14. Работайте Господеви
«Работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом» (Пс.2:11)
В Церкви, в соборности достигается личное спасение, но достигается личным трудом.
Никто Вас за Вас не спасёт. Но и община, и Церковь, и Сам Спаситель будут Вам всячески помогать. Это следующая основная истина Православия.
Исидор Севильский (560-636) в книге «Начала» писал: «Православный есть тот, кто право верует и сообразно с таким верованием правильно живёт».
Преподобный Серафим Саровский в беседе с Н.А. Мотовиловым сказал: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего».
В этих словах выражена цель жизни каждого отдельного христианина. Иначе это называется «обо́жение», то есть всецелое уподобление Богу и единение с Ним.
Это стремление стать похожими на Христа, облечься в Него. Апостол Павел пишет: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27). «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). «Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:14).
И апостол Иоанн подчёркивает: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Ин.2:6).
Тут чрезвычайно важно понять, что Царство Божие – это не столько место, сколько состояние. На вопрос книжников, когда откроется Царство Божие, Христос ответил, что оно «не придет приметным образом, и не скажут: вот оно здесь, или вот оно там, ибо Царство Божие внутри вас» (Лук. 17:20). Этим Господь указал, что спасение напрямую зависит от внутреннего состояния человека. Цель спасения не в том, чтобы попасть в более хорошие условия бытия, но в том, чтобы восстановить утраченный рай внутри нас. Счастье (блаженство) рая заключается в соединении с Богом через нравственное обновление и уподобление Ему. Об этом свидетельствуют многие места Священного Писания.
Господь говорит: «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33).
А у пророка Исаии сказано: «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа» (Ис. 26:10). Т.е., по-прежнему будет носить в себе ад, а рай будет ему не доступен.
Стяжание Духа Святого, возрастание в подобии к образу, к обо́жению есть «делание», труд, длительный процесс, внутренняя работа над собой: неустанная, смиренная, упорная.
Эта работа отражается и на телесном состоянии христианина, когда тело перестает быть повелителем для души, а возвращается к служебной роли исполнителя велений духа и смиренного носителя бессмертной души.
Важным средством стяжания Духа Святого является покаяние — метанойя, преображение ума.
Дары Духа Святого проявляются в человеке, в том числе, следующим образом:
- как дух любви. «Бог есть любовь» (1Ин.4:8).
- как дух совершенствования. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5,48).
- как дух живого творческого содержания и смысла, а не формы, не жёстких отвлеченных законов. «мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим.7:6). «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6).
- как дух направленности на внутреннее, духовное. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). Внешнее, материальное, чувственное само по себе не имеет безусловной ценности и не оправдывается перед лицом Божьим. Оно не отбрасывается, не отметается, а наоборот, становится обстоятельствами и возможностью стяжания Духа. Это то поле, которое человек должен возделывать в Духе и использовать для своего возрастания.
- как дух делания и живого участия. «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, то мертва сама по себе» (Иак.2:14-17).
Серафим Саровский многим советовал: «Стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это говорит о том, что стяжание Духа Святого и работа по личному спасению является одновременно и соборной работой на благо всей Церкви, всего человечества, всего мира. В том числе потому, что проявляется в любви, делах и личном примере.
Мы на самом деле меняем мир вокруг нас — в гораздо большей мере, чем можем предположить.
Спасение приводит к избавлению от греха, тлена и смерти. В спасении человек восстанавливает своё бессмертие для блаженства будущей жизни.
«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» (Символ Веры:11-12).
«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:13-14).
С возможностью бессмертия связан вопрос о смысле жизни.
Это убедительно показал, например, в своём труде профессор Александр Введенский в начале 20 века. Он показал, что вера в личное бессмертие есть условие и логической, и нравственной допустимости веры в смысл жизни.
Если мы не верим в бессмертие, то нельзя уже верить и в смысл жизни.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.