Крестовоздвиженский храм в Самаре - 22. «Да святится имя Твое»
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

22. «Да святится имя Твое»

 

Да святится имя Твое...

Да святится имя Божие в нас и просвещает сердца наши, и направляет к Богу. Тут мы напоминаем себе, что имя Божие должно быть для нас свято и освещать наш путь и освящать нашу жизнь. Ибо Бог и без нас свят, и без нас к нему взывают Серафимы: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» [Ис.6:3]. Тут мы чаем, что сможем зажечь в сердце своём свет Духа Святого.

Имя Божие свято само по себе. Но человек, образ Божий, обладает свободой принимать или не принимать Бога. В яркий солнечный день солнце само по себе светит, но не светит в доме, окна которого плотно зашторены и густо замазаны грязью. Прежде всего, мы должны в сердцах своих увидеть сияние Бога и зажечь сердца свои Духом. А затем: «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» [Мф.5:15].

Церковь свята, как Тело Христово и дом Духа, как «столп и утверждение истины» [1Тим.3:15].

Но поведение членов Церкви часто далеко от утверждаемых Православием норм. Вполне оправданными бывают упрёки, что поведение христиан не лучше (а то и хуже) поведения атеистов или последователей других религий. Судят не по словам, а по делам и результатам, «по плодам их узнаете их» [Мф.7:20]. Ко многим, называющим себя христианами, звучат укоряющие слова апостола Павла: «Ради вас имя Божие хулится у язычников» [Рим.2:24]. Пусть каждый почаще примеряет эти слова к себе, пусть вспоминает их, когда обращается к Отцу: «да святится имя Твое».

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» [Мф.5:15-16].

Да приидет Царствие Твое...

Это моление о том, чтобы Царство Божие пришло к нам и стало реальностью нашей жизни.

В полноте Царство Божие откроется в будущей жизни, но тут и теперь оно уже присутствует в семени, в закваске, в Церкви, внутри нас. Литургия начинается возгласом «Благословенно Царство» и молимся мы о причащении Тела и Крови Христовых «во исполнение Царства».

«Царствие Божие внутрь вас есть» [Лк.17:21]. В Царство Божие мы попадаем через наши сердца, стяжая Духа Святого. Об этом хорошо написано в беседе преп. Серафима Саровского с Мотовиловым.

На вопрос Пилата Господь ответил: «Царство Мое не от мира сего» [Ин. 18:36]. Это совершенно другой, по-настоящему настоящий мир, Царство Духа. Познаётся оно как ощущение блаженства и пребывание в Духе.

Вместе с тем, дары Царствия Небесного проявляются и в нашем земном физическом мире в виде некоторых событий, чудес, знамений.

Тут мы призываем распространение небесной святости на нашу греховную земную жизнь. Тут мы молим о том, чтобы власть над нами от князя века сего перешла к Господу нашему Иисусу Христу. Но вместе с тем и исповедуем ещё раз «отрецаюся тебе, сатано, и всея гордыни твоей, и всех дел твоих, и сочетаюся Тебе, Христе, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Вместе с тем, напоминаем себе о необходимости быть не рабами греха, а детьми Божьими, и выражаем готовность жить по правде Божией в Царстве Его. А то, придёт Царство Его окрест нас, а мы в нём не сможем найти себе места, и от света будем искать тьму, чтобы в ней схорониться.

А в более же простой форме напоминаем себе слова Господа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» [Мф.6:33]

Царство Божие было сначала явлено на кресте — Христос был распят, и над Ним висела надпись: «Царь Иудейский». И только потом Царство Божие было явлено в Воскресении Христовом. Наш путь к Царству лежит через наше личное сораспятие Христу и воскресение во Христе. Об этом мы должны помнить, произнося: «Да приидет Царствие Твое».

Надо помнить, что «доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Но вместе с тем, «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» [Мф.11:29-30].

Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.

Тут прослеживается непосредственная связь с предыдущим: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».

Мы напоминаем себе о необходимости согласовать волю свою с волей Божией. Мало кто готов с полной ответственностью сказать: «не Моя воля, но Твоя да будет» [Лк.22:42], «не чего Я хочу, а чего Ты» [Мк.14:36]. Тем не менее, мы выражаем своё чаяние того, что воля Господня утвердится на земле, в нас.

Посмотрите вокруг: самоволие и отсутствие дисциплины — один из самых распространённых грехов. Весь быт пронизан мелкими и не очень нарушениями. Даже дорогу перейти в положенном месте и на правильный свет светофора невмоготу.

Нужно учиться тому и упражняться в том, чтобы наша воля совпадала с Божией. Нужно находить в себе силы отказываться от собственной воли ради исполнения воли Божией.

Так, иногда, молясь, мы не получаем того, что просим. Причиной этого может быть не то, что Бог нас не слышит, а то, что это противно воле Его. Особенно в случае усердной молитвы. И тогда надо научиться принять и понять волю Божию. К Богу надо относиться с доверием. Ведь часто и дети чего-то просят у родителей, а те не дают, потому что считают это вредным.

Господь лучше нас знает, что нам на земле нужно, что полезно, что спасительно, что ведёт нас к Царству Небесному; а мы не знаем, лишь мечтаем, думаем. Чем лучше согласовали мы свою волю с Божьей, тем нам лучше, тем реже мы спотыкаемся и натыкаемся на острые углы жизни.

Пост, аскетика, церковная дисциплина («по духу», но и в разумном следовании «букве») - хорошее упражнение для развития воли и согласования её с Божьей. Аскеза и переводится как «упражнение».

Но за повседневными упражнениями приходят экзамены. Все испытания, которые посылает нам Бог, нам во благо и по силам. Если же мы видим, что наступает серьёзное испытание, постараемся вспомнить Иисусово Моление о чаше: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» [Мф.26:39].

У А. С. Хомякова есть прекрасные слова: «воля Божия – гибель для демонов, закон для рабов Божиих и свобода для сынов Божиих».

Мы призываем Царство Господа и готовимся быть в этом Царстве достойными законопослушными дисциплинированными и свободными гражданами. И готовимся пройти для этого испытания.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления