Крестовоздвиженский храм в Самаре - 19.04.15-25.04.15 Антипасха. Апостола Фомы. Красная горка
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

19.04.15-25.04.15 Антипасха. Апостола Фомы. Красная горка

 

в начало На этой седмице:

икона Божией Матери Сладкое лобзание19/6 апреля: Равноапостольного Мефодия, учителя Славянского (885). Афонской иконы Божией Матери, именуемой «Сладкое лобзание» (9в) и Озерянской (переходящие празднования в неделю Антипасхи).

Равноапостольный Мефодий20/7 апреля: Преподобного Георгия исповедника, митрополита Митиленского (после 820).

День донора. Вспомним, и помолимся о тех, кто безвозмездно сдаёт свою кровь во благо здоровья и жизни совершенно незнакомых людей. Помолимся и о врачах, которые проводят забор крови и контролируют санитарное состояние станций переливания крови.

21/8 апреля: Радоница. Поминовение усопших. На Пасху и во всю Светлую седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах не совершались заупокойные богослужения и панихиды. Для того, чтобы верующие могли должным образом помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой седмицы, Церковь установила особый день поминовения усопших — Радоницу.

22/9 апреля: Мученика Евпсихия (362).

23/10 апреля: Мучеников Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Алекандра, Феодора и иных 33 (ок. 249-251).

24/11 апреля: Преподобного Иакова Железноборовского (1442).

25/12 апреля: Преподобного Василия исповедника, епископа Парийского (после 754).

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвниз Деян.5:12-20

12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,

15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,

18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.

19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:

20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

в началовверхвниз Ин.20: 19-31

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

в началовверхвниз Неделя вслед за Светлой седмицей - день многих праздников: Антипасха, Красная горка. В этот день Церковь вспоминает уверение апостола Фомы.

В апостольском чтении недели (Деян.5:12-20) говорится о чудесном распространении веры Христовой апостолами, как несомненном доказательстве её божественного происхождения. Обыкновенные дела человеческие, встречая великие препятствия, гибнут в самом начале и уничтожаются. Разные мнения и учения земных мудрецов, как бы они ни были поддерживаемы людьми сильными и влиятельными, существуют незначительный промежуток времени; но мало-помалу теряют свою силу и значение, уступают место другим мнениям и учениям, и наконец забываются. Но не так было с учением христианским. Несмотря на вроде бы непреодолимые препятствия, встреченные им с самого начала, оно не ослабевало, а напротив более распространялось, усиливалось и утверждалось. Пусть это будет наставлением и нам, и тем, кто вновь пытается развернуть гонения на Церковь, пытается хоть как-то осквернить её, причинить хоть какое-то зло. Но по вере нашей даётся нам.

Как искали веры апостолы, и как были тверды в ней! Будем помнить слова, обращённые ко всем нам: «идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни». И помощь Божия будет с нами.

Евангельское чтение (Ин.20: 19-31) продолжает наставлять нас в необходимости свидетельства о Воскресшем Христе. Апостолы находились в смятении и недоверии к Воскресению. Они всё ещё представляли Мессию земным царём — восстановителем царства Израильского, который распространит его на весь мир. Они в отчаянии от распятия Иисуса. Они считают ложным свидетельство о Воскресении. Они не доверяют свидетельству Марии Магдалины (почему Мария, а не кто-то из близких к Учителю учеников-мужчин? Мало ли что привидится женщине), ни ученикам, встретившим Его по дороге в Еммаус (те сами сначала не узнали Христа, лишь потом «открылись у них глаза», они могли ошибиться, потому что их сердца горели). Всё не так, как ожидалось. И почему не является им? Как страшно ошибиться в самом главном в своей жизни, нужно твёрдо удостовериться и полностью принять Воскресение Христа. Вот, Он явился им. Но Фомы с ними не было.

Фома горячо любил Учителя и был предан Ему. Так, когда другие ученики отговаривали Иисуса идти в Иерусалим, Фома воскликнул: «Пойдем и мы умрем с Ним». Он, как и другие, пережил полное непонимание и разочарование в происходящем, и нуждается в твёрдом основании и понимании своей веры. Он жаждет встречи с Христом и боится нового разочарования. И вот, Христос является к нему и совершенно утверждает Фому в вере. Фома восклицает: «Господь ой и Бог мой!» - о Христе Иисусе как о Человеке и Боге.

Поведение апостола Фомы становится примером всем нам. Апостол оказывается не столько неверующим, или недоверяющим, или сомневающимся, сколько неравнодушным ко всему, связанному со Христом. Но, утверждая Фому в вере, Господь всем нам завещает: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Мы можем увидеть Господа лишь уверовав сначала и стяжав Духа Святого, как это было с многими святыми.

в началовверхвниз Архиепископ Андрей (Рымаренко). Неделя о Фоме

«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Уверение фомыЧто же значит это его «не поверю»? Неужели он мог не поверить другим одиннадцати апостолам, своим собратьям? Неужели они могли солгать ему? Ведь всю проповедническую жизнь Христову, все Его чудеса, Голгофу, смерть на кресте они пережили вместе, и вот, теперь этой радостью, которую они все испытали, они хотят поделиться с ним. Нет, это не ложь. Но Тот, Кого они видели, был ли действительно Тот же Христос? Не было ли это видение или какой-нибудь другой Христос? Не была ли это ошибка? А он боялся потерять то, что имел. Что же он имел? А вот что: за эти годы общения со Христом он впитал в себя Его учение, весь строй Его жизни и уже не мог жить по другому. Ему было больно не общаться больше лично со Христом, но он уже понимал, что Христос пришел на землю, чтобы научить нас главной заповеди Божией: любви к Богу и к ближнему, Самому совершить ее и дать нам силы, чтобы исполнять ее. В Раю первый человек исполнял заповедь Божию. Силы же для исполнения Заповеди Божией он черпал от вкушения плодов Древа Жизни. Но вот совершилось грехопадение. Был потерян Рай, было потеряно Древо Жизни, а вместе с ним и силы к богоугодной жизни. И Христос пришел, чтобы дать нам Новозаветное Древо Жизни: Тело и Кровь Свою. «Сие творите в Мое воспоминание», — сказал Он на Тайной Вечери. И Фома знал заповеди Христовы, он знал где черпать силы для исполнения их. Он жил этим. Он жил, хоть и без человеческого присутствия Христа, но во Христе. И он боялся ошибиться: вдруг ученикам явился другой Христос, не Тот, Которым он жил и продолжал жить. Вот что значит его «не поверю»! И Господь на восьмой день по Воскресении опять явился ученикам, когда и Фома был в доме, и дал ему прикоснуться к ранам Своим. И тут раздался восторженный возглас Фомы, который и ныне волнует наше сердце: «Господь мой и Бог мой»!

А вот слова Христа, которые уже относятся к нам с вами, открывая новую эпоху веры, которая пребудет уже до скончания мира: «Ты поверил, потому, что увидел Меня. Блаженны не видевшие и уверовавшие». «Сие же написано, добавляет Апостол Иоанн Богослов, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя имели жизнь во Имя Его».

в началовверхвниз Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Уверение фомы«Господь мой и Бог мой!» - воззвал св. апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. Мы говорим: «Господь Спаситель», разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения, от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: «кто меня разлучит!».

в началовверхвниз Антипасха

Слово «антипасха» означает «противопасха», «вместо пасхи», т.е. воскресный день, расположенный напротив, через седмицу после Пасхи. Этим днём завершается Пасхальная Октава (восемь дней). Это первый день, когда мы начинаем творить воспоминание Пасхи — первая малая Пасха-воскресение, которую мы имеем счастье праздновать весь год.

На Пасху было принято крестить тех, кто весь пост готовился и ожидал крещения - оглашенных. Неделю они ходили в особых белых одеждах, которые снимали на восьмой день, т.е. на Антипасху. Так заканчивались пасхальные торжества и начиналась обычная жизнь с повседневными заботами — с Причастия на Антипасху.

в началовверхвниз Красная горка

Красная горка - народное именование этого дня, одного из любимейших в народе праздников. «Красная» - значит: «красивая». В этот день с глубокой древности праздновали окончательное наступление весны.

Первая малая Пасха связана с малой Церковью — семьёй. Красная горка — самый любимый и распространённый среди православных день для венчания, для создания новой семьи перед лицом Бога. После долгого, девятинедельного перерыва, связанного с масленичной неделей, Великим постом и празднованием Пасхи, в храмах начинают совершать таинство венчания. С древности и по сегодняшний день люди специально подгадывали провести свадьбы в этот день, который считался хорошим и счастливым днём для вступления в брак. «Кто на Красную горку женился, тот век не разведётся» - гласит старая русская пословица. Сама Церковь, как Невеста, убранная для Жениха Христа, красуется великолепием пасхального наряда, священство, облаченное в «порфиру и виссон», возглашает: «сопрязи я в единомудрии, венчай я в плоть едину», лик воспевает: «святии мученицы, добре страдальчествовавшии и венчавшиеся».

В некоторых областях России праздник Красную горку называют ещё «кликушным воскресеньем». В этот день люди ходили по домам молодожёнов и выкликали молодых, говоря им поздравления и пожелания, за что получали благодарение в виде всяческого угощения.

Если уж не свадьбу играть, то хоть посвататься к любимой тоже стремились в этот день. Устраивались смотрины, засылали сватов, сговаривались, …

Красная горка, наступление весны — это ещё и день первого гуляния молодых девушек. В этот день молодёжь устраивала игры и гуляния, в первую очередь на пригорках, освободившихся от снега. Каждый парень, а особенно - каждая девица старались показать себя, блеснуть красотой и умением.

в началовверхвниз Радоница

На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Для того чтобы верующие могли помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой Седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших — Радоницу. Этот праздник отмечался с глубокой древности, причём как христианами, так и нашими предками ещё до принятия христианства.

Слово «радоница» восходит к слову «радость». Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников настраивает нас не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. В этот день мы поминаем усопших с верою в их воскресение из мертвых как членов Церкви, ибо Троица «не есть Бог мертвых, но Бог живых». Мы надеемся и радуемся их воскрешению в вечную жизнь со Христом и нашей будущей встрече в Царстве Небесном.

Перед тем, как идти на кладбище, следует посетить храм, заказать панихиду, написать записку «об упокоении», помолиться об усопших. После литургии верующие и духовенство отправляются на кладбище, где на могилах служат заупокойные литии или читают Евангелие, вознося молитвы о почивших. В воспоминание Христова Воскресения существует обычай раздавать нуждающимся на помин души крашенные яйца, куличи, разное угощение и милостыню.

Кроме радоницы, для поминовения усопших установлены Церковью и другие дни в году, Родительские субботы. Отличаются они от радоницы тем, что поминовения служатся в храмах, а не на кладбищах.

в началовверх Святитель Игнатий Брянчанинов. О загробной жизни

После многих лет отсутствия посетил я то живописное село, в котором я родился. Давно-давно принадлежит оно нашей фамилии. Там — величественное кладбище, осеняемое вековыми древами. Под широкими развесами дерев лежат прахи тех, которые их насадили. Я пришел на кладбище. Раздались над могилами песни плачевные, песни утешительные священной Панихиды. Ветер ходил по вершинам дерев; шумели их листья; шум этот сливался с голосами поющих Священнослужителей. Услышал я имена почивших — живых для моего сердца. Перечислялись имена: моей матери, братьев и сестер, моих дедов и прадедов отшедших. Какое уединение на кладбище! Какая чудная священная тишина! Сколько воспоминаний! Какая странная, многолетняя жизнь! Я внимал вдохновенным, божественным песнопениям Панихиды. Сперва объяло меня одно чувство печали; потом оно стало облегчаться постепенно. К окончанию Панихиды тихое утешение заменило собою глубокую печаль, церковные молитвы растворили живое воспоминание о умерших духовным услаждением. Они возвещали воскресение, ожидающее умерших! Они возвещали жизнь их, привлекали к этой жизни блаженство. Могилы праотцов моих ограждены кругом вековых дерев. Широко раскинувшиеся ветви образовали сень над могилами. Под сению покоится многочисленное семейство. Лежат тут прахи многих поколений. Земля, земля! Сменяются на поверхности твоей поколения человеческие, как на деревьях листы! Мило зеленеют, утешительно, невинно шумят эти веточки, приводимые в движение тихим дыханием весеннего ветра. Придет на них осень: они пожелтеют, спадут с дерев на могилы, истлеют на них. При наступлении весны другие листочки будут красоваться на ветвях, и также — только в течении краткой череды своей, также увянут, исчезнут. Что наша жизнь? Почти то же, что жизнь листка на древе!


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления