Крестовоздвиженский храм в Самаре - 6. Вера
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

6. Вера

 

Сначала рассмотрим веру в широком смысле, не веру в Бога, а веру вообще, во всех её видах и проявлениях.

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» [Евр 11:1-3].

Какое прекрасное, ёмкое и точное определение!

Вера — осуществление ожидаемого. Тут сказано о работе, деятельности, приводящей к достижению того, во что веришь. «Вера без дел мертва» [Иак.2:26]

Вера — уверенность в невидимом. Вера позволяет заглядывать за пределы всего известного, и, таким образом, двигаться к нему и познавать его.

В ней свидетельствованы древние. Вера опирается на прошлое, на традицию, проверенную временем, и затем на нашу память и опыт.

Верою познаём. Любое знание опирается на веру.

Что веки устроены словом Божиим. В истоке всей (любой) веры — вера в Бога.

Так что из невидимого произошло видимое. И в творчестве Божьем, и в человеческом творчестве, и в нашей жизни невидимое предшествует видимому. Замысел, сознание, волевой сознательный выбор, связанный с верой, предшествуют любому нашему делу.

Мы редко задумываемся о том, какую роль играет в нашей жизни вера.

Способность верить является неотъемлемым свойством любого человека и, наверняка шире, многих видов живых существ. Всё, что мы знаем и умеем, вообще, всё в нашей жизни опирается на веру. Задумайтесь над этим.

Во всё и всегда мы в какой-то мере верим. Мы в какой-то мере верим своим чувствам, в какой-то мере верим своим рассуждениям, своему рассудку. Мы в какой-то мере верим книгам, СМИ, другим источникам информации. Мы в какой-то мере верим своим близким, друзьям, знакомым, учителям, начальникам, учёным, другим людям.

Тут существенны все четыре слова: в какой-то мере верим.

  • Во-первых, в какой-то мере. Если мы находимся в здравом уме, мы понимаем, что мы ни в чём не можем верить себе абсолютно, наверняка, можем верить только в какой-то мере, может быть в очень большой мере, почти наверняка, но только почти. Любой сталкивался с тем, что чувства могут подвести, обмануть, что информация может быть недостоверной, что в рассуждениях может оказаться незамеченная ошибка, что другие люди могут сознательно обманывать или просто сами заблуждаться.
  • Во-вторых, верим. Мы некоторые утверждения приняли как истины, не требующие доказательств и объяснений, и это наш свободный волевой выбор, который подкрепляется нашими чувствами, нашим сердцем, нашим разумом, нашим опытом. Но этот выбор в своём начале, в своей основе опирается на веру, и затем в своём конце, когда мы это принимаем как истину, решаем, что это истина, исповедуем как истину выражает нашу веру. Всегда внутри происходит диалог с собой, пусть иногда не заметный. Сначала сказал-спросил себя: верю? И потом подтвердил: верю!

Это видно в обучении людей. Ребёнок верит сначала родителям, потом друзьям, учителям, учебникам, другим источникам информации.

Это понятно из того, что мы просто не можем проверить большую часть того, что знаем.

Но это видно и в подходе к самостоятельному решению какой-нибудь проблемы или задачи. Человек ищет решение, пробует решить то так, то сяк, наконец получилось, решил. Потом он сталкивается с проблемой, похожей, на ту, которую уже решал. Он пробует тот же способ, и у него получается. У него появляется доверие к найденному им способу. С каждым разом, когда он решает похожую задачу этим же способом, и у него получается, крепнет его уверенность. Он считает, что найденный им способ проверен, достоверен., т.е., достаточно верен, и наконец, человек уверяется, убеждается, в том, что его способ верен. Свою уверенность в способе решения или поведения в жизни человек может подкреплять, опять-таки, рассуждениями или изучением каких-то учебных материалов, или своими чувствами.

Это относится ко всем проблемам и задачам, с которыми человек сталкивается в жизни. Начиная с того, как он пытается привлечь к себе внимание своей матери, учится ходить, писать, учится знакомиться и общаться с другими людьми, нравиться им, ухаживать за ними, учится учиться, и т.д. Везде и всегда, когда человек находит какой-то способ решения или поведения, он его проверяет, а потом начинает применять и всё больше удостоверивается в этом способе, всё больше доверяет ему, и постепенно начинает верить, что этот способ будет всегда обеспечивать ему решение всех похожих задач. Что может оказаться неверным. Например, меняет человек круг общения, попадает в другой коллектив, и те способы, которые раньше ему обеспечивали общение, вдруг оказываются неподходящими. Приходится находить новые способы, снова их проверять и т.д.

Многие философы и учёные пытались искоренить в себе веру и опираться только на знание, но на каком-то шаге понимали, что это невозможно, и оставляли свои попытки. Некоторые в своих попытках доходили до умственного расстройства, до болезни. Например, выдающийся философ Фридрих Ницше (1844-1900).

Это очень важно понять. Всё в нашей жизни опирается на веру. Вера образует тот утлый плот или тот надёжный корабль, который несёт нас по пучине жизни.

Тут надо обратить внимание на несколько важных следствий.

  • Во-первых, вера человека — всегда его свободный волевой выбор. Нельзя заставить человека верить. Но можно его убедить, в том числе задурить.
  • Во-вторых, человек удостоверяется в своей вере. Возникает такая петля. Человек верит, что он верит. Человек никак не может быть абсолютно уверен в своей вере. Но свою веру в течение своей жизни человек многократно проверяет, уточняет, изменяет — и уверяется в ней.
  • В-третьих, если человек не осознаёт того, что все его знания и вся его жизнь опирается на веру и достоверны лишь в какой-то мере, он забывает про пучину под плотиком его убеждений, и обязательно в неё проваливается. Он терпит катастрофу и лишь с большим трудом может её преодолеть.
  • В-четвёртых, чем лучше человек осознаёт, во что именно он верит, тем легче ему перенести любую житейскую бурю.

От христианина требуется сознательная вера, и многие святые отцы и подвижники христианского благочестия многократно призывали к сознательной вере.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления