Перед исповеданием Символа дьякон возглашает «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», а хор отвечает: «Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». Это взаимное приветствие, которое называется «целованием мира». В древности отвечал не хор, а верные, и верные обменивались поцелуем примирения во Христе, произнося: «Христос посреди нас», и тут же отвечая: «и есть, и будет». Мужчины обменивались поцелуем с мужчинами, женщины с женщинами, для чего они стояли в храме раздельно. Ныне этот обряд сохранился у клириков.
Как раз после совместного исповедания Символа Веры, после утверждения всей общины в вере, с возгласом диакона, священник в алтаре приступает к жертвоприношению.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.