Крестовоздвиженский храм в Самаре - 09.08.15-15.08.15 Неделя 10я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

09.08.15-15.08.15 Неделя 10я по Пятидесятнице

 

в началоНа этой седмице:

целитель Пантелеимон9 августа / 27 июля (воскресенье): Великомученика и целителя Пантелеимона (305). Молитвами к Иисусу Христу Пантелеимон исцелял и даже воскрешал.

Блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392).

Преподобный Герман АляскинскийПреподобного Германа Аляскинского (1837), много потрудившегося в проповеди Евангелия и крещении жителей Аляски.

Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля).

10 августа / 28 июля (понедельник): Апостолов от 70-ти и диаконов: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (1в).

Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путе­водитель­ница, принесена из Царьграда в 1046).

Собор Тамбовских святых.

11августа / 29 июля (вторник): Празднование рождества святителя Николая чудотворца, архиепископа Мир Ликийских (4в).

Иоанн воин12 августа / 30 июля (среда): Мученика Иоанна воина (после 363). Получив, наряду с другими воинами, приказ преследовать и убивать христиан, он выполнял его лишь по виду. Сам же всячески им помогал. За это был схвачен и пострадал.

Иконы Божией Матери Оконской (4в).

Собор Самарских святых.

13 августа / 31 июля (четверг): Праведного Иосифа Аримафейского (1в).

14/1 августа (пятница): Начало Успенского поста.

Семи мучеников братьев Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 до Р.Х.).

Происхождение (изнесение) древ Животворящего Креста Господня. Празднование Всемилостивому Спасителю и Пресвятой Богородице (1164).

Воспоминание Крещения Руси (988): известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах 16 в.: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

15/2 августа (суббота): Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557).

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвниз1Кор. 4: 9-16

9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

Святитель Николай11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,

12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;

13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне.

14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

в началовверхвнизМф. 17: 14-23

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

Василий Блаженный17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,

23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

в началовверхвнизВмч.: 2Тим. 2: 1-10

1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,

2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.

4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.

5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.

7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.

8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,

9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.

10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

в началовверхвнизВмч.: Ин. 15: 17 - 16: 2

Собор Тамбовских святых17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего.

24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;

27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

16: 1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.

2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

в началовверхвнизВ апостольском чтении (1Кор.4:9-16) мы слышим предостережение апостола Павла от гордыни, тщеславия и самомнения. Как часто нам кажется, что мы уже всё поняли, всё знаем и можем. А в духовном росте это всегда не так. Апостол указывает нам истинный и нескончаемый путь духовного развития: «умоляю вас: подражайте мне, как я Христу». В этой краткой фразе вся суть традиции духовного развития.

В евангельском чтении недели (Мф.17:14-23) говорится об исцелении Иисусом бесноватого юноши, которого не смогли исцелить Его ученики по причине их слабой веры: «Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». Даже апостолы, свидетели многочисленных чудес Господа, имея дар исцеления болезней и изгнания бесов, не имели достаточной веры.

Эти слова по-прежнему злободневны. По мнению святых отцов и подвижников, молитвенников и старцев, на протяжении всей истории Церкви и в наше время - главная беда - маловерие. Отсюда наше бессилие в борьбе со злом — в нас и вокруг нас.

И Господь указывает нам средство к нашему укреплению: «только молитвою и постом». Зачало оканчивается откровением о грядущем подвиге Спасителя: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет».

Таков путь стяжания Духа Святого, и мы как раз вступаем на этой седмице в Успенский пост.

в началовверхвнизПрот. Алексей Белоцветов. Неделя 10-я по Пятидесятнице

Однажды привели к Иисусу Христу бесноватого юношу, но Иисуса Христа не случилось в эту минуту с учениками. Отец юноши обращается с просьбой об исцелении отрока к ученикам Иисусовым. Апостолы хотя и имели власть над нечистыми духами, но теперь дух лукавый возупорствовал и никак не хотел повиноваться им. Является Иисус Христос и исцеляет отрока. Тогда ученики, дождавшись минуты, когда остались наедине с Иисусом Христом, говорят ему: почему же мы не могли изгнать нечистого духа из отрока? На этот-то вопрос и отвечал им Иисус Христос: сей род изгоняется только молитвою и постом.

Род сей - это сила вражья; в отношении же к нам это грех, живущий в нас - вообще все искушения на грех, идущие от диавола. Вот против какого врага советуется нам вооружаться постом и молитвой. И если хотите знать, почему никак мы не можем избавиться от диавольских искушений и происходящих оттого худых навыков, греховных помыслов и т. д., - то оттого это, что мало мы молимся и худо постимся, - что молиться нам все некогда, a поститься мочи нет.

Да, братия, без поста и молитвы никому не выпутаться из вражьих сетей. Пост и молитва (не нас, а самого Христа послушайте!) необходимый путь и средство для нас к внутреннему самоочищению и ослаблению живущего в каждом из нас греха. И именно пост и молитва вкупе необходимы. В раздельности же, ни пост без молитвы, ни молитва без поста не принесут плода, не могут возыметь надлежащей силы и действия. Ибо кому не известно, что только «ум постника молится трезвенно», скажем словами святого Иоанна Лествичника, a «ум невоздержного наполнен нечистыми идолами». «Кто постится, тот становится легким и окрыляется», говорит святой Иоанн Златоуст, и «с добрым духом молится». «Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшия самого ветра: ибо таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабляется на молитве, как со многими бывает» (на Матф. беседы).

Исцеление бесноватого отрокаНо само собой понятно, что как молитва только тогда доходит до Бога, когда она совершается духом и истиной, т.е. Бог слышит только искреннюю, сердечную молитву, так и пост - тогда лишь полезен, когда он не ограничивается воздержанием только от известной скоромной пищи, а состоит в отсечении всего, что услаждает гортань, и когда соединяется с духовной бдительностью. Таковым-то вот постом и молитвой и изгоняется все злое и греховное из нас. Молитва здесь помогает тем, что низводит на истинно молящегося Господню благодать и, кроме того, занимая постоянно его ум и сердце, не дает им развлекаться и оскверняться разными суетными мыслями. А пост помогает тем, что обуздывая тело, не дает ему мешать нашей душе - пребывать в богомыслии. Демону и не житье здесь, да и греху - чем тут питаться, когда душа занята постоянно беседой с Богом, а тело на работе y души: то стоит и поклоны кладет на молитве, то поет целую ночь, то трудится над приобретением куска хлеба и, заработав кусок, следует отнести его неимущему и т.д.? Справедливо говорят: «мать всех пороков - это праздность».

Вот поэтому-то, как видим, подвижники благочестия и пребывали день и ночь в молитве и посте. Мы же какие меры принимаем против греха и диавола? Молитву ли, пост ли противопоставляем множеству соблазнов и искушений? И если молимся, то - как молимся? И если постимся, как постимся? Не большей ли частью только вид один держим? Что же удивительного, если враг наш диавол и грех играют нами, как хотят? Не сами ли виноваты, что такую волю даем им над собой? Тем не менее, благодарение Господу ныне, не как во времена древние, случаи беснований - случаи очень редкие. Так бесы боятся имени Христова. Хотя мы и творим зачастую волю диавольскую, но вселяться в нас бесы все-таки не смеют за редкими исключениями. Но и в этом последнем случае кто опять виноват? Сами же мы или, - еще, пожалуй, наши родители. Каким образом? Тем, что позволяют себе нередко проклинать и себя и детей своих, - посылая их к нечистому, и вообще имеют за привычку с именем бесовским носиться повсюду. Да! кличем беса, - зовем его он и приходит. Говорят: грех ругаться. Не только грех, а и опасно в высшей степени. Помните это, братие мои! Аминь.

в началовверхвнизСмоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. На Русь икона попала вместе с Анной, дочерью императора Константина IХ Мономаха, ставшей женой князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенёс её в начале 12 в. в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых.

Смоленская икона Божией МатериДочь князя Витовта София в 1398 г. была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича и привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. В 1456 г., по просьбе жителей Смоленска, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две её копии. В 1602 г. с чудотворной иконы был написан точный список, который воспринял благодатную силу древнего образа. Когда русские войска 5 августа 1812 г. оставляли Смоленск, икону взяли с собой. Древний образ Смоленской Одигитрии в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск. Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!».

Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которые славят в этот же день: Устюженская (1290), Кирилло-Белоезерская (14в), Выдропусская (15в), Воронинская (1524), Христофоровская (XVI), Супрасльская (16в), Святогорская (1569), Устьнедумская (1603), Югская (1615), Игрицкая (1624), Шуйская (1654-1655), Соловецкая (1 пол. 17в), Костромская (1672), Седмиезерная (17в), Сергиевская (в Троице-Сергиевой Лавре, 1730). В этот же день славят иконы Божией Матери: Гребневской (1380), Тамбовской (17в) и «Умиление» (или «Радость всех радостей», Серафимо-Дивеевской, 1885).

в началовверхвнизУспенский пост начинается с праздника Происхождения (изнесения) древ Животворящего Креста Господня, празднования Всемилостивому Спасителю и Пресвятой Богородице и воспоминания крещения Руси. Пост готовит нас и заканчивается праздником Успения Божией матери. Согласно церковному уставу, в эти дни строгость трапезы такая же, как и в Великий пост, то есть исключаются мясные, молочные продукты и яйца, а рыба разрешается только в праздник Преображения Господня. Как и во время любого православного поста, в Успенский пост важно не только телесное воздержание, но и дела милосердия, и духовное упражнение — очищение своей души и стяжании Духа Святого. Пост направляет нас к покаянию, праведному поведению, мирному состоянию духа, делам милосердия и любви к ближнему. Телесный же пост должен быть посильным и разумным.

Происхождение Креста ГосподняЦерковный день начинается с вечера. Поэтому, накануне, 13 августа, перед началом вечернего богослужения иерей износит из сосудохранилища честны́й Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов. На утрене после великого славословия - вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели. По обычаю, после вынесения Креста совершается помазание елеем. Крест относится в алтарь вечером (14 августа) по отпу́сте вечерни. В праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (14 августа), совершается чин малого освящения воды. Обычно освящение воды совершается после литургии.

Тропарь Кресту Господню: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Медовый СпасТри Спаса связывают весь Успенский пост. В эти праздники мы приносим в дар плоды нового сбора, Церковь освящает через них весь урожай, и мы все вместе благодарим Бога за Его милость и благословение. Освящение проводится в конце праздничной литургии.

  • Первый Спас - 14 августа. В этот день мы празднуем Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
  • Второй Спас - 19 августа, Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
  • Третий Спас - 29 августа. Перенесения из Эдессы в Константинополь в 944 г. Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

Братья МаккавеиПервый Спас называют «медовым», «маковым» и «Спасом на воде». «Спасом на воде» он называется в честь малого водосвятия.

Второй Спас называют «яблочным». Согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, - яблоки.

Третий Спас называют «ореховым» и «хлебным», так как к этому времени созревает лесной орех и завершается уборка хлеба. Он также называется «Спас на холстах».

в началовверхСобор Самарских святых. Память - 12 августа/30 июля:

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, чудотворец.

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий.

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский.

Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский.

Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский.

Священник Александр Иванов (1866-1938).

Священник Александр Органов (1873-1938).

Священник Василий Витевский (1873-1938).

Священник Вячеслав Инфантов (1883-1938).

Священник Иаков Алферов (1878-1938).

Священник Иоанн Смирнов (1873-1938).

Священник Иоанн Сульдин (1880-1938).

Священник Трофим Мячин (1888-1938).

Священномученик Алексий (Орлов), архиепископ Омский.

Священномученик Августин (Беляев Александр Александрович), архиепископ Калужский и Боровский.

Собор Самарских святых Священномученник Константин Сухов.

Священномученик Нифонт (Выблов), иеромонах.

Мученик Александр Антонович Медем.

Преподобный Варсонофий Оптинский (Плеханков Павел Иванович).

Святой праведный Александр Чагринский. Святой праведный Петр Чагринский.

Тропарь: «Приидите возрадуйтеся вернии, небесные силы ликовствуйте, собори святых светло торжествуйте, яко днесь наста память святых земли Самарския, подвигом веры путь ко спасению нам указующих и заступниками земли нашея пред Господом являющих».

Величание: «Величаем вас, святии земли Самарския, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего».


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления