Крестовоздвиженский храм в Самаре - 16.08.15-22.08.15 Неделя 11я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

16.08.15-22.08.15 Неделя 11я по Пятидесятнице

 

в началоНа этой седмице:

Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский16/3 августа (воскресенье): Прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147).

Семь Ефесских отроков17/4 августа (понедельник): Святых семи отроков, в Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250; 408-450).

Иконы Божией Матери Казанской-Пензенской (1717).

18/5 августа (вторник): Мученика Евсигния Антиохийского (362).

19/6 августа (среда): Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

20/7 августа (четверг): Свт. Митрофана, епископа Воронежского (обретение мощей, 1832).

21/8 августа (пятница): Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких (перенесение мощей, 1566; второе перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких, 1992). Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове. Прпп. Савватий и Герман были первыми, кто поселился на Соловецком острове и стали там отшельниками во славу Божию.

Иконы Божией Матери Толгской (1314).

22/9 августа (суббота): Апостола Матфия (ок 63).

Собор Соловецких святых.

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвниз1 Кор. 9: 2-12

2 Если для других я не Апостол, то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства - вы в Господе.

3 Вот мое защищение против осуждающих меня.

4 Или мы не имеем власти есть и пить?

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?

6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?

7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

8 По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон?

9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?

10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое.

11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?

12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

в началовверхвнизМф. 18: 23-35

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

Митрофан Воронежский25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;

26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

в началовверхвнизВ Недели 11-16 евангельские чтения раскрывают смысл учения Господа, которое Он излагал в форме притч.

Икона Божией Матери ТолгскаяВ евангельском чтении недели (Мф.18:23-35) мы слышим притчу о милосердном царе и неправедном заимодавце, которую следует понимать как проповедь милосердия в преддверии грядущего Страшного Божиего суда. В евангельском чтении говорится, что Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими и привели к нему должного ему десять тысяч талантов. 1 талант — это 16.8 кг золота. Это долг свыше 376 миллиардов рублей, почти в два раза больший, чем долги населения за жилищно-коммунальные услуги в России. Такой долг невозможно отдать. Но раб умолил, и господин простил ему долг. Прощённый выходит и тут же набрасывается на своего товарища, который должен ему не сопоставим меньше — 100 динариев. Динарий — плата за день труда неквалифицированного наёмного работника. Это долг не маленький, но такой, какой можно отдать в течение обозримого времени. Но как товарищ не умоляет его, тот раб непреклонен и отправляет товарища в темницу, пока не отдаст долга. Узнав об этом, господин разгневался на своего раба и передумал прощать долг, «отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга». «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Эта притча о нас. 10000 талантов — наш долг перед Богом. 100 динариев — наши долги друг перед другом. Бог прощает нам великие наши грехи, которые мы не способны исправить и покрыть. А мы не способны простить ближнему своему даже мелочи. Мы всё время что-то требуем от других — от властей и от подчинённых, от родных и близких, от прохожих и вовсе неизвестно от кого. Раз мы стремимся по жизни взыскать с других себе пользу, прибыток, почёт, славу, то и с нас после жизни нашей взыщется в полной мере. Мы ведь каждый день в «Отче наш» молим: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Прости нам также, как прощаем мы.

в началовверхвнизЕпископ Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 11-я по Пятидесятнице

«Отче наш... остави нам долги наша, якоже и мы оставляем...»

«Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи раз?» — вопросил Господа Иисуса Христа апостол Петр. Иудейская казуистика позволяла прощать до трех раз. Ап. Петр полагал, что Новый Закон, полный любви и благожелательности, должен идти дальше, но не больше как до семи раз. Он еще не сознавал того, что, прощая обиды другим, человек лишь предоставляет другим то, что в более значительной мере сам получает от Бога. Христос отвечает апостолу Петру, что пределом снисходительности к обидчику и к заблуждению ближнего должна быть не цифра, а сознание собственного недостоинства пред Богом. Эту мысль пояснил Господь трогательной притчей.

«Царство Небесное, — говорит Господь, — подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими». Царь — это Бог, а слуги — это мы, Его служители. Не раз, в период нашей земной жизни, еще до торжественного и окончательного приговора над нашими делами, Господь предоставляет нам возможность подвергнуть нашу жизнь проверке, чтобы направить ее на истинный путь. Голос совести, пробуждаемый благодатью, укорительное слово наших друзей, удары судьбы — все это, по милости Божией, пробуждает человека от его духовного и нравственного усыпления и заставляет помнить о том, что придется ему дать отчет о своей жизни.

Притча о немилосердном должникеИ вот, «приведен был к царю слуга, который должен был ему 10 000 талантов». Это громадная, неоплатная сумма. Не мог должник покрыть свой долг. Царь повелел продать его в рабство вместе с женой и детьми. Ветхий Завет (4 Цар. 4:1) свидетельствует, что подобное отношение к должникам существовало в еврейском народе. Неоплатный должник, услыхав приговор, бросился в ноги царю, взмолился: «прости, потерпи, я все заплачу». И царь, зная, что никогда должник не будет в состоянии заплатить свой долг, но видя слезы его раскаяния, сжалился над ним и простил ему весь громадный долг.

Представьте себе, с какой радостью вышел он от милостивого царя. Каким чувством благодарности должно было исполниться сердце его. Но вот этот самый человек лукавым оказался. А лукавство неотделимо от жестокости. Облагодетельствованный милостью царя, он встретил на улице своего сослужителя, который должен был ему мелкую сумму: 100 динариев, схватил его за горло, начал душить его, приговаривая: «отдай мне, что должен». И в ответ на мольбу несчастного: «потерпи, я все тебе отдам», — посадил его в тюрьму, пока не отдаст долга.

Разгневался царь, узнав о жестокости облагодетельствованного им лукавого должника, и поступил уже с ним так, как должен был поступить судья с преступником. Вымоливший прощение — судится, как преступник. Господь легче прощает наши грехи против Него, нежели против ближних наших.

Дорогие братья и сестры, каждый из нас является неоплатным должником пред Богом. Спросите: чем же мы задолжены пред Богом? Наши долги пред Ним — это наши грехи, это повседневное нарушение заповедей Божиих, если не делом, то чувством, мыслию и словом, это — и наша неблагодарность за неисчислимые милости Божии. «Мы живем в грехе и с каждым днем увеличиваем свой долг в небесной книге правды Божией».

Отдаем ли мы себе в этом отчет? Есть ли в нас сознание нашего долга пред Богом? И помним ли мы о том, что каждого из нас призовет Царь Небесный, Господь, к отчету в делах и словах, в помыслах и желаниях? И когда обращаемся к Богу — «Отче наш... остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» — нет ли в нас лукавства и слышим ли мы к нам обращенное слово Божие: в общении с ближними «отымите лукавство от душ ваших». Лукавство делает человека преступником в очах Божиих.

Страшным предостережением заключил Господь ответ свой апостолу Петру, вопросившему: «сколько раз прощать брату моему?» — «так и Отец Мой Небесный поступит с вами (как с преступниками), если не простит каждый из вас (не наружно, но искренно) от всего сердца своего брату своему согрешений его». Аминь.

в началовверхвнизПреображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Яблочный Спас

Двунадесятый великий праздник.

Преображение Спасителя было, в первую очередь, откровением «Царства Божия, пришедшего в силе». На Фаворе впервые засиял перед людьми духовный свет Божественной природы Христа, до того времени скрываемый под кровом Его человеческой природы. С телесных глаз апостолов как бы спала пелена, и они своими духовными очами увидели Христа в Его Божественной славе. Тогда их сердца наполнили несказанный мир и блаженство.

От сошествия Святого Духа на апостолов до наших дней многие христиане, в особенности, святые, сподобились видеть этот Божественный свет. А «при кончине века сего ... праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:40-43). Но достичь видения и пребывания в Фаворском свете призван и способен каждый христианин уже в своей земной жизни. К личному преображению нас ведут дела духовного совершенствования любви и милосердия. В этом нам помогают Церковь через участие в церковной жизни и Таинства, особенно через Покаяние и Причащение. Этому способствует пост, на время которого приходится праздник.

Из Богослужения праздника в русском переводе:

Тропарь: Ты преобразился на горе, Христос Бог наш, показав славу Твою ученикам Твоим, насколько они могли её видеть. Да воссияет по молитвам Богородицы и нам, грешным, Твой вечный свет. Податель света, слава Тебе!

Кондак: На горе преобразился Ты, Христос Бог наш, и ученики Твои видели славу Твою настолько, насколько могли воспринять её, чтобы, когда увидят Тебя распинаемого, поняли, что страдание Твоё добровольно, и проповедали миру, что Ты – воистину Отчее Сияние.

в началовверхвнизСвт. Феофан Затворник.

Преображение ГосподнеВ Преображение глас с неба не другое что изрек, как «Его слушайте» (Мф.17, 5). Отчего так? Оттого, что здесь пред глазами был представлен и плод послушания. Отец небесный говорил как бы: хотите достигнуть до этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедывать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не со вне, а извнутрь исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть. Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения; все печали мимо идут, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных — богородными, из бренных — вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми. Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом небесным, и Оба к нему приходят и обитель у него творят. Вот и свет Преображения!

в началовверхЕпископ Митрофан (Зноско-Боровский). Преображение Господне

Пред Своим славным Преображением, Господь говорил ученикам о Его грядущих крестных страданиях, о необходимости и каждому понести крест свой. И вот, чтобы ученики, смущенные словом Господа о Кресте, будучи потом свидетелями Его поругания и страданий, не соблазнились этим уничижением их Учителя и уразумели великую тайну Его вольных, за спасение мира, страданий, Сын Божий-Господь, в дивном Преображении, открывает славу Свою, как Единородного от Отца.

Он взял трех учеников. Петра, дабы уверить в том, что его свидетельство о Христе: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», действительно открыл ему Сам Отец Небесный; взял и Иакова, как имевшего, прежде других апостолов, пострадать за Христа; взял и Иоанна, как девственника и чистейший орган Богословия, чтобы он, узрев славу Сына Божия, возгремел: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово».

На дивной горе Фавор, когда в глубине покорного Богу Отцу сердца изречено было Господом: «вот иду исполнить волю Твою, Боже» (Евр. 10:7) — Христос преобразился, «просияло лицо Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как снег», и этот небесный свет блистал как молния и объял души апостолов. И видят они Моисея и Илию, со Христом беседующих. Говорят они о грядущих страданиях Спасителя.

Иудеи часто обвиняли Господа в том, что Он нарушает Закон, данный Моисеем, и в том, что Он богохульствует, называя Себя Сыном Божиим, равным Отцу. Но вот на горе Фавор изобличается, в явлении Моисея и Илии, неправда иудейских книжников и фарисеев. И Илия, и Моисей оба таинственно ушли из земной жизни: Илия был взят живым на небо, Моисей умер, но место его погребения покрыто тайной. Чтобы показать, что обвинение книжниками и фарисеями Христа происходит от зависти и на Него не падает, Христос выводит Моисея и Илию: Моисей, который дал Закон, не потерпел бы нарушителя Закона и не стал бы служить ему; и Илия, из ревности о славе Божией, не предстал бы и не повиновался бы Тому, Кто, называя себя Сыном Божиим и равным Отцу, в самом деле не был бы таков. Изобличена неправда отношения к Мессии; на горе Фавор Христос открывает Себя, как Сын Единородный и как Владыка живых и мертвых. «Он повелел небу и низвел Илию, дал мановение земле и воскресил Моисея».

Преображение ГосподнеСправедливо говорят нам, что «в славе Преображения была предызображена и слава Воскресения Христова, и та слава, в которой придет Он судить живых и мертвых, и наше будущее преображение при Его втором и страшном пришествии».

Не можем мы представить себе той радости, которую переживали три апостола, «видя своего смиренного Учителя в славе благолепной, беседующего с величайшими пророками, как со своими рабами». «Господи, хорошо нам здесь быть», — восклицают апостолы: как сладостно, желаем всегда пребывать в этой радости, в сиянии Твоего света, но... вот уже прекращается оно, святые пророки разлучаются с Господом и уходят: Моисей — в обители праведников умерших, а Илия — на небо. И когда ап. Петр еще говорил Спасителю, выражая восторг от виденного и переживаемого, «светлое облако осенило их, и послышался голос из облака, голос Бога-Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение: Его послушайте».

Дважды возвестил миру Отец Небесный, что Иисус Христос есть Его Сын возлюбленный. При Крещении, когда началось открытое служение Богочеловека-Христа спасению человечества, и при Преображении — когда начиналось труднейшее, уничиженное в глазах мира, но славное в очах Божиих послушание Отцу Небесному в восхождении на Крест.

Итак, дорогие, историческое событие Преображения, во-первых, изобличает всех, кто выступает против Христа, как Мессии, как Спасителя мира; во-вторых, утверждает реальность иного мира, иной жизни, жизни как мы говорим — за гробом; в-третьих, свидетельствует о свете и радости, которые там нас ожидают. И в-четвертых, возведя учеников на высокую гору, Господь указывает нам, что тот, кто не возвысится над земным, не может сподобиться и недостоин божественных созерцаний. Аминь.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления