Крестовоздвиженский храм в Самаре - 13.09.15-19.09.15 Неделя 15я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

13.09.15-19.09.15 Неделя 15я по Пятидесятнице

 

в началоНа этой седмице:

Неопалимая Купина13 сентября / 31 августа (воскресенье): Положение пояса Пресвятой Богородицы (ок. 395-408).

Антония и Феодосия ПечерскихПеренесение мощей блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (переходящее празднование в воскресенье перед 19/6 сентября). Сподоби нас, Боже, обрести мир и любовь в семье — малой церкви.

14/1 сентября (понедельник): Начало индикта - церковное новолетие. Сподоби нас, Господи, в новом церковном году исполнить заповеди Господни, услышать призыв апостольского чтения недели, войти в число званных и избранных и соделать дни новолетия днями нашего спасения.

Блаженный Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский15/2 сентября (вторник): Преподобных Антония Первоначальника (1073) и Феодосия, общих житий начальника на Руси (1074), Печерских. Оба они с детства стремились к монашеству, оба были великими подвижниками и аскетами, оба проводили свою жизнь в духовных подвигах, посте и трудах. По благословению прп. Антония был пострижен в монахи прп. Феодосий. Сама Пресвятая Богородица предстала им во Влахернском храме, куда они были восхищены, не отлучаясь от Печерского монастыря. Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители. Св. Антоний почитается Русскою церковью как «начальник всех Российских монахов». Св. Феодосий почитается как основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле.

Пророк и боговидец МоисейИконы Божий Матери Калужской (1771).

16/3 сентября (среда): Блаженного Иоанна Власатого Милостивого, Ростовского чудотворца (1580).

Иконы Божией Матери Писидийской (Писийской) (6 в.).

17/4 сентября (четверг): Пророка и Боговидца Моисея (1531 г. до Р. Х.).

Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (обретение мощей, 1911).

Собор Воронежских святых.

Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (1680).

18/5 сентября (пятница): Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей святого Иоанна Предтечи (1 в.). Вспоминая родителей великого пророка, вспомним с благодарственной молитвой и своих родителей!

Преподобномученика Афанасия, игумена Брестского (1648). Святой Афанасий, по особому благословению Божией Матери, самоотверженно отстаивал Православие в белорусских землях, захваченных Речью Посполитой. За проклятие унии был казнён.

Оршанской иконы Божией Матери (1631).

19/6 сентября (суббота): Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (4 в.). Чтобы разрушить храм (во имя Архистратига Михаила) с источником целебной воды, язычники направили на него потоки воды двух горных рек. Но, по молитвам верующих, Архистратиг Михаил ударом жезла преградил путь потоку глубокой расселиной. Теперь мутные потоки лжи направляют и против нашей Церкви, и против нашей страны. Помолимся о том, чтобы Господь и силы небесные помогли нам устоять против этого потопа, сохранив и целебный источник нашей веры, и нашу связь с братским народом Украины, и единство народа нашей страны.

Икон Божией Матери Киево-Братской (1654) и Аравийской (Арапетской).

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвнизРяд: 2 Кор.4: 6-15

6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

пророк Захария и святая праведная Елиcавета 7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам.

8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;

9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.

11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,

12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,

14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед [Собою] с вами.

15 Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.

в началовверхвнизРяд: Мф.22: 35-46

Наибольшие заповеди35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

38 сия есть первая и наибольшая заповедь;

39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

в началовверхвнизК рядовым чтениям

о любви к ближнемуЕвангельское чтение недели (Мф.22:35-46) излагает нам учение о первых заповедях и о первом догмате православной веры.

Первые и главные заповеди — это заповеди любви — любви к Богу и ближнему. Они дополняют друг друга. Любовь к Богу — сыно́вья, принимающая благодеяния. Любовь же к ближнему, как многократно показано в Свщ. Писании, это любовь деятельная, совершающая благое другому. И заповеди эти неразделимы, ибо любовь к Богу предполагает и следование путём Божиим — путём благотворения. Господь наставляет всех Своих учеников: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35).

Первый же и важнейший догмат — ответ на вопрос Иисуса: «что вы думаете о Христе? Чей Он сын?» Это догмат о вере во Христа как Сына Божия и Богочеловека. Апостол Иоанн пишет о своём Евангелии: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20:31)

Преподобномученик Афанасий Брестский Апостольское чтение (2Кор.4:6-15) подчёркивает, какую благодать и силу даёт нам Бог в Своей любви, когда мы веруем и следуем Христу. А значит, следуем заповедям любви. И тогда сила нашей любви к ближнему, как бы немощны мы ни были, не оскудевает, пополняясь силой любви Божией.

А вокруг так много ненависти, злобы, раздражения — и так мало любви. Но апостольское чтение напоминает нам, что Бог «озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа», «Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию».

в началовверхвнизЕпископ Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 15-я по Пятидесятнице

(Мф. 22:23-46)

«Аз есмь дверь, Мною аще кто внидет, спасется».

«Когда придет Хозяин виноградника, что сделает со злыми виноградарями?» - спросил Христос окружавших Его, и был их ответ: «злодеев сих Он предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим». Таким образом, фарисеи своими собственными устами признали, что справедливость Божия требует отнять у них их исключительные преимущества в семье народов и передать их новому народу Божию. Та же мысль была выражена Христом и в притче о брачном пире царского сына, которую Христос закончил словами: «много званных, но мало избранных».

Столь ясные, по своему значению мысли и притчи все больше озлобляли главарей народа и фарисеев. Боязнь народа, перед которым Господь уже открыто объявил Себя Мессией, сдерживала их готовность схватить Его. Для этой цели они прибегают к коварству, они ставят дело Христа на политическую почву. Со льстивым притворством обращаются они ко Христу: «Учитель, мы знаем, что Ты справедлив и истинно учишь пути Божию, и не заботишься об угождении кому-либо, скажи, позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» Зная их замыслы, Господь ответил: «Что искушаете Меня, лицемеры! Покажите Мне монету, которою платится подать. Чье это изображение и надпись»? — «Кесаревы», отвечали искусители. — «Так отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», — сказал им Христос. Таким образом, злой замысел фарисеев разлетелся в прах пред Божественной мудростью Христа.

После вопрошавших фарисеев выступают саддукеи, относившиеся к Христу с высокомерным презрением. Так как молва о великом Учителе гремела по всему Иерусалиму и им стало известно о необычайных притчах и ответах, которыми Христос поразил фарисеев, саддукеи решили испытать Господа в знании закона и иудейского богословия. Для этого они выбрали из области раввинской казуистики следующий случай: одна женщина последовательно была женой 7-х братьев, из которых каждый умирал бездетным, и вот спрашивают они Христа: кому из 7-х она будет принадлежать по воскресении?

Сами саддукеи отрицали воскресение и загробную жизнь, но этим вопросом хотели они поставить Христа в затруднительное положение и осмеять Его перед народом. Но Господь, с обычным спокойствием, обличил их в незнании и в неправильном понимании св. Писания, и саддукеи понесли заслуженное поражение.

Тогда снова фарисеи решили испытать Его вопросом, и один законник спросил Его: «Учитель, какая наибольшая заповедь в Законе»? Вопрос о большей заповеди запутывался в бесконечной раввинской казуистике, и среди законников шли постоянные споры о том, исполнение какой заповеди соответствовало бы понятию праведности. «На двух заповедях утверждаются Закон и пророки: возлюби Господа Бога Твоего, — это главная и наибольшая заповедь, и ближнего твоего как самого себя», — ответил Христос законнику.

Любовь — это искра божественного огня в сердце человека, а огонь не может не согревать. И если любовь твоя не согревает ближнего, значит — нет в твоем сердце любви.

«После этого никто не смел спрашивать Его», — говорит Евангелист. И тогда Христос Сам обратился к ученым фарисеям и саддукеям с вопросом, ответ на который должен был просветить их относительно правильного понятия о Мессии. В своем политическом мудровании и ослеплении они ожидали увидеть в Мессии политического завоевателя, который покорит для них весь мир со всеми его сокровищами, а так как Христос не соответствовал этим ожиданиям, то они объявили Его обманщиком и соблазнителем народа. Чтобы навести их на истину, Христос спросил их: «Что вы думаете о Христе? Чей Он сын?» Без колебаний они ответили Ему: «Давидов», это было известно каждому отроку. Сыновством определялось лишь внешнее плотское отношение Христа к царю Давиду. Но так как вожди и законники иудейские считали Мессию за простого человека, Господь, исправляя их ложное мнение, говорит им: «Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, сидящим одесную Бога? Рече Господь Господеви моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих, — если Давид называет Его (Мессию) Господом, как же Он сын ему?»

Дорогие, если бы вожди народа и законники — тех времен и нашего времени — знали истинное достоинство Мессии, то увидели бы, что признаки Мессии, возвещенные Богом Отцом чрез пророков, находят полное соответствие в лице тогда и ныне ими гонимого Иисуса Назарянина. Вместе с пророком Исаией и ап. Павлом мы верим: придет время, когда ветхий Израиль поймет, что два завета, Ветхий и Новый, не суть две различные религии, а только две ступени одной и той же Богооткровенной религии, начавшейся личным отношением между Богом и человеком в завете Авраама и Моисея и утвержденной теснейшим личным соединением Бога и человека в Новом Завете Мессии — Господа Иисуса Христа. И тогда прекратится, закончится Голгофа Церкви — Голгофа Народа Божия. Аминь.

в началовверхвнизБлгвв. кн. Петра и кн. Февронии: Гал.5: 22 - 6:2

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

6: 1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

в началовверхвнизБлгвв. кн. Петра и кн. Февронии: Мф.4: 25 - 5: 12

Петр и Феврония Муромские25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

5: 1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.

в началовверхвнизНоволетия: 1 Тим.2: 1-7

1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,

Память чуда Архистратига Михаила в Хонех 2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,

3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,

4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,

6 предавший Себя для искупления всех. [Таково было] в свое время свидетельство,

7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом, - истину говорю во Христе, не лгу, - учителем язычников в вере и истине.

в началовверхвнизНоволетия: Лк.4: 16-22

16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

19 проповедывать лето Господне благоприятное.

20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

в началовверхвнизПротоиерей Александр Степанов. Церковное новолетие – начало индикта

Начало индикта, являющегося новолетиемВо имя Отца, и Сына, и святого Духа!

Мир празднует наступление нового года, новолетие. Разные народы делают это в разные моменты годового круга. Начинается новый виток Земли вокруг Солнца, новый цикл времён года. Человечество так привыкло праздновать новый год, а в России ХХI века - особенно, что даже не возникает вопрос: а что, собственно мы празднуем? Обычно мы привыкли праздновать исторические события, то, что нам кажется достойным воспоминания из прошлого нашей страны или человечества. В древности люди праздновали преимущественно природные явления, повторяющиеся ежегодно и связанные с сельскохозяйственным циклом. Конец зимы, начало весны - посевная, осень - сбор плодов, радость от прибавления дня после зимнего солнцестояния и т. п. Кое-какие подобные языческие праздники так или иначе мы признаём и теперь (например, Масленица). Однако христианство сделало решительный переворот в календаре праздников: чисто природные явления вытеснились праздниками «смысловыми», историческими, хотя часто хронологически они приурочивались к чисто природным датам. Мы вспоминаем события жизни Спасителя, имеющие универсальное значение для жизни мира, празднуем дни памяти святых. По этому же принципу сложился и светский календарь. Новый год, пожалуй, единственный атавизм «природности», не осмысленный в рамках религиозных или культурных идей. Если вдуматься, что мы переживаем, то мне кажется, что, прежде всего, обновление. Мы всегда хотим начать сначала: сделать новую попытку, не повторить ошибок, ухватить, наконец, судьбу за хвост и добиться своего, а может быть, просто ждём чего-то нового… Во всём этом есть своя правда. Человек как центр тварного мира, соразмерен в каком-то смысле, этому миру. Цикличность происходящих в мире явлений свойственна и человеку. Рост растений связан с обновлением. Так же и человек. Человеку Господь даёт возможность начинать как бы сначала много раз в жизни, и каждый цикл может быть новым этапом нашего личностного возрастания. Это желание обновления и делает каждый новый год значимым событием в жизни любого человека, христианина и не христианина. И всё-таки высшие достижения человеческого опыта, представленные в Ветхом Завете, говорят, что этот путь не выводит человека на принципиально новую высоту. Екклесиаст утверждает: испытав всё, не будет ничего нового под солнцем, всё повторится и вернётся на круги своя, а все дела наши – суета и не имеют никакого окончательного смысла, течение времени неотвратимо несёт нас к смерти и только. И, тем не менее, Церковь отмечает новолетие, освящает его своей молитвой. Ответ на вопрос, что же Церковь святит в этот день, мы находим в сегодняшнем евангельском чтении.

Оно повествует о том, как Христос в родном Назарете пришёл в синагогу проповедовать и прочитал отрывок из пророка Исайи об исцелении сокрушенных сердцем, освобождении пленных, прозрении слепых, т.е. пришествии времени Господня благоприятного. Эти мессианские слова пророка говорят о наступлении нового эона, новой смысловой, духовной эры жизни мира. То время, о котором с такой пронзительной безнадежностью говорит Екклесиаст, минуло. Начинается время Господне, эпоха, где правят уже не законы естества, а воцаряется единственный истинный Царь – сам Господь. Он, замысливший и создавший этот мир, Своим особым отныне присутствием вносит в него окончательный смысл и правду. И далее Иисус свидетельствует о Себе: «Ныне исполнилось писание сие». Его приход в тварный мир переменяет его радикально. Перемена эта касается не внешних обстоятельств жизни человека, а его сердца, Царство Божие внутрь вас есть, говорит Господь. Церковь в своем подлинном бытии и есть это Царство, каждый христианин призван стать подданным истинного Царя. Подданство это не похоже на подданство в государстве. Христос говорит: Я – Лоза, а вы – ветви. Апостол Павел уподобляет Церковь живому телу, глава которого – Христос. Это единство жизни Бога и человека, а через него и всего тварного мира. И это новое Царство уже приблизилось, наступило, и мы призываемся к жизни в нем. Отныне в бесконечной текучести времени присутствует и нечто, не подвластное изменению и потому неизбежной смерти, ибо все изменяющееся когда-то начинается и когда-то кончается.

Таким образом, новолетие, в христианском понимании, учит нас не забывать о нашем духовном призвании, не о частичном и частном обновлении, какое ежегодно происходит в естественной жизни, а о всецелом и полном обновлении нас самих и всего мира во Христе. Аминь.

в началовверхвнизК Евангельскому чтению

«Мысли вслух» на Лк. 4:16–22) // http://www.bible-center.ru/ru/note/20101007/orth

 

Слово пророка Исайи, которое Господь Иисус читает в назаретской синагоге, — одно из самых известных мессианских пророчеств. Столетиями оно читалось в собраниях иудеев и наполняло сердца верующих радостью и надеждой. Сквозь все перипетии истории, через все бедствия и трагедии, падения и восстания Израиль пронес надежду на то, что придет Некто, Кто даст исцеление сокрушенным сердцем и освобождение плененным, Кто отпустит измученных на свободу. За века иноземного гнета такие пророчества стали еще и знаменем болезненного патриотизма, слишком приземленно понимавшего «лето Господне благоприятное». И вот, не в первый уже раз, является в Израиле проповедник, совершающий чудеса и возвещающий неслыханное, говорящий, вслед за Иоанном Крестителем: «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Назарет между тем единственное место, где знали, что Он сын Иосифа и, следовательно, потомок Давида.

Евангелисты говорят нам, что Он учил как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. И знакомые слова Исайи, известные как пророческая передача прямой речи, в Его устах воистину становятся речью от первого лица, от Его лица. И потому, когда Он сел, глаза всех были устремлены на Него. Греческий текст говорит здесь чуть ярче синодального перевода: «глаза всех впивались в Него». Все ждут, что Он скажет дальше. И в этот день из уст Иисуса звучит то, чего ждали веками: «ныне исполнилось писание сие». В Нем исполнилось ожидание людей, в Нем и доныне исполняется наша надежда на жизнь, истину и любовь.

А дальше происходит нечто ужасное. Как только Иисус, посланный Богом Спаситель, говорит о том, что спасение дано всем, а не только иудеям, — Его выгоняют, чтобы убить. Это грозное предупреждение всем нам. Нужно помнить, что ты очень легко можешь отказаться от милости Божьей и от Самого Бога, если эта милость превосходит масштаб твоего сердца. И именно поэтому для нас так важно самим учиться прощать и миловать.

в началовверхНачало индикта (церковное новолетие)

Кондак: В вышних живый, Христе Царю,/ всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю,/ Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/ благослови ныне венец лета,/ соблюди и сохрани в мире/ град и люди Твоя, Многомилостиве.

Тропарь: Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/ благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой/ молитвами Богородицы и спаси ны.

В этот день Церковь вспоминает (Лк.4:16–22), как Иисус Христос прочёл в синагоге в Назарете пророчество Исаии (Ис.61:1-2) о наступлении лета благоприятного. В этот день Господь начал проповедь Царствия Божия и впервые сказал об исполнении ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии. Этим было положено начало времени Нового Завета. Поэтому отсюда благоприятно отсчитывать год, полагая начало пути нашего спасения или обновления Завета Господня в сердцах наших.

Чин летопроводства, праздничная служба 1 сентября, совершался с большой торжественностью и в Византии, и на Руси. В Константинопольской Церкви Евангелие читалось самим Патриархом. Кроме этого случая, Патриарх читал Евангелие лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи. Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января.

Некоторые интересные факты.

В связи с началом индикта весь круг великих Господних и Богородичных праздников начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (21/8 сентября) и кончается Её Успением (28/15 августа).

Начало индикта (лат. indictio - объявление) - это начало финансового года в Империи, начало нового периода сбора налогов. Финансовый год начинался указанием (indictio) императора, сколько нужно собрать податей. Каждые 15 лет (длина исчисления календаря по индиктионам) производилась переоценка имений. Официальное византийское счисление (индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление) начиналось с 1 сентября 312 г.

С понятием индикта связано понятие Великого Индиктиона или Миротворного Круга. Великий Индиктион не является хозяйственной величиной. Это промежуток времени в 532 года, который определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Каждые 532 года весь пасхальный цикл и весь цикл богослужений повторяется.

Церковный год не всегда и не везде начинали с 1 сентября. Год отсчитывали от 1 марта (считалось, что Бог завершил творение мира 1-го марта, в пятницу) или 25 марта (дата Благовещения). До 1363 г. на Руси год начинался 1 марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая прп. Нестора.

Учебный год в дореволюционной России начинался не с 1 сентября, а в разных учебных заведениях по-разному. Так, в сельской местности он начинался 1 декабря (память пророка Наума), после завершения основных сельскохозяйственных работ. И ученик, начиная учебный год, твердил: «Пророк Наум, наставь на ум». В некоторых школах и гимназиях обучение начиналось в конце августа, середине сентября или октября. Только 3 сентября 1935 года постановлением Совнаркома и ЦК ВКП(б) было введено единое начало учебных занятий во всех школах СССР с 1 сентября, а окончание дифференцировано: в первых трёх классах — 1 июня, в 4-7 классах — 10 июня и 8-10 классах — 20 июня. Ныне регламентирована только продолжительность учебного года: в 1 классе 33 недели, в 9 и 11 — 34 (не считая ГИА и ЕГЭ), в остальных — от 34 до 37 (в большинстве образовательных учреждений — 35). Регламентирована также и продолжительность каникул: не менее 30 дней в течение учебного года (37 в первом классе) и не менее 8 недель в летний период.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления