Крестовоздвиженский храм в Самаре - 14. Работайте Господеви
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

14. Работайте Господеви

 

«Работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом» (Пс.2:11)

В Церкви, в соборности достигается личное спасение, но достигается личным трудом.

Никто Вас за Вас не спасёт. Но и община, и Церковь, и Сам Спаситель будут Вам всячески помогать. Это следующая основная истина Православия.

Исидор Севильский (560-636) в книге «Начала» писал: «Православный есть тот, кто право верует и сообразно с таким верованием правильно живёт».

Преподобный Серафим Саровский в беседе с Н.А. Мотовиловым сказал: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего».

В этих словах выражена цель жизни каждого отдельного христианина. Иначе это называется «обо́жение», то есть всецелое уподобление Богу и единение с Ним.

Это стремление стать похожими на Христа, облечься в Него. Апостол Павел пишет: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27). «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). «Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:14).

И апостол Иоанн подчёркивает: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Ин.2:6).

Тут чрезвычайно важно понять, что Царство Божие – это не столько место, сколько состояние. На вопрос книжников, когда откроется Царство Божие, Христос ответил, что оно «не придет приметным образом, и не скажут: вот оно здесь, или вот оно там, ибо Царство Божие внутри вас» (Лук. 17:20). Этим Господь указал, что спасение напрямую зависит от внутреннего состояния человека. Цель спасения не в том, чтобы попасть в более хорошие условия бытия, но в том, чтобы восстановить утраченный рай внутри нас. Счастье (блаженство) рая заключается в соединении с Богом через нравственное обновление и уподобление Ему. Об этом свидетельствуют многие места Священного Писания.

Господь говорит: «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33).

А у пророка Исаии сказано: «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа» (Ис. 26:10). Т.е., по-прежнему будет носить в себе ад, а рай будет ему не доступен.

Стяжание Духа Святого, возрастание в подобии к образу, к обо́жению есть «делание», труд, длительный процесс, внутренняя работа над собой: неустанная, смиренная, упорная.

Эта работа отражается и на телесном состоянии христианина, когда тело перестает быть повелителем для души, а возвращается к служебной роли исполнителя велений духа и смиренного носителя бессмертной души.

Важным средством стяжания Духа Святого является покаяние — метанойя, преображение ума.

Дары Духа Святого проявляются в человеке, в том числе, следующим образом:

  1. как дух любви. «Бог есть любовь» (1Ин.4:8).
  2. как дух совершенствования. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5,48).
  3. как дух живого творческого содержания и смысла, а не формы, не жёстких отвлеченных законов. «мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим.7:6). «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6).
  4. как дух направленности на внутреннее, духовное. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). Внешнее, материальное, чувственное само по себе не имеет безусловной ценности и не оправдывается перед лицом Божьим. Оно не отбрасывается, не отметается, а наоборот, становится обстоятельствами и возможностью стяжания Духа. Это то поле, которое человек должен возделывать в Духе и использовать для своего возрастания.
  5. как дух делания и живого участия. «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, то мертва сама по себе» (Иак.2:14-17).

Серафим Саровский многим советовал: «Стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это говорит о том, что стяжание Духа Святого и работа по личному спасению является одновременно и соборной работой на благо всей Церкви, всего человечества, всего мира. В том числе потому, что проявляется в любви, делах и личном примере.

Мы на самом деле меняем мир вокруг нас — в гораздо большей мере, чем можем предположить.

Спасение приводит к избавлению от греха, тлена и смерти. В спасении человек восстанавливает своё бессмертие для блаженства будущей жизни.

«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» (Символ Веры:11-12).

«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:13-14).

С возможностью бессмертия связан вопрос о смысле жизни.

Это убедительно показал, например, в своём труде профессор Александр Введенский в начале 20 века. Он показал, что вера в личное бессмертие есть условие и логической, и нравственной допустимости веры в смысл жизни.

Если мы не верим в бессмертие, то нельзя уже верить и в смысл жизни.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления