Крестовоздвиженский храм в Самаре - 8. По вере вашей
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

8. По вере вашей

 

«По вере вашей да будет вам»[Мф.9:29]

Многократные исследования показывают, что все люди верят в высшие силы, превосходящие всё материальное. Даже закоренелые атеисты верят в законы природы и материю, наделяя их божественными свойствами. Тертуллиан (155-220) коротко выразил это так: человеческая душа — христианка.

Вера в Бога в человеке включает веру в бессмертие и в воздаяние за свои поступки. Вера в суд и воздаяние за дела свои возникает вместе со способностью различать добро и зло. Некоторые люди пытаются заглушить в себе эту веру или убедить себя в обратном. Но человек не может представить себе, как это: его не будет совсем. У человека нет такого опыта, а весь его опыт связан с тем, что он есть. Даже в глубоком обмороке или под наркозом во время операции он есть. Тут возникает противоречие в самосознании: если меня нет, то кто мыслит, что его нет? Раз мыслит, значит он есть. Также и голос совести, и память можно временно заглушить, но совсем уничтожить нельзя.

Некоторые люди не задумывались, не сосредотачивались на мысли о Боге.

Есть те, кто пытается заглушить эту свою веру в Бога и становятся воинствующими и злобствующими безбожниками. Но даже у них эта вера порой прорывается на поверхность. Когда человек пытается задавить в себе веру в Бога, он на место Бога помещает что-то другое, т.е., какого-то идола, становится язычником. «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» [Рим.1:25].

Некоторые люди надеются, что можно будет как-то избежать Божьего Суда, так же как они умудряются избежать человеческого суда в этой жизни.

Некоторые, помня о Боге, стараются поменьше думать о Нём и Его Заветах, надеясь, что как-то обойдётся, или даже не надеясь. «и бесы веруют, и трепещут» [Иак.2:19].

Кто-то надеется на оправдание типа: мы же в тебя верили, просто не знали, как правильно это делать. Это те, которые говорят, что у них Бог в душе, и не пытаются узнать, каков Он. В человеческом обществе действует правило, что незнание закона не освобождает от ответственности. В том мире такие люди скорее всего услышат евангельские слова Господа: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» [Лук.13:27].

Кто-то искренне верует в Бога иначе, и ищет Бога в других вероисповеданиях. Я уверен, что если человек искренне и упорно верит в Бога, он придёт ко Христу. Тому есть много примеров, в том числе, среди святых отцов.

Когда человек находит в своей душе Бога, осознаёт в себе веру в Бога, он стремится узнать о Нём.

Наша вера всегда в какой-то степени. Вера может оказаться ошибочной. И на месте Бога может оказаться другой, и мои представления о Боге могут оказаться ошибочными. Поэтому перед любым верующим человеком стоит задача понимания, прояснения и проверки своей веры. В Священном Предании это называется оправданием своей веры.

Это оправдание имеет две стороны: теодицею и антроподицею, т.е. бого-оправдание и человеко-оправдание. Об этих двух сторонах пишет, например, отец Павел Флоренский.

В число молитв, которые митр. Сурожский Антоний давал в наставлении монахам, входят такие: «помоги мне Боже, освободиться от всего поддельного в себе и найти моё подлинное «я»; помоги, Боже, освободиться от всякого ложного Твоего образа, чего бы мне это ни стоило; Помоги, Боже, оставить все мои заботы и сосредоточить мои мысли на Тебе одном».

Смысл теодицеи, бого-оправдания заключается в том, чтобы проверить правильность своей веры в Бога. Тот ли Бог у меня в душе и правильно ли я Его себе представляю. В Бога Библии верят христиане, иудеи, мусульмане, но представляют Его очень по-разному. В Бога Нового Завета верят все христиане, но по-разному Его представляют православные, католики и несметное количество протестантов, новопротестантов и различных сектантов. А в какого Христа верили инквизиторы, участники крестовых походов и религиозных войн, закоренелые преступники, считающие себя христианами? Воцерковляясь, мы проясняем свою веру, делаем её осознанной.

Смысл антроподицеи, т.е. человекооправдания, оправдания себя заключается в том, чтобы проверить правильность моего понимания, как себя вести, и правильность моего поведения. «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» [Мф.7:21].

Для оправдания своей веры нужны знания и дела веры.

Мы всю жизнь учимся тому, какие они — наши близкие, и как нам вести себя с ними. Так мы при этом с ними много общаемся. А тут надо научиться общаться с Богом, понимать Его и правильно себя вести. Это кажется очень трудным, невозможным. «ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» [Мф.19:25-26]. Это возможно потому, что Бог помогает нам.

Большую помощь в этом окажет детская вера, о которой уже шла речь. Если стать как дети, то легко освоить православную жизнь и жить по-православному. Представьте: переселили бы вас в Китай или Австралию, или Зимбабве, или к аборигенам каким-нибудь, или ещё куда. Как было бы трудно научиться правильно там себя вести. А дети легко усваивают — те, кто туда маленьким переехал, — и родителей своих учат. В этом им очень помогает их детское поведение и детская вера.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления