Крестовоздвиженский храм в Самаре - 24.05.15-30.05.15 Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

24.05.15-30.05.15 Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора

 

в начало На этой седмице:

Равноапостольные Кирилл и Мефодий24/11 мая: Равноапостольных Кирилла (869) и Мефодия (885), учителей славянских. В день памяти о святых братьях установлен День славянской письменности и культуры. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Иконы Божией Матери Челнской и Псково-Печерской УмилениеИконы Божией Матери Челнской и Псково-Печерской, именуемой «Умиление» (переходящее празднование в 7-е воскресенье после Пасхи).

Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси25/12 мая: Прославление священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России чудотворца (1913), неутомимого борца за чистоту Православия и единство Русской земли. Его церковная и государственно-патриотическая деятельность в течение нескольких столетий служит ярким образцом пламенной веры и любви для русского человека. Во-первых, любви к Богу и, во-вторых, любви к Отечеству. Отзывы современников свидетельствуют о Патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и высокой нравственности. Он оставил множество трудов. Он был ярым противником семибоярщины, пытался организовать выборы царя из русского рода, первым предложил в цари Михаила Романова. Самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая православную веру от латинства и единство нашего Отечества от врагов внутренних и внешних. Эти качества святителя Ермогена с особенной силой проявились во время польско-литовского нашествия. Свой подвиг спасения Родины святитель Ермоген увенчал мученической кончиной, перешедшей в благодатное молитвенное Небесное заступничество за наше отечество у Престола Святой Троицы.

27/14 мая: Иконы Божией Матери Теребенской (1564); Кипрской (1771); Ярославской (Печерской) (1823).

28/15 мая: Преподобного Пахомия Великого (ок. 348). Святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца (1090). Благоверного царевича князя Димитрия Угличского, Московского и всея России чудотворца (1591).

29/16 мая: Отдание праздника Вознесения Господня. Преподобного Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца (перенесение мощей, 1545).

30/17 мая: Троицкая родительская суббота.

Апостола от 70-ти Андроника и святой Иунии (1в). Преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской (1407).

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвниз Деян.20: 16-18, 28-36

Апостол от 70-ти Андроник16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.

17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,

18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,

28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;

30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать [вас] более и дать вам наследие со всеми освященными.

33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:

34 сами знаете, что нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии.

35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».

36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.

в началовверхвниз Ин.17: 1-13

1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

в началовверхвниз Архиепископ Аверкий (Таушев)

Эта молитва называется обыкновенно Первосвященнической, так как в ней Господь молится Богу Отцу, как Великий Архиерей, Сам Себя приносящий в жертву, имеющую великое необъятное значение для всего мира.

Отец предал Сыну весь род людской, дабы Он устроил его спасение, и даровал людям жизнь вечную. Вечную жизнь Господь определяет, как познание Бога и посланного Им Искупителя мира. Перед духовным взором Господа все дело Его представляется уже оконченным, а потому Он говорит: «Аз прославих Тя на земли...» Теперь Ему следует уже и по человечеству войти в славу Божественную, о чем Он и молит: «и ныне прослави Мя Ты, Отче...».

Окончив молитву о Себе, Господь молится дальше об учениках Своих, о тех, кому Он передает теперь дело распространения и утверждения на земле Своего Царства. Далее Господь молится о Своих учениках, чтобы Отец Небесный взял их под Свое особое покровительство в этом враждебном для них мире, в котором они остаются одни, после отшествия Господа, и сохранил их чистыми и святыми в духовном единении веры и любви между собой, единении, подобном единению Бога Отца и Бога Сына. Господь говорит дальше, что Он будучи в мире, ограждал их от падения, и «никтоже от них погибе, токмо сын погибельный», разумеется Иуда-предатель, «да сбудется Писание», т.е. в согласии с пророчеством псалма 40:10. Моля Отца о сохранении учеников Своих от всякого зла в этом возненавидевшем их мире, Господь просит освятить их словом Божественной истины, т.е. сообщить им особые благодатные дары для успешного служения распространению учения истины по всему миру. Господь говорит дальше, что Он посвящает Себя за них, т.е. приносит Сам Себя в жертву, дабы они последовали стопам Его и стали бы свидетелями и жертвами за истину.

Начиная с 20-го стиха содержится третья часть молитвы Господа уже за верующих. Господь молится о них: «да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да мир веру имет, яко Ты Мя послал еси» - единение верующих во Христа должно быть подобно единению Бога Отца с Богом Сыном: тут разумеется, конечно, единение нравственное. Такое единение всех христиан в вере и любви сможет содействовать тому, что и весь мир придет к вере во Христа, как в Мессию. В дальнейших стихах Господь как бы уже созерцает Свою Церковь в небесной славе в единении с Богом в Царстве Мессии и говорит, что эта слава даже враждебный Христу мир, против воли его, доведет его до сознания, что Господь Иисус есть истинный Мессия. Слова: «Отче, ихже дал еси мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною» - есть как бы завещание Умирающего, которое непременно должно быть исполнено, тем более, что воля Сына Божия нераздельна с волею Бога Отца: тут отдающий жизнь Свою за спасение мира Сын Божий испрашивает у Бога Отца для всех верующих те небесные обители, о которых Он говорил Своим Апостолам в начале прощальной беседы.

25 и 26 стихи представляют собою заключение первосвященнической молитвы, в котором Господь обращается к Богу Отцу, как к Всеправедному Мздовоздаятелю. Господь указывает здесь на превосходство верующих над остальным миром в том, что они «познали Бога», а потому они способны к восприятию даров Божественной любви. Господь и просит, чтобы Бог Отец отличил их перед миром Своими щедротами и сделал их соучастниками той любви, которую Он имеет к Сыну: «да любы, еюже Мя возлюбил еси, в них будет». Для этого Сам Господь Иисус обещает «быть в Них», дабы любовь Отца, неразлучно пребывающая на Сыне, от Сына и ради Сына простиралась и на тех, в ком пребывает Сын. Так, любовь всеобъемлющая, всесозидающая будет и всесовершающей в вечном славном Царстве Отца и Сына и Святаго Духа.

в началовверхвниз Евангельское чтение (Ин.17:1-13) передаёт нам первосвященническую молитву Иисуса Христа к Богу Отцу. В ней одной фразой мы слышим главное в Евангельской проповеди: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Эти слова указывают нам, что целью нашей жизни не может быть что-то преходящее и необязательное, - но то, что открывает жизнь вечную. Жизнь вечна, и чтобы войти в эту жизнь, надо знать Бога. А Бога узнать можно только через посланного Богом Иисуса Христа. Через общение с Богом во Христе мы входим в жизнь вечную и достигаем истинной цели бытия.

Далее Спаситель молится о Своих учениках. Теперь Он Сам уже не будет с ними, и просит Отца, чтобы Бог сохранил их в единомыслии веры и любви: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною», «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы».

Это значит, что ученики Христовы должны быть едины по образу Святой Троицы. И к этому единству в любви и в истине призываемся все мы: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня». На каждой литургии мы слышим: «О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся». Давайте же следовать этому в жизни.

В апостольском чтении (Деян.20:16-18; 28-36) рассказывается о том, как через некоторое время уже апостол Павел, предвидя разлуку со своей паствой говорит: «И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать [вас] более и дать вам наследие со всеми освященными». Он наставляет пресвитеров и молится с ними: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». И ещё: «бодрствуйте».

И далее, Церковь в лице святых отцов Вселенских Соборов, своих архипастырей и пастырей, всех святых своих и верных хранит веру Православную от всяческих ересей.

Слово «ересь» переводится как «выбор», «избрание», т.е. означает предпочтение какой-то одной части и отказ от других, чем разрушается целое. В этом ересь близка партии: «партия», латинское partis, переводится как «часть». О. Павел Флоренский замечательно написал: «В слове "ересь" содержится понятие односторонности, какого-то прямолинейного сосредоточения на одном из многих возможных утверждений. Православие вселенско, а ересь - по существу своему партийна».

в началовверхвниз Архиепископ Андрей (Рымаренко). Неделя Святых Отец Первого Вселенского Собора

Святых отцов Первого Вселенского СобораМы, Православные Христиане, еще сегодня на Елеонской горе. Идет Попразднество Вознесения. Но это уже последние дни. Еще несколько дней, и мы должны будем сойти с Елеонской горы. Вот здесь и ставится перед нами вопрос в сегодняшний Воскресный день: куда нам сойти с горы Елеонской? В то же время Святая Церковь открывает нам двери и отвечает на этот вопрос: Уже восстановлено Райское Древо Жизни — Евхаристия, Тело и Кровь Христовы. Для каждого из нас двери открыты: придите и видите, возьмите, примите. Вот та великая догма, которая раскрывается Господом в восстановлении того великого, что потеряно Адамом, — Древа Жизни. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день». Ядущий Тело и пиющий Кровь Христову имеет жизнь вечную, но...

Тут Святая Церковь и определяет нам это «Но». Что же в этом «но»? Двери открыты. Евхаристия готова. Принять каждого в Божественной Литургии Церковь готова. Но для этого нужно нам быть готовыми. В чем же состоит эта «готовность»? А на это нам и отвечает сегодняшний день, который мы называем «Воскресеньем Святых Отцов». Начинается установление правил, по которым Православный Христианин должен пройти, чтобы принять Новозаветное Древо Жизни — Тело и Кровь Христовы, которые дадут жизнь человеку. Как же воспринять это великое Таинство? И Святая Церковь отвечает нам сегодняшним днем. Она дает первый Собор в Никее в 325 году, на который были собраны Святые Отцы, чтобы уничтожить ту ересь, которую создал Арий. Что это за ересь? Касается ли она нас? Не только касается, братия, но если мы не будем исполнять заветы Церкви, и не поймем того нарушения, которое сделал Арий, мы не будем Православными Христианами. В чем же вот это «Но» Арианства?

Апостол Павел, обходя Афины, нашел жертвенник Неведомому Богу. И он, проповедуя в Ареопаге, как говорится в Деяниях Апостольских, возвестил, что этот Неведомый Бог есть Христос. И Афиняне охотно приняли это. И начали поклоняться Истинному Богу, так как проповедовал им Апостол Павел. Поклоняться Богу и признавать Его величие они могли. Но жить по Боге они не хотели, они не хотели жить так, как это требовало Евангелие. Прежде всего, у них было нарушение семейной жизни. У них было многоженство. В общественной жизни у них была страшная политическая борьба — рабство. Человек не был человеком по отношению к Создавшему его. Между людьми были отношения жуткие, рабские. И вот это желание жить по-язычески окрепло у Афинян так, что оно начало говорить и в Церкви Христовой. А как идеолог явился Арий. Что ж он говорил? Когда собрался Собор и стал обличать Ария, он говорил: Вы, Отцы, говорите: Христос есть Богочеловек. Его Божество и Человечество неизменно и нераздельно, одно в другом, нельзя сказать, что в чем. Нет разделения между Богом и Человеком. Отсюда вы делаете вывод, что Христианин должен всегда и везде быть Христианином, — и в своей семейной жизни, и в общественной жизни, всегда и везде быть Христианином. Я же говорю, сказал Арий, что Христос есть Бог и Человек, Божество и Человечество в Нем раздельны. И это дает нам право тоже разделять нашу жизнь: в религиозном отношении быть Христианином, поклоняться Христу, а в нашей частной и гражданской жизни жить так, как мы хотим, как мы и раньше жили, по-язычески. На это Святые Отцы сказали Арию: «Тогда ты, Арий, и твои последователи не могут быть христианами. Ты не понимаешь смысла пришествия Христова на землю. Христос воплотился не только для того, чтобы открыть нам истинное учение о Боге, но чтобы и жить по-Божьи. Он пришел на землю, чтобы исполнить Заповедь Любви к Богу и к ближнему. И от нас Он требует исполнения этой заповеди. И те, кто не исполняют этой заповеди, — будут язычниками и получат то, что получат язычники».

Так отвечали Арию Святые Отцы. Так говорит нам и ныне святая Церковь. Посмотрите вокруг нас, и вы увидите на самом деле все те ужасы и явления, о которых говорили Святые Отцы: вот современные войны с их бомбами, эту забытую старость, это безумие, которое творится среди молодого поколения. Ужас. Вот, чтобы избежать этих ужасов нам нужно быть Православными Христианами. А Христианин не может быть Христианин и гражданин, а должен быть и в гражданстве Христианин, то есть всегда быть только Христианином. Только тогда мы сможем приобщиться и к Вечной Жизни с радостью Божественной во Христе.

в началовверхвниз Святая Великая княгиня Евфросиния (1353-1407)

великая княгиня ЕвфросинияПреподобная Евфросиния, в миру Евдокия, была супругой св. Димитрия Донского. В 1395 г. при нашествии Тамерлана по её совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. По её указанию был написан образ Архангела Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля. После смерти супруга она фактически стояла во главе Московского княжества, являлась блюстительницей престолонаследия среди сыновей. В столице Евдокия построила большое число храмов и монастырей. За несколько недель до смерти Евдокия удалилась в Вознесенский женский монастырь (который она основала в 1387 г.), приняв монашество с именем Евфросинии. Преподобную Евфросинию Московскую стали почитать покровительницей Москвы.

Большое влияние на духовную жизнь княжеской четы оказали Свт. Алексий и преподобный Сергий Радонежский. Свт. Алексий был наставником и советником Димитрия с 9-летнего возраста. Святые Алексий и Сергий неоднократно помогали князю в государственных делах.

У Димитрия и Евфросиньи было 12 детей (8 сыновей, 4 дочери). В своей «Духовной» (завещании) св. Димитрий передал великое княжение старшему сыну Василию. Всем детям, в том числе сыновьям, он завещал после его смерти во всём слушать мать, Евдокию Дмитриевну. Известен проникновенный памятник древнерусской церковной поэзии, излагающий оплакивание княгиней Евдокией своего мужа.

в началовверхвниз Троицкая вселенская родительская суббота

В субботу пред Пятидесятницей совершается память всех усопших праотец, отец и братии наших, почему она называется родительской. Она предваряет праздник Пятидесятницы. В день Пятидесятницы Дух Святой сошёл на землю для освящения и приведения всех людей к вечному спасению. И в канун этого праздника Церковь соборно молится о том, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи всех усопших в вере, ходатайствует о собрании всех в Царство Христово, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе; но мы живые благословим Тя и молим, и очистительные молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

Вообще, как известно, субботы в Православной Церкви посвящены поминовению усопших. Связан этот обычай с мыслью о покое, упокоении ветхозаветной субботы и тем, что именно в субботу тело Господа Иисуса Христа покоилось во гробе. В Великую Субботу мы слышим: «Сия есть благословенная суббота, сей есть упокоения день». И в канун дня, посвящённого памяти Страшного Суда Церковь молится о «всех от века благочестно скончавшихся».

Молитва за усопших ― это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве. Домашняя молитва за умерших близких ― это наш святой долг. Но особую помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

По христианскому обычаю в этот день после богослужения принято посещать могилы усопших. Из любви к усопшему нужно соблюдать в чистоте и порядке его могилу - место будущего воскресения. Придя на кладбище, хорошо зажечь свечу, помолиться об умершем, вспомнить его. Если есть возможность - попросить священника совершить на могиле литию (краткую заупокойную службу).

Посмотрите, как много лежит на кладбище молодых. Многие из тех, кто ушёл преждевременно из жизни, не заботились о душе своей, думали, что всё ещё впереди, «ещё успеют» - и не подготовились к переходу в мир иной, не каялись, не исповедовались, не причащались. Тем нужнее помнить и молиться за дорогих наших усопших – и ближних, и дальних.

В эти дни многие из нас заняты своими садами, и поэтому, к сожалению, не все находят время прийти в храм помолиться именно в день родительской субботы. Но можно и накануне, в пятницу, подать записку, чтобы за наших близких помолился священник. За этим вечерним Богослужением также следует панихида по усопшим. И конечно же у нас есть ежедневная возможность домашней молитвы о ближних — усопших и живых.

Молитва об усопших:

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея или усопших раб Твоих), [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею или ими), словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.

в началовверхСвт. Феофан Затворник. Суббота. (Деян. 28: 1-31; Ин. 21: 15-25)

Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью - тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышит молитвою. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышит общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня...


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления