16.08.15-22.08.15 Неделя 11я по Пятидесятнице
16/3 августа (воскресенье): Прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147).
17/4 августа (понедельник): Святых семи отроков, в Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250; 408-450).
Иконы Божией Матери Казанской-Пензенской (1717).
18/5 августа (вторник): Мученика Евсигния Антиохийского (362).
19/6 августа (среда): Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
20/7 августа (четверг): Свт. Митрофана, епископа Воронежского (обретение мощей, 1832).
21/8 августа (пятница): Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких (перенесение мощей, 1566; второе перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких, 1992). Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове. Прпп. Савватий и Герман были первыми, кто поселился на Соловецком острове и стали там отшельниками во славу Божию.
Иконы Божией Матери Толгской (1314).
22/9 августа (суббота): Апостола Матфия (ок 63).
Собор Соловецких святых.
И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!
2 Если для других я не Апостол, то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства - вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
В Недели 11-16 евангельские чтения раскрывают смысл учения Господа, которое Он излагал в форме притч.
В евангельском чтении недели (Мф.18:23-35) мы слышим притчу о милосердном царе и неправедном заимодавце, которую следует понимать как проповедь милосердия в преддверии грядущего Страшного Божиего суда. В евангельском чтении говорится, что Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими и привели к нему должного ему десять тысяч талантов. 1 талант — это 16.8 кг золота. Это долг свыше 376 миллиардов рублей, почти в два раза больший, чем долги населения за жилищно-коммунальные услуги в России. Такой долг невозможно отдать. Но раб умолил, и господин простил ему долг. Прощённый выходит и тут же набрасывается на своего товарища, который должен ему не сопоставим меньше — 100 динариев. Динарий — плата за день труда неквалифицированного наёмного работника. Это долг не маленький, но такой, какой можно отдать в течение обозримого времени. Но как товарищ не умоляет его, тот раб непреклонен и отправляет товарища в темницу, пока не отдаст долга. Узнав об этом, господин разгневался на своего раба и передумал прощать долг, «отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга». «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Эта притча о нас. 10000 талантов — наш долг перед Богом. 100 динариев — наши долги друг перед другом. Бог прощает нам великие наши грехи, которые мы не способны исправить и покрыть. А мы не способны простить ближнему своему даже мелочи. Мы всё время что-то требуем от других — от властей и от подчинённых, от родных и близких, от прохожих и вовсе неизвестно от кого. Раз мы стремимся по жизни взыскать с других себе пользу, прибыток, почёт, славу, то и с нас после жизни нашей взыщется в полной мере. Мы ведь каждый день в «Отче наш» молим: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Прости нам также, как прощаем мы.
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 11-я по Пятидесятнице
«Отче наш... остави нам долги наша, якоже и мы оставляем...»
«Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи раз?» — вопросил Господа Иисуса Христа апостол Петр. Иудейская казуистика позволяла прощать до трех раз. Ап. Петр полагал, что Новый Закон, полный любви и благожелательности, должен идти дальше, но не больше как до семи раз. Он еще не сознавал того, что, прощая обиды другим, человек лишь предоставляет другим то, что в более значительной мере сам получает от Бога. Христос отвечает апостолу Петру, что пределом снисходительности к обидчику и к заблуждению ближнего должна быть не цифра, а сознание собственного недостоинства пред Богом. Эту мысль пояснил Господь трогательной притчей.
«Царство Небесное, — говорит Господь, — подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими». Царь — это Бог, а слуги — это мы, Его служители. Не раз, в период нашей земной жизни, еще до торжественного и окончательного приговора над нашими делами, Господь предоставляет нам возможность подвергнуть нашу жизнь проверке, чтобы направить ее на истинный путь. Голос совести, пробуждаемый благодатью, укорительное слово наших друзей, удары судьбы — все это, по милости Божией, пробуждает человека от его духовного и нравственного усыпления и заставляет помнить о том, что придется ему дать отчет о своей жизни.
И вот, «приведен был к царю слуга, который должен был ему 10 000 талантов». Это громадная, неоплатная сумма. Не мог должник покрыть свой долг. Царь повелел продать его в рабство вместе с женой и детьми. Ветхий Завет (4 Цар. 4:1) свидетельствует, что подобное отношение к должникам существовало в еврейском народе. Неоплатный должник, услыхав приговор, бросился в ноги царю, взмолился: «прости, потерпи, я все заплачу». И царь, зная, что никогда должник не будет в состоянии заплатить свой долг, но видя слезы его раскаяния, сжалился над ним и простил ему весь громадный долг.
Представьте себе, с какой радостью вышел он от милостивого царя. Каким чувством благодарности должно было исполниться сердце его. Но вот этот самый человек лукавым оказался. А лукавство неотделимо от жестокости. Облагодетельствованный милостью царя, он встретил на улице своего сослужителя, который должен был ему мелкую сумму: 100 динариев, схватил его за горло, начал душить его, приговаривая: «отдай мне, что должен». И в ответ на мольбу несчастного: «потерпи, я все тебе отдам», — посадил его в тюрьму, пока не отдаст долга.
Разгневался царь, узнав о жестокости облагодетельствованного им лукавого должника, и поступил уже с ним так, как должен был поступить судья с преступником. Вымоливший прощение — судится, как преступник. Господь легче прощает наши грехи против Него, нежели против ближних наших.
Дорогие братья и сестры, каждый из нас является неоплатным должником пред Богом. Спросите: чем же мы задолжены пред Богом? Наши долги пред Ним — это наши грехи, это повседневное нарушение заповедей Божиих, если не делом, то чувством, мыслию и словом, это — и наша неблагодарность за неисчислимые милости Божии. «Мы живем в грехе и с каждым днем увеличиваем свой долг в небесной книге правды Божией».
Отдаем ли мы себе в этом отчет? Есть ли в нас сознание нашего долга пред Богом? И помним ли мы о том, что каждого из нас призовет Царь Небесный, Господь, к отчету в делах и словах, в помыслах и желаниях? И когда обращаемся к Богу — «Отче наш... остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» — нет ли в нас лукавства и слышим ли мы к нам обращенное слово Божие: в общении с ближними «отымите лукавство от душ ваших». Лукавство делает человека преступником в очах Божиих.
Страшным предостережением заключил Господь ответ свой апостолу Петру, вопросившему: «сколько раз прощать брату моему?» — «так и Отец Мой Небесный поступит с вами (как с преступниками), если не простит каждый из вас (не наружно, но искренно) от всего сердца своего брату своему согрешений его». Аминь.
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Яблочный Спас
Двунадесятый великий праздник.
Преображение Спасителя было, в первую очередь, откровением «Царства Божия, пришедшего в силе». На Фаворе впервые засиял перед людьми духовный свет Божественной природы Христа, до того времени скрываемый под кровом Его человеческой природы. С телесных глаз апостолов как бы спала пелена, и они своими духовными очами увидели Христа в Его Божественной славе. Тогда их сердца наполнили несказанный мир и блаженство.
От сошествия Святого Духа на апостолов до наших дней многие христиане, в особенности, святые, сподобились видеть этот Божественный свет. А «при кончине века сего ... праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:40-43). Но достичь видения и пребывания в Фаворском свете призван и способен каждый христианин уже в своей земной жизни. К личному преображению нас ведут дела духовного совершенствования любви и милосердия. В этом нам помогают Церковь через участие в церковной жизни и Таинства, особенно через Покаяние и Причащение. Этому способствует пост, на время которого приходится праздник.
Из Богослужения праздника в русском переводе:
Тропарь: Ты преобразился на горе, Христос Бог наш, показав славу Твою ученикам Твоим, насколько они могли её видеть. Да воссияет по молитвам Богородицы и нам, грешным, Твой вечный свет. Податель света, слава Тебе!
Кондак: На горе преобразился Ты, Христос Бог наш, и ученики Твои видели славу Твою настолько, насколько могли воспринять её, чтобы, когда увидят Тебя распинаемого, поняли, что страдание Твоё добровольно, и проповедали миру, что Ты – воистину Отчее Сияние.
В Преображение глас с неба не другое что изрек, как «Его слушайте» (Мф.17, 5). Отчего так? Оттого, что здесь пред глазами был представлен и плод послушания. Отец небесный говорил как бы: хотите достигнуть до этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедывать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не со вне, а извнутрь исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть. Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения; все печали мимо идут, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных — богородными, из бренных — вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми. Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом небесным, и Оба к нему приходят и обитель у него творят. Вот и свет Преображения!
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский). Преображение Господне
Пред Своим славным Преображением, Господь говорил ученикам о Его грядущих крестных страданиях, о необходимости и каждому понести крест свой. И вот, чтобы ученики, смущенные словом Господа о Кресте, будучи потом свидетелями Его поругания и страданий, не соблазнились этим уничижением их Учителя и уразумели великую тайну Его вольных, за спасение мира, страданий, Сын Божий-Господь, в дивном Преображении, открывает славу Свою, как Единородного от Отца.
Он взял трех учеников. Петра, дабы уверить в том, что его свидетельство о Христе: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», действительно открыл ему Сам Отец Небесный; взял и Иакова, как имевшего, прежде других апостолов, пострадать за Христа; взял и Иоанна, как девственника и чистейший орган Богословия, чтобы он, узрев славу Сына Божия, возгремел: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово».
На дивной горе Фавор, когда в глубине покорного Богу Отцу сердца изречено было Господом: «вот иду исполнить волю Твою, Боже» (Евр. 10:7) — Христос преобразился, «просияло лицо Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как снег», и этот небесный свет блистал как молния и объял души апостолов. И видят они Моисея и Илию, со Христом беседующих. Говорят они о грядущих страданиях Спасителя.
Иудеи часто обвиняли Господа в том, что Он нарушает Закон, данный Моисеем, и в том, что Он богохульствует, называя Себя Сыном Божиим, равным Отцу. Но вот на горе Фавор изобличается, в явлении Моисея и Илии, неправда иудейских книжников и фарисеев. И Илия, и Моисей оба таинственно ушли из земной жизни: Илия был взят живым на небо, Моисей умер, но место его погребения покрыто тайной. Чтобы показать, что обвинение книжниками и фарисеями Христа происходит от зависти и на Него не падает, Христос выводит Моисея и Илию: Моисей, который дал Закон, не потерпел бы нарушителя Закона и не стал бы служить ему; и Илия, из ревности о славе Божией, не предстал бы и не повиновался бы Тому, Кто, называя себя Сыном Божиим и равным Отцу, в самом деле не был бы таков. Изобличена неправда отношения к Мессии; на горе Фавор Христос открывает Себя, как Сын Единородный и как Владыка живых и мертвых. «Он повелел небу и низвел Илию, дал мановение земле и воскресил Моисея».
Справедливо говорят нам, что «в славе Преображения была предызображена и слава Воскресения Христова, и та слава, в которой придет Он судить живых и мертвых, и наше будущее преображение при Его втором и страшном пришествии».
Не можем мы представить себе той радости, которую переживали три апостола, «видя своего смиренного Учителя в славе благолепной, беседующего с величайшими пророками, как со своими рабами». «Господи, хорошо нам здесь быть», — восклицают апостолы: как сладостно, желаем всегда пребывать в этой радости, в сиянии Твоего света, но... вот уже прекращается оно, святые пророки разлучаются с Господом и уходят: Моисей — в обители праведников умерших, а Илия — на небо. И когда ап. Петр еще говорил Спасителю, выражая восторг от виденного и переживаемого, «светлое облако осенило их, и послышался голос из облака, голос Бога-Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение: Его послушайте».
Дважды возвестил миру Отец Небесный, что Иисус Христос есть Его Сын возлюбленный. При Крещении, когда началось открытое служение Богочеловека-Христа спасению человечества, и при Преображении — когда начиналось труднейшее, уничиженное в глазах мира, но славное в очах Божиих послушание Отцу Небесному в восхождении на Крест.
Итак, дорогие, историческое событие Преображения, во-первых, изобличает всех, кто выступает против Христа, как Мессии, как Спасителя мира; во-вторых, утверждает реальность иного мира, иной жизни, жизни как мы говорим — за гробом; в-третьих, свидетельствует о свете и радости, которые там нас ожидают. И в-четвертых, возведя учеников на высокую гору, Господь указывает нам, что тот, кто не возвысится над земным, не может сподобиться и недостоин божественных созерцаний. Аминь.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.