10.05.15-16.05.15 Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке
10 мая / 27 апреля: Апостола и священномученика Симеона, епископа Иерусалимского, родственника Господня по плоти (107). Св. Симеон был сыном Клеопы, младшего брата св. Иосифа Обручника. Он стал одним из 70-ти апостолов. После убийства святого апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского, на его место христиане избрали святого апостола Симеона. В правление императора Траяна римскому правителю Аттику донесли, что святой Симеон происходит из рода царя Давида (римляне уничтожали всех потомков царя Давида) и исповедует христианскую веру. Язычники схватили святого Симеона и после долгих мучений распяли на кресте.
11 мая / 28 апреля: Апостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра (I) и мучеников Дады, Максима и Квинтиллиана (ок. 286).
13 мая / 30 апреля: Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы.
Апостола Иакова Зеведеева (44). Св. Иаков был призван Господом Иисусом Христом к апостольскому служению вместе со своим братом апостолом Иоанном Богословом. Им и апостолу Петру Иисус Христос преимущественно перед другими апостолами открывал Свои Божественные Тайны: при воскрешении дочери Иаира, на Фаворской горе и в Гефсиманском саду. Святой Иаков, по сошествии Святого Духа, проповедовал в Испании и других странах, а потом возвратился в Иерусалим, где проповедовал Христа, обличал фарисеев и многих обратил в христианство. На него донесли Ироду Агриппе, и тот осудил св. Иакова на смерть. Даже после этого апостол смог обратить в истинную веру одного из доносчиков, который исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со св. Иаковом в 44 г. в Иерусалиме.
Святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского (1867), замечательного подвижника, аскета, духовного писателя. Святитель в последние годы жизни пересмотрел и тщательно отредактировал свои сочинения, считая их общехристианским достоянием, а себя лишь исполнителем воли Божией. Он писал: «Это не мое сочинение … Я был только орудием милости Божией к современным православным христианам, крайне нуждающимся в ясном изложении душевного христианского подвига, решающего навечно участь каждого христианина».
14/2 мая: Преп. Пафнутия Боровского (1477).
Пророка Иеремии (6в. до Р.Х.), одного из четырех великих ветхозаветных пророков. К пророческому служению был призван на 15 году своей жизни. Господь коснулся уст избранника и сказал: «Вот Я влагаю слова Мои в уста твои, поручаю тебе с сего дня судьбу народов и царств. По твоему пророческому слову они будут падать и восставать» (Иер.1:9-10). С того времени 23 года пророчествовал Иеремия, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну. В Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды предсказано пророком Иеремией: «И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь» (Мф.27:9-10).
Благоверной Тамары, царицы Грузинской (1213). Св. Тамара отличалась высоким благочестием и способствовала широкому распространению христианства по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Время царствования святой Тамары считается золотым веком грузинской истории. В 1204 г. правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин обратился к царице Тамаре с требованием принятия Грузией ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в битве близ Басиани грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Последние годы жизни святая Тамара провела в пещерном монастыре Вардзиа.
15/2 мая: Святителя Афанасия Великого, Патриарха Александрийского (373), отца Церкви и столпа Православия. 47 лет святитель Афанасий управлял Церковью, испытав за этот период много гонений и скорбей от своих противников - еретиков ариан. Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия богословского, апологетического и нравоучительного содержания. Написанное им подробное жизнеописание преподобного Антония Великого святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину.
Благоверных князей Российских, мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида (перенесение мощей, 1072 и 1115), первых русских святых, канонизованных Русской и Византийской Церквами. Святые братья являют нам образец братской любви, смирения и самоотречения. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира и их, желая занять престол, убил их старший брат Святополк Окаянный. Святой Борис был хорошим воином и воеводой, и имел все возможности занять отцовский великокняжеский престол, но отказался его занимать, а потом предпочёл дать себя убить, но не идти против старшего брата и не затевать смуту на Руси и внутрисемейную свару, где русские убивают русских, а брат - брата. Он претерпел подлое убийство, хотя и был заранее предупреждён о замысле Святополка. Так же поступил и Глеб. Святые братья сделали то, что было ново и непонятно для недавно крестившейся Руси. Они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28). Святые мученики - воины Борис и Глеб стали защитниками Руси в вечности, и не раз являли свою помощь. Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. Преподобный Нестор Летописец пишет: «Видите ли, братия, как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые». Свидетельством особого почитания на Руси Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах 12-19 веков. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей. Имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, стали излюбленными во многих поколениях русских князей.
16/3 мая: Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского монастыря (1074),основателя общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, основателя и руководителя одной из первых церковных библиотек на Руси. Св. Феодосий прославился своим аскетизмом. Он не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осуждённые всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена.
Икон Божией Матери, именуемых Яскинская-Печерская (682); «Успение» Киево-Печерская (принесенной из Царьграда в 1073), Печерская-Нерукотворенная (1085), Печерская (с предстоящими преподобными Атонием и Феодосием, 1085) и Свенская-Печерская (1288).
И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!
19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
…
29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
30 что и сделали, послав [собранное] к пресвитерам через Варнаву и Савла.
5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему.
31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И еще большее число уверовали по Его слову.
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
В 5-ую неделю по Пасхе, неделю после Преполовения Пятидесятницы мы вспоминаем беседу Иисуса с самарянкой. В кондаке мы слышим: «На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: “Приходите и зачерпните воды бессмертия!” Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: “Даруй нам милости Твои, ибо Ты — источник жизни нашей!”» В песнопениях мы слышим, что Господь подал самарянке «воду живую, изсушающую источники грехов», и она, «познав благосердие Господа», «напившись обильно водой Премудрости Божией», уверовала во Христа.
В евангельском чтении (Ин.4:5-42) мы слышим эту беседу с самарянкой.
По понятиям иудеев, самарянка была грешницей уже потому, что была самарянкой. Никто из иудеев не стал бы с ней говорить. Иудей мог находиться в дружественных отношениях с язычником, но никогда с самарянином. В иудейских судах свидетельства самарян не принимались. Но она считалась грешницей и среди самарян. Поэтому она и пришла к колодцу одна, отдельно от других. И встретила Христа, Который заговорил с ней. Господь пришёл к грешникам - ко всем нам,- а не к тем, кто в чёрствости своей считает себя праведником. И вот, самарянка-грешница оказывается готовой услышать, принять и благовествовать Христа своим согражданам (несмотря на их к себе отношение). Когда Иисус прямо говорит ей, что Он — Христос, она бежит в город, где рассказывает о Страннике, заговорившем с ней, и зовёт всех посмотреть на него. И тогда жители Сихема выходят к колодцу. Господь по их просьбе два дня пробыл в этом городе, и многие уверовали в Него.
В беседе с самарянкой Господь сказал: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24). Это значит, что всё телесное должно быть лишь средством к стяжанию духовного. От человека Спаситель ждёт не столько телесных, сколько духовных подвигов. Нам следует очищать свой ум от суетных помыслов, а сердце освобождать от похоти и лукавых страстей. И в этом нам помогает Бог, Хотящий прийти к каждому.
Мы живём в Самаре, городе, название которого созвучно Самарии (евр. Шомрон). Оглянитесь вокруг, и задайте себе вопрос о своей греховности. Эта неделя - о нас, и о том, что каждый из нас может встретиться с Богом.
По преданию, самарянку звали Фотиной (т. е. Светланой). Она стала христианкой и проповедовала Евангелие карфагенским язычникам, а в Риме обратила ко Господу дочь императора Нерона Домнину и многих других. В 66 г. она была и приняла мученическую смерть за веру.
Апостольское чтение недели (Деян.11:19-26, 29-30) рассказывает нам о возрастании и укреплении Церкви Христовой. Рассеявшиеся в результате гонения ученики Иисуса Христа повсюду несли Слово благовестия: «во-первых, иудею, потом и эллину» (Рим. 1:16; 2,10). В сегодняшнем чтении кратко рассказано о том, как Благая Весть проповедовалась язычникам в Антиохи, столице Сирии. Антиохийская Церковь была первой Церковью, состоявшей из бывших язычников. Мы слышим о успехе проповеди: «И приложилось довольно народа к Господу», «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей». Мы узнаём, что «ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». Было это в середине 40-х годов после Рождества Христова. Из Антиохийской Церкви началось победоносное продвижение христианства по всему языческому миру. Апостольское чтение особо обращает наше внимание на милосердие и взаимопомощь. Узнав о том, что скоро «по всей вселенной будет великий голод», антиохийские христиане решили собрать средства для помощи в трудные времена живущим в Иудее братьям. Также, как прежде иерусалимские верующие щедро распределяли материальную помощь нуждающимся.
Митр. Антоний Сурожский. Неделя 5-я по Пасхе. О самаряныне
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Когда Христос разговаривал с самарянкой, Его ученики дивились: как Он может говорить с чужим человеком? Но Бог есть Бог всех: всех сотворил Господь, всех объемлет Его любовь, ко всем пришел Христос, ради всех Он жил, ради всех Он умирал, для каждого Он пережил Богооставленность, и в таинственный, страшный ад каждого человека Он вошел. Ученики еще делили людей на своих и чужих; Христос всех объемлет одной любовью. И мы призваны, будучи Христовыми, так же и относиться ко всем, ради которых пришел Спаситель на землю, ради которых Отец отдал Своего Единородного Сына на смерть. Так ли мы относимся к людям? Не делим ли мы их на «своих» и на «чужих», на друзей и на врагов? Мы призваны не к друзьям Божиим, а к «врагам» Божиим идти с благовестием о спасении, с благовестием о новой жизни, которая в Боге и которая им дается.
В конце сегодняшнего Евангелия Спаситель говорит: Поля уже побелели, жатва уже готова, а делателей – мало... И когда мы оглядываемся на христианское общество, на свою Церковь и на все Церкви, которые именем Христа себя называют – и справедливо! – разве мы не ужасаемся при мысли, что нас столько, а слово Божие умирает в нашей среде? Прозвучит – и умрет, прогремит – и больше ничего не слышно... Мы призваны Христом быть Его присутствием на земле, Его свидетелями; мы призваны быть на земле как бы продолжением Его воплощенного присутствия; больше того, если можно это сказать: присутствием и Христа, и Духа Святого, живущего в нас. И что? – миллионы вокруг нас жаждут; жаждут слова истины, жаждут слова надежды, слова любви, слова веры, жаждут, чтобы к ним пришел вестник от Христа, в котором они могли бы узнать Того, Кто его послал: Спасителя, не Судью, а Друга, способного сказать Иуде самому „друг Мой”... Поля побелели, миллионы жаждут, миллионы изголодались; а мы живем замкнутой, пугливой жизнью.
Когда самарянка услышала о Христе слова, которые дошли до ее души, пролились в эту душу, как живая вода проникает в иссохшую землю пустыни, – она все бросила; она забыла, зачем пришла к колодцу; она поспешила в город, чтобы поделиться с людьми чудом: она встретила Того, в Ком она почуяла Мессию, Спасителя мира Христа. И то, что она говорила и что с ней случилось, было таково, что люди поверили ее слову и пошли ко Христу... Кто, слыша наше слово, готов все бросить, все напрасные поиски, для того чтобы прийти ко Христу, Который есть и Истина, и Путь, и Жизнь? Наше свидетельство тускло, бледно; ее свидетельство было подобно пламени; оно было прозрачно, как свет: люди слышали свидетельство и не видели женщину. Когда мы говорим, как часто люди видят только нас и не слышат слова, которое звучит, которое должно было бы прогреметь через нас, через нашу прозрачность доходить до них, как жизнь.
А затем, придя ко Христу, люди говорили этой женщине слова, к которым мы относимся часто болезненно: уже не по твоему слову мы верим, – мы сами видели!.. Как часто нам хочется, чтоб человек вспомнил с благодарностью о том, что мы его привели ко Христу, мы ему открыли дверь Церкви, мы ему дали радость, надежду, зачаток веры... С какой готовностью самарянка стала незаметной; с ней случилось то же, что было с Иоанном Крестителем: Христос вырос во весь рост перед людьми – и они забыли про Иоанна...
Подумаем и мы над нашим местом в деле спасения. Как часто я слышу людей, говорящих: почему нас мало? Почему это дивное провозглашение Православия не зажигает, не просвещает всех вокруг? – потому что мы тусклы! Потому что наше слово слабо, потому что мы боимся провозглашать всем голосом – и не голосом только, а всей жизнью – наше, или, вернее, Божие благовестие. Задумаемся же над самарянкой. Христос пришел ко всем; Он нам возвестил, что придет время, когда не тут и не там надо будет искать истинных поклонников Богу и Отцу, что те, кто поклоняется Ему, должны поклоняться Духом и Истиной. Но этот Дух, эта Истина должны просиять через нас; мы посланы в мир, мы – апостолы Христовы, мы – свидетели Его, и по нам будут судить Христа... Подумаем над нашей ответственностью, и с радостью поделимся тем богатством, тем счастьем, той верой и надеждой, тем ликованием, которые дает нам Христос. Аминь.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.