Крестовоздвиженский храм в Самаре - 11. Образ Божий
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

11. Образ Божий

 

Образ Божий

«И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» [Быт.1:31].

Произведение любого творца являет творца, отражает его личность. Это очень заметно в творчестве людей. По картине определяют мастера, по стилю определяют автора произведения. Так же и во всех областях творчества. Мастер накладывает отпечаток своей личности на своё произведение, будь то программа, публичное выступление, сделанная им скамейка или клумба во дворе. Очень много может рассказать о человеке его образ жизни, быт, его жилище, которое человек под себя подстраивает.

Есть такое выражение «апеллесова черта». Апелле́с (ок. 370-30в до Р.Х.), сын Пифия — древнегреческий живописец, друг Александра Македонского, считался одним из величайших греческих живописцев древности. Его произведения до нашего времени не дошли, но дошли их копии и описания. О жизни художника дошли истории в описании древних авторов — Плиния Старшего, Лукиана, Страбона. Среди них и история об апеллесовой черте. Как-то Апеллес пришёл к своему другу и сопернику художнику Протагору, и не застал его дома. Тогда в знак своего посещения он провёл кистью изящную черту вдоль полотна, приготовленного для рисования. По этой черте Протагор безошибочно определил, кто к нему приходил. Свои произведения Апеллес не подписывал, а просто проводил черту под своей работой. Отсюда выражение «апеллесова черта» — черта, по которой можно безошибочно узнать её автора.

Так же и с творчеством Бога. В Его творениях отражён Его замысел, но также отпечатался Его образ, в разных творениях — в разной степени. Образ — это по-гречески икона. Всё, что отражает образ Божий, является в какой-то мере Его иконой. Таким образом, всё творение Божие является Его иконой. Также иконой является и часть творчества человека.

С отражением образа Божия в творении Бога и творчестве человека в православном учении связаны образы лествицы (лестницы) и древа жизни.

Лествица соединяет Бога и тварь и является тем путём, которым Бог и Его благодать нисходят к твари, а тварь восходит к Богу. Эта лествица имеет следующий состав:

  1. Бог Троица;
  2. Богочеловек Иисус Христос, соединяющий в себе человеческую и божественную природы, соединяющий Бога через человека с миром тварным;
  3. человек по образу и подобию Божию;
  4. мир Божий как Откровение Бога в природе;
  5. человеческое творчество, славящее Бога и дела Его.

Самым главным и первым, предвечным образом Божиим, является Иисус Христос, истинный Бог и истинный Человек.

Иисус Христос, Единородный Сын Божий, воплощенное Слово есть единственный и истинный Образ Невидимого Бога. В определенном смысле Он есть первая и единственная икона.

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» [Ин. 1:18].

Слова Самого Господа: «Сколько времени Я с вами и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» [Ин.14:8-9].

Апостол Павел пишет: «Он есть образ Бога Невидимого, рожденный прежде всякой твари» [Кол.1:15], и «будучи образом Божиим, Он принял образ раба» [Фил.2:6-7]. Тут мы возвращаемся к главному новозаветному откровению: через Иисуса Христа мы имеем прямой доступ к Богу, мы можем видеть Его лицо. «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его» [Ин.1:14].

Следующей ступенью лествицы богоявления является человек. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему … И сотворил Бог человека по образу Своему» [Быт.1:26-27].

«Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне осознает это» [Пс.138:14].

Человек — также икона Божия, только в определённой мере, по подобию. Образ мы получаем при рождении, а подобия достигаем в течение жизни. В грехопадении человек своё подобие в значительной мере утратил и призван в себе это подобие взращивать, восстанавливать, реставрировать икону. Тут возникает своё ответвление лествицы. Процесс обо́жения, духовного преображения человека — христоцентричен, основан на уподоблении Христу.

Господь призывал учеников: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» [Мф.5:48].

Апостол Павел пишет: «Подражайте мне, как я Христу» [1Кор.4:16].

Тех, кто в себе взрастил подобие Божие называют преподобными. «Преподобный» значит «весьма подобный», то есть достигший подобия Христу. Это отражает православную идею святости как соединения с Богом через собственное преображение, возрождение в себе «образа Божия». В Православии преподобные — это лик святости, монашествующие святые, прославляемые за подвижническую жизнь. Также в Православии обращаются к священнослужителю в иерейском сане.

Многие верующие убеждены, что ангелы – выше людей, то есть, что они более совершенны и более богоподобны, чем люди. На самом деле это не так. По учению отцов Церкви, в частности, святого Григория Паламы, человек – выше ангела.

Человек создан Богом как царь, священник и пророк, предстоятель для остального мира. Человек владеет миром и отвечает за мир перед Богом.

«что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» [Пс.8:5-7].

Следующей ступенью является тварный мир.

По православному учению мир являет собой образ Божий. Всё Божье творение изначально прекрасно. «И увидел Бог, что это хорошо» — эти слова повторяются в 1 главе книги Бытия семь раз. Эта икона испорчена, но даже в испорченном виде эта икона отражает своего Творца, и изучение мира является одним из способов богопознания. При правильном подходе к изучению мира, конечно.

Всегда можно оспорить Руку Творца: кто засвидетельствовал, где протокол, печать? Так же всегда можно было оспорить и апеллесову черту. Но с апеллесовой чертой проще — подойди и проведи. Протагор тягался с Апеллесом, но проиграл. Два творца и друга состязались между собой. Кто дерзнёт тягаться с Творцом? Пока что лишь некоторые люди, творение Его, дерзают предлагать на Его место придуманных ими протагоров, тоже, впрочем без всякого подтверждения.

Следующая ступень — творчество человека.

Всякое истинное творчество, направленное во благо, славит своего творца и Творца всего. Любое произведение человека, наполненное любовью, добром, правдой и красотой, славит Бога и дела Его.

Но в этом творчестве следует особо выделить творчество, непосредственно относящееся к прославлению Бога, в том числе — литургическое творчество, храмы, иконы.

Храм в православном сознании мыслится как образ мира.

«Икона суть видимое невидимого и не имеющего образа, но телесно изображаемого ради слабости понимания нашего», пишет св. Иоанн Дамаскин. Сопоставьте со словами о вере апостола Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» [Евр.11:1].

Богословие иконы и литургическое богословие являются важными частями православного богословия.

Любая икона изначально — христоцентрична, кто бы ни был на ней изображен — Сам ли Спаситель, Богородица или кто-либо из святых, или праздничные иконы. Именно потому, что нам дан единственный истинный Образ и образец для подражания — Иисус Христос, Сын Божий, Воплощенное Слово.

Вне приведённой лествицы икона не существует, даже если она написана с соблюдением канонов. Вне этого понимания возникают все искажения в иконопочитании: одни уклоняются в магию, другие в идолопоклонство, третьи видят в иконе только искусство, её эстетичность, четвёртые вовсе отрицают пользу икон.

Эта лествица: Бог Троица, Богочеловек Иисус Христос, человек по образу и подобию Божию, мир Божий как Откровение Бога в природе, человеческое творчество, славящее Бога и дела Его — и образует тот путь, ту истину, то дерево жизни, на которых всё соединяется Богом в Боге и во имя Бога.

Тот, кто прирастает к этому древу, становится его частью, причащается, питается от соков его, тот имеет жизнь вечную, образ Божий, райское общение с Богом.

Всё вне этой лествицы безо́бразно, т.е., безобра́зно. Всё это остальное — это ад кромешный. «Кромешный» образуется от слова «кроме». Кроме того, что с Богом и в Боге.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления