Крестовоздвиженский храм в Самаре - 4. Трезвение
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

4. Трезвение

 

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» [1Пет.5:8].

Христианин должен развивать в себе сознательную веру и сознательное отношение к жизни.

Мы большу́ю (или даже бо́льшую) часть нашей жизни проводим несознательно. Мы не задумываемся над смыслом многих слов, которые слышим и говорим. Мы многое делаем «на автомате», до такой степени, что даже не замечаем этого и не можем вспомнить, делали ли. Сквозь нас бесследно куда-то проходят какие-то мысли и чувства, нас что-то влечёт, мы ни с того ни с сего принимаем какие-то решения... Даже наша речь переполнена пассивно-страдательными оборотами: «мне кажется...», «чего-то хочется», «мне нравится...» и т. п.

Разумеется, нельзя тщательно обдумывать каждое слово и каждое мускульное усилие. Если бы человек тщательно обдумывал каждое движение своей ноги, он не дошёл бы до храма. Но по мере воцерковления нужно очень многое переосмыслить и изменить в своём поведении.

Церковь призывает «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» [Еф.4:22-24].

И для этого необходимо трезвение.

Трезвение заключается в непрестанном бодрствовании над собой, усердии ко всякому доброму делу, внимании, благоговении, хранении себя от всякого грешного помысла, чувства и желания. Это сложно. Но в этом можно и нужно постепенно возрастать.

Преп. Макарий Оптинский так пишет о необходимости трезвения: «Не в том только состоит дело, что сходить в церковь да сесть за пяльцы, а надобно смотреть за сердцем своим и истреблять страсти: гордость, самолюбие, тщеславие, гнев, ярость, злобу, обжорство, похоть плоти и прочее; в том-то и состоит наша духовная брань - противиться страстям, истреблять их помощию Божиею» [Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Т. 1-6. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1862., т. 6, с. 276].

У святых отцов есть развитое и подробное учение о борьбе со страстями, помыслами и обретении правильного жизненного настроя - о трезвении. Это отдельная большая тема, которую мы сейчас не будем рассматривать. Тут приведены некоторые практические советы по святоотеческому наследию. Надо начинать трезвение с малого, не накладывать на себя непосильного бремени, возрастать постепенно. Все важные вопросы решать с духовником:

  • В течение дня почаще радоваться милости и любви Божией к тебе и всему миру, благодарить за это Бога. Многие святые отцы были светлыми и радостными в жизни. Ведь Бог посылает нам только посильные испытания и всячески подсказывает правильный путь, что даёт уверенность в будущем. Мы обладаем свободной волей, и можем выбрать правильный путь. Или выбрать другой.
  • В любом сложном вопросе в течение дня спрашивать мысленно совета у Бога. Задайте вопрос и подождите на него ответа во внутренней тишине и спокойствии - если вопрос спешный, от нескольких секунд до нескольких минут. Если вопрос не спешный, то и на него со временем (и своевременно) придёт ответ. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7).
  • В любом деле и начинании попросить Божьей помощи и прикинуть, будет ли Божья помощь в этом деле или сама просьба о такой помощи - уже кощунство. Вы легко определитесь со многими телепередачами, вечеринками, играми и с большинством сомнительных предприятий.
  • За всё хорошее не забыть поблагодарить Бога.
  • В любой неудаче искать свою вину. (Бл. Августин Иппонский советовал «молиться так, будто всё зависит от Бога и работать так, будто всё зависит от нас»).
  • Поймав себя на плохой или пустой мысли, плохой или пустой речи, плохом или пустом деле или желании - оставить, откинуть их. Это и есть трезвение, самое трудное. Не надо вступать с мыслями и желаниями в спор или рассуждение, возражать им и бороться с ними. Невозможно им запретить приходить к нам. Но в наших силах сказать им короткое «нет!» и тут же обратиться к Богу с молитвой.
  • Благие же, добрые порывы, мысли, дела надо взращивать (без бахвальства и гордыни, в смирении и уповании на Бога). Для борьбы со своими страстями мало только бороться с помыслами, надо совершать дела противоположных добродетелей.
  • Стараться всё время помнить о том, что с тобой Бог. Он тут, всегда и везде, и со всеми, и всех любит, посылает свет свой и пищу свою всем, и злым и добрым. Отзывайтесь на любовь Бога к Вам. Следуйте Его любви к другим.
  • В конце дня на вечернем правиле вспомнить в подробностях день, исповедать его перед Богом, покаяться в плохом, поблагодарить за хорошее. Что-то может записать или запомнить для будущей исповеди.
  • Иногда побыть в тишине. Дать Богу что-то тебе сказать. Митрополит Сурожский Антоний (Блум) изложил историю про одну прихожанку: многие годы она непрерывно молилась и не ощущала близости Бога. Он ей посоветовал помолчать, дай Ему сказать. И это помогло. Попробуйте как-нибудь побыть некоторое время совсем без речи, в полном молчании. Это очень трудно. Во-первых, надо найти очень тихое место, где никакая чужая речь не будет лезть в уши. Во-вторых, очистить свой ум от какой-либо речи. А эта речь в виде потока мыслей будет кружиться и наполнять всю голову.

Молитва - главное средство трезвения и ограда от злых помыслов. Бог всегда готов помочь, а «немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» [1Кор.1:25]. Вот несколько коротких молитв скорой нам помощи:

  • «Слава Богу за всё».
  • «Господи! Предаюсь Твоей святой воле! Да будет воля Твоя».
  • «Господи! Благодарю тебя за всё, что Тебе угодно послать мне».
  • «По делам моим достойное получаю; помяни меня, Господи, во Царствии Твоём».
  • Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», даже до самой краткой формы «Иисусе Христе, помилуй мя».
  • Даже одно призывание с чувством «Иисусе Христе!» обладает огромной силой.

Есть и много других замечательных коротких молитв.

Другие обязательные средства трезвения и христианской жизни - покаяние и исповедь. И, конечно, причастие.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления