Крестовоздвиженский храм в Самаре - 18. Молитва и жизнь
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

18. Молитва и жизнь

 

 

Иногда молитва приносит огромную радость, даёт силы, возможности и уверенность. Иногда встречи с Богом не происходит. Иногда очень трудно заставить себя молиться.

Основные причины этих трудностей — неправильное отношение к молитве как общению с Богом.

Молитва — это общение.

Главное содержание молитвы — встреча, соприкосновение, ощущение присутствия и общение с Богом. А не попытка чего-то выпросить или вытребовать у Бога.

В некоторых случаях мы просим у Бога конкретной помощи в тех или иных обстоятельствах. И такая просьба должна основываться на понимании того, что мы делаем. Любое испытание, которое нам (или нашим ближним) посылает Господь, нам, во-первых, по силам, во-вторых, во благо, в-третьих, во вразумление. Нам дан урок, и это урок надо выполнить, что-то понять и как-то измениться. Пока мы не выполним урок на положительную оценку, нам придётся выполнять его снова и снова. Наш урок за нас никто не сделает. Всё, что можно сделать за нас, и так делают Спаситель и наши святые покровители. Они же всячески пытаются подсказать нам, вразумить нас, как нам пройти испытание. Наша молитва о помощи — это общение с Любимым и Близким о том, как разобраться с обстоятельствами, пройти урок.

В этом общении с Богом мы можем (с Божьей помощью!):

  • увидеть решение или изменить своё отношение к обстоятельствам;
  • духовным усилием пройти испытание, например, явив силу веры — помните: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» [Мф.17:20; Лк.17:6] — «верую, Господи! Помоги моему неверию» [Мк.9:24] — «вера твоя спасла тебя»;
  • заменить испытание урока другим, эквивалентным, ничуть не более простым. Вместо рассосавшихся трудностей возникнут другие. Вместо первого варианта будем решать второй.

Но молитва, которая дойдёт до Бога, — это именно общение в вере, надежде и любви. А не вымогательство, не каприз, не магический ритуал, не взятка, не оплата услуг. «Гром не грянет — мужик не перекрестится» — принцип ненадёжный

Это одна из трудностей. Нужно учиться общению в любви, а не политическому влиянию и не выстраиванию договорных отношений на взаимоприемлемых условиях.

Молитва должна быть честной, ответственной и соответствовать жизни.

«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?» [Лк.6:46].

Очень часто общения с Богом не получается по той же причине, что и у Адама после грехопадения. Мы чувствуем свои грехи и свою ответственность за них. И не хотим попадаться на глаза Господу. А когда попадаемся, пытаемся оправдываться, лукавить, перекладывать или делить ответственность.

Мы знаем, что наша жизнь не соответствует нашей молитве. А наши прошения в молитве совпадают с нашими желаниями очень условно и ограничено.

Например, когда мы говорим Богу: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», — действительно ли мы хотим, чтобы Бог прощал нас в той же мере, в какой мы прощаем наших ближних? Действительно ли мы настолько прощаем окружающих? В этой важнейшей молитве, оставленной Самим Господом, каждое слово нас обличает!

  • Чем больше молитва соответствует жизни, а жизнь — молитве, тем легче нам говорить о своей жизни с Богом.
  • Чем больше мы готовы честно признать перед Богом несоответствие жизни и молитвы, признать свои грехи и свою ответственность, тем легче нам говорить о своей жизни с Богом.
  • Чем лучше мы понимаем, что Бог нас очень любит и такими, тем легче нам говорить о своей жизни с Богом.
  • Чем твёрже мы осознаём, что наша любовь к Богу должна выражаться в нашем изменении, в приведении жизни и молитвы в соответствие, тем легче нам говорить о своей жизни с Богом.

Молитва только тогда удаётся, когда мы чувствуем, что меняемся и начинаем жить по-иному. Молитва должна приносить ощутимые плоды. «Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» [Мф.7:20-21].

Молитва — это диалог.

Как в любом диалоге, в молитве нужно не только самому обратиться к Богу, но и услышать Его ответ. Надо дать себе время услышать ответ и получить помощь, они обязательно будут. Но иногда совершенно неожиданные или совсем не такие, какие можно было предположить.

Бог — Личность, Которую мы мало знаем и часто плохо понимаем. Поэтому, мы должны быть готовы к тому, что Бог откроется нам не таким, каким мы Его себе представляем.

И это одна из трудностей. Мы должны учиться слышать и понимать Бога. А не слушать себя.

Следующая пространная цитата из бесед митр. Сурожского Антония (Блума) хорошо раскрывает тему диалога с Богом.

«Много лет тому назад, как только я стал священником, меня послали в старческий дом. Там, между прочими, жила старушка ста одного года, которая после первого моего там богослужения подошла ко мне и говорит: «Отец Антоний, я от вас хочу совета. Я уже много-много лет постоянно повторяю молитву Иисусову и никогда не ощутила присутствия Божия. Скажите, что мне делать». Я с готовность, с радостью ей ответил: «Найдите человека, который опытен в молитве, и он вам всё скажет». Она на меня посмотрела и сказала: «Знаете, за долгую свою жизнь я обошла всех людей, которые всё или что-нибудь знают, и ничего путного от них не услышала. Увидев вас, я подумала: он, наверное, ничего не знает, так может быть он случайно что-нибудь — простите за выражение — «ляпнет», что мне на пользу пойдёт». Я подумал <...> И сказал старушке: «Как вы думаете — когда может Бог успеть что-нибудь вам сказать или проявить Своё присутствие, если вы всё время говорите?» — «А что же делать?» — «А вот что сделайте. Завтра утром встанете, уберётесь, уберите свою комнату, затеплите лампаду перед иконами, затем сядьте так, чтобы видеть иконы и лампаду, и открытое окно (дело было летом), и фотографии любимых людей на камине; возьмите спицы и шерсть и вяжите молча перед лицом Божиим, и не смейте ни одной молитвы говорить, сидите смирно и вяжите». Она на меня посмотрела, я бы сказал, больше с недоверием, чем с надеждой, и ушла. На следующей неделе я должен был там снова служить, и огляделся, надеясь, что её нет, а то мне от неё достанется. Она была!.. После службы она подошла и говорит: «Отец Антоний, а знаете — получается!» Я спросил: «Чтó получается?» — «Я сделала то, что вы сказали. Села молча вязать, вокруг было тихо; потом я стала слышать звяканье спиц, и этот звук как бы углубил чувство молчания вокруг меня. И чем больше я ощущала молчание, тем больше ощущала, что оно — не просто отсутствие шума, а что в нём есть нечто иное, что в сердцевине этого молчания какое-то присутствие. И вдруг я почувствовала, что в сердцевине этого молчания — Сам Господь. И тогда я поняла, что могу молиться словами или не молиться — всё равно: я с Ним. Он на меня глядит, я гляжу на Него, и так хорошо нам вместе».

Цитата митр. Антония завершает эту заметку, и рассмотрение темы молитвы продолжится в следующих заметках.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления