Крестовоздвиженский храм в Самаре - 16. О молитве - общении
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

16. О молитве - общении

 

О молитве очень много написано в святоотеческих и богословских трудах. Написанное тут — вступительное краткое извлечение из этих трудов.


Самое главное, что надо очень хорошо понять о молитве:

молитва — общение с другой личностью.

Православные молятся Богу, Богородице, святым, ангелам. Каждая такая молитва — это конкретная встреча и конкретное общение с другой личностью.

  • Любой случай личного общения должен учитывать свойства и ожидания общающихся, иначе общение не получится.
  • Каждый случай общения — уникален, хотя некоторые и похожи друг на друга.
  • Общение — это диалог, а не монолог.
  • Общение должно приносить ощутимые плоды. В общении мы должны развиваться, в частности, должны раз от раза лучше понимать и узнавать того, с кем общаемся.
  • Общение должно быть доверительным, честным, уважительным, приятным, бескорыстным, исполненным дружбы и любви, ...
  • Если общение получается, между общающимися возникает духовная связь. Общение по разным причинам может не получиться. Например, потому, что не выполнены некоторые из приведённых выше требований. Тогда эта духовная связь рвётся, и её надо снова восстанавливать, что бывает гораздо труднее, чем установить её или поддерживать.

Отсюда вся простота и трудность молитвы.

Основные наши молитвы — Богу. Такая молитва — это общение с Богом — Личностью.

Надо иметь представление о Том, с Кем общаешься. В христианстве через Иисуса Христа, истинного Человека, нам открывается истинный Бог.

О Боге мы узнаём из Священного Писания, из церковной жизни (участие в богослужениях и таинствах), из святоотеческого наследия и из личного опыта. Наибольшую ценность для нас лично имеет наш личный опыт. Духовный опыт святых отцов, исполненный Духом Святым, и образовал Свщ. Писание, порядок церковной жизни и святоотеческое наследие. Из них мы черпаем начальные знания и ими проверяем свой опыт, чтобы избежать ошибок: научиться различать духов, с которыми общаемся, и не впасть в прелесть, не сбиться с тропы к Богу.

  • В Свщ. Писании мы знакомимся с тем, какими были Иисус Христос, Богородица, апостолы. Из Евангелия мы узнаём молитву, которой научил Сам Господь.
  • В церковной жизни мы постоянно переживаем опыт общей церковной молитвы. Мы переживаем опыт соприкосновения и общения с Богом: причащения к Богу в таинствах и литургического единения с общиной — Церковью, когда через Сына в Духе мы становимся единым телом Христовым, глава которому Христос.
  • В святоотеческом наследии мы знакомимся с опытом молитвы святых отцов. Молитвословы — изложение их опыта, образец и путеводитель нам, по которому мы учимся тому, как общаться с Богом (Богородицей, святыми).

Молитвослов — это, в первую очередь, учебник молитвы, учебник общения.

Поэтому, он необходим начинающему как образец. Но и должен восприниматься именно как образец, до той поры, пока не наполнится личным переживанием. Образец — не общение, но может быть основой для общения. Кроме того, как учебник, молитвослов помогает составить молитвенное правило, о котором речь пойдёт отдельно.

«Непрестанно молитесь» [1Фес. 5:17].

Вся наша жизнь должна быть наполнена молитвой, кроме молитв по молитвослову и молитвенного правила. Бог — везде и всегда. Бог наполняет и пронизывает каждого из нас. Бог участвует во всём, что происходит с нами и вокруг нас. Как сказал один богослов, Бог всегда рядом с нами, но мы бываем далеки от Него, Бог всегда слышит нас, но мы не слышим Его, Бог всегда внутри нас, но мы - снаружи, Бог в нас дома, но мы в Нём чужие.

Поэтому и общение с Богом должно стать в нашей жизни постоянным. И это общение ведётся своими словами или вообще без слов. Как два любящих друг друга человека идут рядом — и общаются, даже если молчат. Если расстанутся, — общение продолжается мысленно через расстояние и время. Также, только больше, должно стать и с Богом, потому что Бог есть любовь, и Бог всегда с тобой. Это общение своими словами иногда может быть и словами из молитвослова, если эти слова уже стали своими. Простыми примерами таких слов являются короткие молитвы: Господи, помилуй! Господи, прости! Господи, благослови! Слава Богу! Господи, помоги! И так далее.

В этом лёгкость и простота молитвы. Чтобы молиться, не нужно особого умения. Надо только чувствовать Бога рядом и любить Его. «Ходить пред Богом».

Но мы постоянно отвлекаемся. Нам трудно на чём-то долго удерживать внимание.

А Богу не нужны слова — Ему нужно сердце человека. Рассеянная молитва — это несостоявшееся общение. Если молитва не дошла даже до нашего сердца, не дойдёт и до Бога.

Поэтому, несколько практических советов.

  • Молитва должна быть простой. «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» [Мф.6:7]. Преп. Исаак Сирин писал: «Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна. Одно слово мытаря спасло его, и одно слово разбойника на кресте сделало его наследником Царства Небесного»,
  • Молитва должна быть краткой. Начинайте своё молитвенное развитие с таких коротких молитв, на которых сможете сосредоточиться.
  • На молитву нужно настроиться, собраться. Когда общаешься с Богом — общаться только с Ним, не отвлекаясь на другое. Если отвлёкся — попроси прощения, вернись к тому месту, где отвлёкся, и повтори снова.
  • Если охватывают рассеянность и увлекают посторонние мысли, переключайтесь на самые короткие молитвы, зовите Господа, и Он откликнется.
  • Утром, проснувшись, прежде чем погрузиться в дела дневные, посвятите хотя бы несколько минут Богу. В течение всего дня старайтесь почаще вспоминать о Боге. Перед тем, как идти ко сну, вспомните прошедший день: поблагодарите Бога за всё хорошее, что произошло, принесите покаяние за все ошибки и грехи, которые вы совершили (что-то, может быть, запишите для будущей исповеди). Попросите у Бога помощи и благословения на предстоящую ночь.

Тема молитвы будет продолжена в следующих заметках.

В завершение же этой — притча преп. старца Амвросия Оптинского:

«Жили на одном острове три пустынника, имевшие у себя икону трёх святителей. И как были они люди простые, необразованные, то и молились пред сею иконою не иначе как простою своеобразною молитвою: «Трое вас, и трое нас, помилуйте нас». Так они постоянно твердили одну эту молитву. Вот пристали к этому острову путешественники, а старцы и просят, чтобы они научили их молиться. Путешественники начали учить их молитве «Отче наш», а выучив, поплыли далее морем на своём корабле. Но, отплыв несколько от берега, они вдруг увидели, что, учившиеся у них молитве, три старца бегут за ними по водам и кричат: «Остановитесь, мы вашу молитву забыли». Увидев их, ходящих по водам, путешественники изумились и, не останавливаясь, только сказали им: «Молитесь, как умеете». Старцы вернулись и остались при своей молитве».

[Преп. старец Амвросий. Оптина пустынь http://www.optina-pustin.ru/459-troe-vas-i-troe-nas-pomiluyte-nas.html].


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления