Крестовоздвиженский храм в Самаре - 21. Молитва Господня «Отче наш»
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

21. Молитва Господня «Отче наш»

 

Эта молитва очень важна, ёмка и содержательна. Поэтому она будет рассмотрена последовательно по частям в нескольких заметках.

Отче наш, Отче наш,
Иже еси на небесех, Сущий на небесах,
Да святится имя Твое, Да святится имя Твое,
Да приидет Царствие Твое, Да придёт Царствие Твое,
Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь Хлеб наш насущный дай нам на сей день
И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим
И не введи нас в искушение И не введи нас в искушение
Но избави нас от лукавого Но избавь нас от лукавого
Яко Твое есть Царствие Ибо Твое есть Царство
И сила И сила
И слава во веки. И слава во веки.

Общие замечания..

Молитва «Отче наш» имеет особую важность, потому что она дана нам Самим Иисусом Христом. Спаситель научил ей своих учеников (и через них всех нас), чтобы мы знали, о чём надо молиться. Она совместно произносится верными на каждой литургии.

В этой молитве упоминается всё, что нам надо для повседневной жизни и спасения души.

Главная мысль молитвы Господней. Всё к Богу и всё от Бога. Вся молитва сосредоточена на Боге. Соответственно, весь характер молитвы — духовный, направленный к небу и к спасению души. Только раз упоминается хлеб насущный, но и тот просится на один день на удовлетворение самого необходимого для нашей земной плоти, чтобы иметь возможность в остальном обратиться к небу, к духовному.

Главное настроение молитвы. Вера, надежда, любовь. Разумеется, вся молитва исходит из веры и устремляет нас к любви к Богу и Отчей Божьей любви к нам. Но сама молитва совершается в настроении надежды, чаяния, упования. Вся молитва вводит нас в такое упование на Бога, как родные дети надеются на помощь отца и матери.

Вся молитва предполагает определённый способ наших действий, нашего делания. Для него в русском языке есть прекрасный глагол «сподобиться», «сподобить». Он означает соработничество, синергию нас и Бога. Делаем мы, но в соответствии с помощью Божьей, согласно воле Божьей, силой, что дал нам Бог. И по нашей работе Бог удостаивает нас результатом.

То есть, по-русски, «на Бога надейся, а сам не плошай».

Кто обращается с молитвой? Это последнее важное замечание. Обратите внимание — мы, а не кто-то один сам по себе. В молитве господней нет ни одного «я», только «мы».

Только имея в виду соборность, общинность, только подразумевая остальных людей братьями и сёстрами во Христе, мы можем обращаться к Богу с этой молитвой.

Молящийся обращается как член общины, член Церкви. И молится о всей Церкви и всех людях, а не только о себе лично.

В самом Боге нет «Я», только «Мы» — Пресвятая Троица.

Отче наш...

Бог — не какое-то отвлеченное доброе начало, но конкретная Личность. Он не «вообще», а с Ним можно общаться, Он готов с нами общаться и хочет этого общения, рад этому общению, потому что Он — наш Отец. В Евангелии многократно об этом говорится. Ярким примером такого отношения Бога и с Богом является притча о блудном сыне (Лк.15:11-32).

Мы можем называть Бога Отцом, это тот великий дар, который нам дал Господь. Преп. Симеон Новый Богослов писал, что через веру во Христа мы становимся братьями Христа, потому что у нас с Ним общий Отец — Отец наш Небесный. Мы, христиане — дети Божии. Таковыми мы стали благодаря воплощению, вочеловечиванию Господа нашего Иисуса Христа. Через Него — истинного Бога и истинного Человека — мы Божьи дети. Подумайте, как много нам дано, и какая любовь к нам обращена. Бог говорит: если все вас оставят, если мать тебя оставит, Я — не оставлю.

Как часто мы забываем о родительской любви, а ещё чаще — о Божьей.

Надо помнить, что мы — блудные дети из евангельской притчи, ещё не вернувшиеся в Отчий дом.

Чем отличается отчая любовь от материнской? Простит, но накажет.

И, давайте ещё раз отметим: «Отче наш». Мы обращаемся с соборной, общей молитвой, а значит, должны помнить о других, о братьях наших. Не за себя только и не только мы молимся в этот момент, но вся Церковь и за всех людей. И за тех, чьё поведение мы считаем неправильным. Притча завершается словами: «а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» [Лк.15:32].

Иже еси на небесех, Сущий на небесах,

Речь идёт о духовном небе, которое совершенно «не от мира сего».

Бог — Дух, и достижим для нас только в духе.

Бог вездесущ. Как неоднократно говорил апостол Павел, «Господь близко» [Флп.4: 5]; «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» [Мф.18:20].

Но только обращаясь к горнему, небесному, мы можем увидеть Его и приближаемся к Богу, чтобы просить Его. Только с небес Он снисходит ко всякому, к нему обращающемуся. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» [Мф.7:7; Лк.11:9].

Тот, чьи мысли и чей настрой далеки от небесного, духовного, в пустую обращается к Богу с этой молитвой. И только в молитве мы приобщаемся к небу и наполняемся истинной жизнью — духом.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления