Крестовоздвиженский храм в Самаре - 12.04.15-18.04.15 Пасха. Светлая седмица
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

12.04.15-18.04.15 Пасха. Светлая седмица

 

в началоИверская икона Божией МатериСветлая седмица: сплошная седмица. Поста нет.

Икона Божией Матери Шуйская 12 апреля / 30 марта: Светлое Христово Воскресение. Пасха.

Икона Божией Матери КасперовскаяПреподобного Иоанна Лествичника (649). Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей». Его памяти была посвящена четвёртая неделя Великого поста.

13 апреля / 31 марта: Святителей Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца (1461); Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (1879).

Прав. Иосифа Прекрасного (ок. 1700 до Р.Х.). Многие эпизоды жизни праведного Иосифа прообразовали жизнь Иисуса Христа. Его мы вспоминали в Великий понедельник, и вот, вспоминаем теперь в понедельник Светлой седмицы.

14/1 апреля: Переходящие празднования во вторник Светлой седмицы: Иверской иконы Божией Матери; иконы Божией Матери Шуйской; преподобномучеников отцов Давидо-Гареджийских (17в).

Преподобной Марии Египетской (522). Памяти этой великой подвижницы была посвящена пятая неделя Великого поста.

15/2 апреля: Переходящие празднования во вторник Светлой седмицы: Собор преподобных отцов на горе Синай подвизавшихся; иконы Божией Матери Касперовской. Иконы Божией Матери, именуемой «Ключ разумения».

16/3 апреля: Иконы Божией Матери, именуемой «Неувядаемый Цвет».

17/4 апреля: Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы). Преподобных Иосифа Песнописца (883) и Георгия Малейского (9в). Священномученика Никиты Славянина, Афонского (1808).

18/5 апреля: Святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси (перенесение мощей, 1652).

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

На Пасху и во всю Светлую седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Для того, чтобы верующие могли должным образом помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших — Радоницу

в началовверхвнизИн.1:1-17

Икона Божией Матери Живоносный Источник1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Иоанн Лествичник 2 Оно было в начале у Бога.

3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.

8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.

11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.

12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,

13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,

17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

в началовверхвнизДеян.1:1-8

Иов, патриарх Московского и всея Руси 1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала

Иона, митрополит Московский и всея России 2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,

3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,

5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,

8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

в началовверхвнизПасха, светлое Христово воскресение — главный христианский праздник. В этот день каждый из нас, всё человечество, получило надежду на спасение, потому что Христос воскрес. В Пасхе - вся суть христианства, весь смысл нашей веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:14), - пишет апостол Павел. Воскресение Христово - Пасху Нового Завета - мы исповедуем в Символе Веры.

Амвросий Медиоланский пишет: «Слово «Пасха» означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви - в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной - в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1,12)».

Прав. Иосиф Прекрасный Воскресение Христово неотделимо от искупительных страданий и крестной смерти Христа Спасителя: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Об этом мы вспоминали в течение Страстной седмицы и всего Великого поста.

Празднование Пасхи продолжается сорок дней, до Вознесения Господня - столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. И в воспоминание Пасхи мы каждую неделю празднуем малую Пасху - воскресный день.

На Святую Пасху мы слышим начало книги Деяний святых апостолов (Деян.1:1-8). Воскресший Господь ещё сорок дней до Своего Вознесения наставлял апостолов. Но, чтобы стать настоящим апостолом (и настоящим христианином), надо стяжать Духа Святого. И Спаситель предрекает: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Это слова и к апостолам, и ко всем нам. Мы все получаем дар Духа Святого в таинстве Миропомазания. Это наставление о самом главном, которое следует за вразумлением: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Это призыв послужить Господу, не задавая лишних вопросов.

В евангельском чтении (Ин.1: 1-17) мы слышим учение о Боге Слове и Его воплощении: «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков», «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины». Истёк Ветхий Завет Закона. «Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина чрез Иисуса Христа». Началось время Нового Завета Благодати. Время становиться из рабов Божиих сынами Божиими по благодати.

в началовверхвнизИеромонах Мефодий. Пасха. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...»

Пасха!!! Кончилось тяжкое время торжества злобы и тьмы, загорелось Солнце Воскресения.

И ученики Христовы, испуганные, бежавшие в страшный день Распятия, со смущением и трепетом уже слышат первую весть о том, что казалось невозможным, о том, что — восстал Господь из Гроба.

И муки, и гонения, смерть мученическая еще предстояли апостолам. Но уже никогда больше не будет у них той скорби, того ужаса, которые владели душой их в ночь Распятия Христова. Ибо всякая скорбь, всякая мука и самая смерть освещаются и побеждаются светом Воскресения Христова.

И в наше время, мучительнейшее, быть может, из всех времен, среди скорби и муки так же ярко сияет свет Христов. Свет Пасхальной Радости. И каждый христианин может зажечь этой радостью душу свою в святую Пасхальную ночь, чтобы осветить ею всю жизнь свою.

«Христос царствует во веки!» — восклицали мученики христианские, идя на муки, на смерть. И среди зла, среди мрака, среди мук современного мира в навечерие Пасхи торжественно победно Возглашает святая Церковь: «Воскресни, Боже, яко Ты царствуеши вовеки!» И мы повторяем это вместе со всею Церковью.

Ибо победа наша победила мир, ибо воскрес, яко Победитель, Христос Бог наш.

в началовверхвнизСветлая седмица — так называются 7 дней празднования Святой Пасхи - от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. Каждый день после литургии совершается праздничный крестных ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола. В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды. Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10: 6). Начиная со дня Пасхи и до её отдания (на сороковой день) верующие, встречаясь, христосуются друг с другом.

Пасха!!! Некоторые пасхальные песнопения:

Тропарь: Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, а́нгели пою́т на небесе́х, и нас на земли́ сподо́би чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити.

Пасха!!! Тропарь: Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный».

Кондак: А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся! и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й Воскресе́ние.

Ипакои: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Плоды страданий Христовых Песнопение: Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су, еди́ному безгре́шному. Кресту́ твоему́ покланя́емся, Христе́, и Свято́е Воскресе́ние твое́ пое́мъ и сла́вимъ, ты бо еси́ Богъ нашъ, ра́зве тебе́ ино́го не зна́емъ, и́мя твое́ имену́емъ. прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся Свято́му Христо́ву Воскресе́нию, се бо прии́де Кресто́мъ ра́дость всему́ ми́ру. всегда́ благословя́ще Го́спода, пое́мъ Воскре́сение его́, распя́тие бо претерпе́въ, сме́ртию сме́рть разруши́ (трижды).

в началовверхвнизПасхальный огонь символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В крупных городах России, включая Самару, в православных храмах верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие возжигают от него свои свечи и многие уносят этот огонь домой. Некоторые поддерживают этот огонь до следующей Пасхи.

Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ начала новой жизни - Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что, как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо тут же стало красным. В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении, окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означала чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга. Теперь используют множество красителей, раскрашивают и разрисовывают яйца самыми разными способами, но традиционное пасхальное яйцо всегда красится луковичным пером в густой красно-коричневый цвет. Красный цвет символизирует всепобеждающую Божественную Любовь, новую жизнь, возрождение. С древности существует обычай обмениваться пасхальными яйцами, христосоваться ими, «катать яйца».

Христосование. В конце пасхальной утрени, после пения «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», все верующие христосуются, т.е. трижды целуют друг друга со словами «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» и обмениваются пасхальными яйцами. Священники, похристосовавшись между собой в алтаре, выходят на солею и приветствуют всех троекратным возглашением «Христос воскресе!», осеняя всех крестом на три стороны, после чего возвращаются в алтарь. Раньше священники христосовались с каждым из прихожан. Но теперь это соблюдается только в небольших общинах из-за большого количества прихожан. Христосоваться принято начиная с пасхальной ночи и до Вознесения. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим.16:16, 1Пет.5:14, 1Кор.16:20).

Артос. Перед окончанием пасхальной литургии освящается пасхальный хлеб - Артос. На нём изображён крест, на котором виден только терновый венец. Это символическое изображение Воскресения Христова. Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб». Другое его название - просфора всецелая.

В течение всей Пасхальной недели артос занимает в храме место рядом с иконой Воскресения Господня. На литургии в субботу Светлой седмицы читается молитва на раздробление артоса, он раздробляется и раздаётся прихожанам как святыня. В экстренных случаях артос используется как антидор («вместо причастия»). Его принято вкушать натощак при болезнях.

Артос христиане употребляли всегда. Артос - символ Иисуса Христа. Господь, обращаясь Своим ученикам не раз называл Себя хлебом. После Пасхи ученики Христа на трапезе первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на это место хлеб.

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос. В отличие от артоса, в нём присутствуют сдоба, сладость, разные наполнители. Кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают любовь и заботу Господа Иисуса Сладчайшего о каждом.

Творожная пасха - это символ Царства Небесного. Бог, обращаясь к Моисею, обещает Своему избранному народу «землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх. 2: 7). «Молоко и мёд» пасхи обозначают сладость райской жизни, вечное блаженство святых перед Престолом Божиим, пасхального веселья. На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем - символы Христа.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления