Крестовоздвиженский храм в Самаре - 17. О молитвенном правиле
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

17. О молитвенном правиле

 

Молитвенное правило — это молитвы, которые человек читает ежедневно. Это дисциплина, научение молитве, поддержание и развитие общения с Богом, осознание смысла и содержания диалога с Богом. Поэтому, очень важно ежедневно исполнять молитвенное правило.

Молитвенное правило обычно опирается на молитвослов, но может включать и другие молитвы. Молитвослов, как сборник текстов молитв, является удобным вспомогательным организующим инструментом для молитвенного правила, помогающим не отвлекаться от молитвы на второстепенное. Можно подготовить себе отдельный текст со своим молитвенным правилом, но полезно иногда возвращаться к молитвослову, особенно когда назревает изменение молитвенного правила. Молитвослов содержит молитвенный опыт святых отцов, это и образцы молитв, и набор важных тем нашего общения с Богом, и продуманная последовательность с привязкой ко времени и событиям, и советы.

В начале моего молитвослова написано:

«Восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят всё земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным»

Этот текст несколько разнится в разных молитвословах, но его смысл сохраняется: на молитву надо настроиться, собраться. Молитва на правиле должна расти из тишины нашего сердца. Сразу даётся совет, как это сделать.

Подобные советы есть и  других местах молитвослова.

Молитвенное правило должно соответствовать человеку и обстоятельствам. Оно должно быть у каждого своё, и будет меняться со временем. Оно зависит от многого:

  • От опыта, умения и сил молящегося. На общении надо сосредоточиться, вложить в него свои душевные силы. Поэтому сначала и правило, и молитвы должны быть покороче, попроще, попонятнее. Каждую произносимую молитву надо хорошо понимать, иначе общение превращается в нелепость. Нужно учитывать своё здоровье и силы в текущий момент.
  • От обстоятельств, в частности, от того времени, которым располагает молящийся. Так как молитвы обычно сочетаются с положениями и движениями тела и рук, важным и меняющимся обстоятельством может оказаться та обстановка, в которой совершается молитва.

Феофан Затворник и ряд других опытных молитвенников советовали молитвенное правило соотносить не с количеством молитв, а с тем временем, которое мы готовы посвятить общению с Богом. Пусть это будет полчаса утром и вечером, но эти полчаса должны быть полностью отданы Богу. Не надо пытаться прочитать все утренние молитвы, лучше прочитать только несколько, но так, чтобы каждое их слово шло через сердце.

«Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой» (Фамусов в «Горе от ума» А.С. Грибоедова).

Очень важно исполнять молитвенное правило, пусть даже самое краткое, чтобы в молитве были регулярность, постоянство. Но правило не должно превращаться в формальность.

Основные трудности при совершении правила:

  • Рассеянность, наша обычная готовность отвлечься на что-нибудь, о которых уже говорилось. Надо сосредоточиться обратно, попросить у Господа прощения, что отвлёкся, и продолжить с того места, на котором отвлёкся. Может быть, повторить семь раз, но добиться того, чтобы ум и сердце на молитву откликнулись. Если уж никак не откликаются — значит, не дорос, надо менять правило.
  • Непонимание. Надо понимать смысл и содержание молитвы. Есть толковые молитвословы, есть труды святых отцов и богословов, посвящённые отдельным наиболее важным молитвам. К этому, надо и самому подумать над каждым словом, над каждым предложением, соотнести со святоотеческим пониманием. К размышлению над молитвой надо возвращаться, т.к. со временем приходит новое, более глубокое её понимание.
  • Стремление сделать побыстрее или побольше. Привязка правила ко времени позволяет избежать «побыстрее». Но тогда возникает «побольше». Если часто возникает — это повод отдельно пересмотреть своё правило в сторону увеличения или усложнения. Качество гораздо важнее количества
  • Привыкание. При этом и сердце охладевает, и ум обращается на что-то своё. Это важный повод 1) внимательно спросить себя: понимаю ли я молитву, с которой обращаюсь? Важна ли она для меня? Наскучила мне по форме? Для чего я с ней обращаюсь? И после ответа на эти вопросы, может быть, стоит пересмотреть своё правило.

Для научения молитве нужно, как пишут святые отцы, стоять на страже своего ума, заключать ум в слова молитвы и держать ум в сердце. Святые отцы разработали обширное учение, как этого достигать. Отчасти об этом уже шла речь в теме о трезвении.

Это труд. Молитве надо учиться. Надо работать над собой.

Для того, чтобы получать удовольствие от игры, езды на велосипеде, какого-то дела, надо научиться играть, ездить, делать. Так же и с общением с людьми. Так же и с общением с Богом, Богородицей, святыми, ангелами. Сначала закон, потом благодать.

 

Не стоит забывать: «Непрестанно молитесь» [1Фес. 5:17]. Радуйтесь общению с Богом весь день. Это лёгкость и удовольствие молитвы.

Не всегда, однако, возникает радость молитвы. О причинах этого и способах их устранения пойдёт речь в следующих записках.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления