21. Молитва Господня «Отче наш»
Эта молитва очень важна, ёмка и содержательна. Поэтому она будет рассмотрена последовательно по частям в нескольких заметках.
Отче наш, | Отче наш, |
Иже еси на небесех, | Сущий на небесах, |
Да святится имя Твое, | Да святится имя Твое, |
Да приидет Царствие Твое, | Да придёт Царствие Твое, |
Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. | Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. |
Хлеб наш насущный даждь нам днесь | Хлеб наш насущный дай нам на сей день |
И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим | И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим |
И не введи нас в искушение | И не введи нас в искушение |
Но избави нас от лукавого | Но избавь нас от лукавого |
Яко Твое есть Царствие | Ибо Твое есть Царство |
И сила | И сила |
И слава во веки. | И слава во веки. |
Общие замечания..
Молитва «Отче наш» имеет особую важность, потому что она дана нам Самим Иисусом Христом. Спаситель научил ей своих учеников (и через них всех нас), чтобы мы знали, о чём надо молиться. Она совместно произносится верными на каждой литургии.
В этой молитве упоминается всё, что нам надо для повседневной жизни и спасения души.
Главная мысль молитвы Господней. Всё к Богу и всё от Бога. Вся молитва сосредоточена на Боге. Соответственно, весь характер молитвы — духовный, направленный к небу и к спасению души. Только раз упоминается хлеб насущный, но и тот просится на один день на удовлетворение самого необходимого для нашей земной плоти, чтобы иметь возможность в остальном обратиться к небу, к духовному.
Главное настроение молитвы. Вера, надежда, любовь. Разумеется, вся молитва исходит из веры и устремляет нас к любви к Богу и Отчей Божьей любви к нам. Но сама молитва совершается в настроении надежды, чаяния, упования. Вся молитва вводит нас в такое упование на Бога, как родные дети надеются на помощь отца и матери.
Вся молитва предполагает определённый способ наших действий, нашего делания. Для него в русском языке есть прекрасный глагол «сподобиться», «сподобить». Он означает соработничество, синергию нас и Бога. Делаем мы, но в соответствии с помощью Божьей, согласно воле Божьей, силой, что дал нам Бог. И по нашей работе Бог удостаивает нас результатом.
То есть, по-русски, «на Бога надейся, а сам не плошай».
Кто обращается с молитвой? Это последнее важное замечание. Обратите внимание — мы, а не кто-то один сам по себе. В молитве господней нет ни одного «я», только «мы».
Только имея в виду соборность, общинность, только подразумевая остальных людей братьями и сёстрами во Христе, мы можем обращаться к Богу с этой молитвой.
Молящийся обращается как член общины, член Церкви. И молится о всей Церкви и всех людях, а не только о себе лично.
В самом Боге нет «Я», только «Мы» — Пресвятая Троица.
Отче наш...
Бог — не какое-то отвлеченное доброе начало, но конкретная Личность. Он не «вообще», а с Ним можно общаться, Он готов с нами общаться и хочет этого общения, рад этому общению, потому что Он — наш Отец. В Евангелии многократно об этом говорится. Ярким примером такого отношения Бога и с Богом является притча о блудном сыне (Лк.15:11-32).
Мы можем называть Бога Отцом, это тот великий дар, который нам дал Господь. Преп. Симеон Новый Богослов писал, что через веру во Христа мы становимся братьями Христа, потому что у нас с Ним общий Отец — Отец наш Небесный. Мы, христиане — дети Божии. Таковыми мы стали благодаря воплощению, вочеловечиванию Господа нашего Иисуса Христа. Через Него — истинного Бога и истинного Человека — мы Божьи дети. Подумайте, как много нам дано, и какая любовь к нам обращена. Бог говорит: если все вас оставят, если мать тебя оставит, Я — не оставлю.
Как часто мы забываем о родительской любви, а ещё чаще — о Божьей.
Надо помнить, что мы — блудные дети из евангельской притчи, ещё не вернувшиеся в Отчий дом.
Чем отличается отчая любовь от материнской? Простит, но накажет.
И, давайте ещё раз отметим: «Отче наш». Мы обращаемся с соборной, общей молитвой, а значит, должны помнить о других, о братьях наших. Не за себя только и не только мы молимся в этот момент, но вся Церковь и за всех людей. И за тех, чьё поведение мы считаем неправильным. Притча завершается словами: «а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» [Лк.15:32].
Иже еси на небесех, | Сущий на небесах, |
Речь идёт о духовном небе, которое совершенно «не от мира сего».
Бог — Дух, и достижим для нас только в духе.
Бог вездесущ. Как неоднократно говорил апостол Павел, «Господь близко» [Флп.4: 5]; «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» [Мф.18:20].
Но только обращаясь к горнему, небесному, мы можем увидеть Его и приближаемся к Богу, чтобы просить Его. Только с небес Он снисходит ко всякому, к нему обращающемуся. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» [Мф.7:7; Лк.11:9].
Тот, чьи мысли и чей настрой далеки от небесного, духовного, в пустую обращается к Богу с этой молитвой. И только в молитве мы приобщаемся к небу и наполняемся истинной жизнью — духом.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.