Крестовоздвиженский храм в Самаре - 13. Церковь
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

13. Церковь

 

Спасение возможно только через Христа, Путь, Истину и Жизнь.

Главной силой, способствующей спасению, является любовь.

Только через Христа и вокруг Него, в любви ко Христу и к ближнему возможно спасение. Поэтому:

Главным средством спасения является Церковь. Вне Церкви нет спасения.

Церковь, по слову Апостола Павла, есть Тело Христово, глава которому - Он Сам; мы же, верующие, суть члены или частицы этого таинственного Тела [Рим.12:4-5; 1Кор.10:17; 12:12-30; Еф.4: 15-16; 5:23-30].

Церковь есть «тело Его, полнота Наполняющего все во всем» [Еф.1:23].

Церковь есть «столп и утверждение истины» [1Тим.3:15].

«Весь мир лежит во зле» [1Ин.5:19], и мы погрязли во грехе, тлене, смерти, разделении и отчуждении. Любые попытки преодолеть разделение и собраться воедино приводят к образованию партий (лат. pars - часть), т.е., частей. В результате все снова делятся на «наших», «чужих», «союзников» и т.д. Когда собирание происходит вокруг относительных центров, всегда один центр относительно лучше или хуже другого, у каждого есть свои преимущества и недостатки. По-настоящему единение возможно только вокруг абсолютного центра. Таким центром может быть только Бог. Но для единения человеков нужен человек, живая личность, способная к общению, потому что единение — всегда в общении. Поэтому по-настоящему единение возможно только во Христе — Боге и Человеке.

Невозможно предположить соединение воедино вне Бога. Вне Бога ад кромешный: вот Бог - и вот все кроме Бога.

Настоящее единение возникает, когда «два одна плоть» [Быт.2:24; Мк.10:8]. Оно возможно только в Царстве Небесном, в воскресении, где «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» [Мф.22:30]. Для нас оно недостижимо. Люди приближаются к такому единению в семье, в счастливом браке, «малой Церкви» или в истинно монашеской жизни. Мы можем и должны возрастать в таком единении. Мы должны учиться смотреть на любого другого человека как на ближнего, как на любимого родственника, наконец, как на член одного общего тела. Учиться быть едиными с другими, как едины члены нашего тела. И для этого Бог даровал нам семью и затем Церковь.

Церковь заключает в себе всю полноту жизни человеческой, соединяя с Христом, и ведёт нас к спасению.

Это спасение происходит, во-первых, через Христа и во Христе. Мы прилепляемся ко Христу и объединяемся в единое тело.

«Я есмь Лоза, а вы - ветви; не может ветвь приносить плода, если не пребудет на лозе» [Ин.15:5].

Это спасение происходит, во-вторых, в Богослужении и Таинствах. Нас всех слепляет воедино Тело Господне, Которого мы причащаемся и Которое во всех нас.

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» [Ин.3:5].

«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» [Ин.6:54].

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» [Ин.6:56].

«Сие творите в Моё воспоминание» [Лк.22:19].

Это спасение происходит, в-третьих, в соборности.

Верую «В единую святую, соборную и апостольскую Церковь» [Символ Веры: 9]

Литургия переводится как общее дело.

Соборность — единство в многообразии, единение в общину в любви, вере и жизни. Такие разные люди — в Церкви, в общине, становятся едины, не теряя своеобразия, сохраняя свою личность, объединяя свои способности, дарованные Богом.

А.С. Хомяков определил соборность как «единство … органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви» [Хомяков А. С. Полн. собр. соч. Т. 2. Прага, 1867. С. 101].

Человек, созданный по образу и подобию Бога Троицы, призван отражать триединство Бога. Люди не должны быть единицами-одиночками. Голос единицы тоньше писка (В.В. Маяковский). Люди должны быть соборной общиной, связанной любовью, в которой каждый воспринимает радости или скорби ближнего как свои собственные. Но это единство не должно подавлять личности разумных существ. Так же, как в Боге Троице Каждое Лицо обладает Своими личными, непостижимыми для нас свойствами, так и в человеческом обществе, каждый отдельный человек должен сохранять свою неповторимую личность. К такому единству в многообразии призван человек, прежде всего в семье, потом в общине, в Церкви, в стране, вплоть до всего человечества. Такой идеал для нас недостижим, но мы призваны работать в этом направлении.

Господь говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» [Ин.15:16].

«ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» [Мф.18:20].

А на апостольском соборе родилась формула для принятия соборного решения: «угодно Духу Святому и нам» [Деян.15:28].

Апостол Павел пишет: «Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно... Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями, далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» [1Кор.12:7-11, 28].

Церковь есть Царство Божие, которое нам уже дано. Литургия начинается возгласом «Благословенно Царство» и молимся мы о причащении Тела и Крови Христовых «во исполнение Царства» (евхаристический канон). На утрене Церковь возглашает: «Яко благословися имя Твое, и прославися Царство Твое». Не прославится в будущем, а уже прославилось!

В полноте Царство Божие откроется в будущей жизни: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» [1Ин.3:2].

Но и здесь, на земле, оно уже присутствует в семени, в закваске, в Церкви, внутри нас. Близость и наступление Царствия Божия — одна из главных тем Евангелия. Господь со Своими учениками благовествовал Царствие Божие [Лк.8:1 и др.], говорил о нём в притчах [Мк.4:26; Мк.4:30; Лк.13:18;Лк.13:20], в проповедях и наставлениях — многократно. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» [1Кор.13:12].

«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» [Гал.3:27] — пишет апостол Павел. И теперь мы стяжаем Духа Святого, взращивая и раскрывая в себе Царствие Божие.

В Церкви, в соборности достигается личное спасение, но достигается личным трудом.

«Работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом» (Пс.2:11)

Но об этом в следующих заметках.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления