Крестовоздвиженский храм в Самаре - 05.04.15-11.04.15 Неделя ваий (цветоносная, Вербное воскресенье), Вход Господень в Иерусалим. Страстная седмица
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

05.04.15-11.04.15 Неделя ваий (цветоносная, Вербное воскресенье), Вход Господень в Иерусалим. Страстная седмица

 

в началоНа этой седмице:

5 апреля / 23 марта: Неделя ва́ий (цветоносная, Вербное воскресенье), Вход Господень в Иерусалим. На трапезе разрешается рыба. С древности принято в этот день во время богослужения держать в руках ветви. Отсюда название «Неделя ва́ий». «Ва́ии» – старославянское слово, означающее ветви. У нас принято использовать на богослужении Входа Господня в Иерусалим вербы и называть этот праздник Вербным воскресеньем. Держим мы также зажженные свечи - «знамение победы». Мы знаем о грядущих страданиях и Воскресении, и взываем Господу, как Победителю ада и смерти: «Осанна, Бог Господь, и явися нам».

Последующие шесть дней называют Великими и Страстными, и в каждый из них во всех храмах совершаются особые службы. Они посвящены воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя. Всю эту неделю полагается особенно строгий пост ради Страстей Христовых и для достойной подготовки к встрече Светлой Пасхи.

Давайте же постараемся в великие дни воспоминаний о страданиях Господа. И потом - в Светлую седмицу. И потом... Чтобы мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдал сердца наши и помышления наши во Господе.

В Страстную седмицу не бывает поминовения усопших и не совершается память святых, т.к. вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и Крестной смерти Господа.

6 апреля / 24 марта (Великий пенедельник): чудо о смоковнице. Воспоминание ветхозаветного патриарха Иосифа.

7 апреля / 25 марта (Великий вторник): Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. На трапезе разрешается елей.

В этом году Благовещение приходится на Великий вторник - один из самых главных и насыщенных глубоким духовным смыслом дней богослужебного года. В этот день Христос прямо говорит ученикам о грядущих страданиях, о Втором Пришествии и Страшном Суде, Он в последний раз проповедует в Иерусалимском храме.

В евангельском чтении дня мы слышим и Благую весть о Первом Пришествии, принесённую вестником Божиим Гавриилом: «и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус». И слышим уже слова Самого Господа о Втором Пришествии: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня ни часа, в который приидет Сын Человеческий».

Собор Архангела Гавриила8 апреля / 26 марта (Великая среда): Собор архангела Гавриила. На следующий день после великого события Благовещения мы вспоминаем того, кто был вестником, и много послужил в истории нашего спасения. Архангел Гавриил возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия, пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа, являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Девы Марии. Архангел Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня - Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Его же послал Отец для укрепления Сына во время Его молитвы до кровавого пота в Гефсиманском саду, когда Иуда привёл стражу, чтобы взять Господа. От него жены-мироносицы услышали радостную весть о Воскресении Христовом.

В этом году Собор архангела Гавриила приходится на Великую среду, когда мы славим веру и любовь ко Господу женщины, бывшей грешницы, и порицается предательство Иуды.

Так в один день мы вспоминаем, что перед нами многократно в жизни встаёт выбор между верой и любовью — и предательством, и мы сами должны этот выбор делать. И вспоминаем также заботу о нас Сил Небесных в течение всей жизни: в благовестии и в пути на крест. Наш Ангел-хранитель будет помогать нам в правильном выборе всегда.

9 апреля / 27 марта (Великий четверг): Воспоминание Тайной Вечери.

10 апреля / 28 марта (Великая пятница): Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

11 апреля / 29 марта (Великая суббота): Воспоминание погребения Господа Иисуса Христа.

В этом году на Великую пятницу приходится Международный день движения сопротивления фашистам (10 апреля), а на Великую субботу Международный день освобождения узников фашистских концлагерей (11 апреля). Мы вспоминаем святые спасительные Страсти Господни, и вспоминаем страдания тех, кто боролся со злом фашизма. Мы вспоминаем схождение Господа во ад, чтобы спасти страждущих праведников, и вспоминаем спасение узников фашизма. Это очень злободневно теперь, когда фашизм снова набирает силу по всему миру, и в том числе в близком нам народе.

в началовверхвнизФлп.4:4-9

4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,

7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами.

в началовверхвнизИн.12:1-18Заголовок 2.

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,

11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

в началовверхвнизНеделя ва́ий (цветоносная, Вербное воскресенье), Вход Господень в Иерусалим. Вся Святая Четыредесятница была временем подготовки к этой - Страстной седмице. Всю эту седмицу христиане проводят в посте и молитве. Всю седмицу мы вспоминаем последние дни земного пути Господа, Его вольные страдания, смерть на кресте и погребение.

И апостольское чтение (Флп. 4: 4-9) укрепляет нас в этом сопереживании, в посте и молитве, в памяти о Господе: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь». «Господь близко» - напоминает ап. Павел.

Евангельское чтение недели (Ин.12:1-18) рассказывает о событиях непосредственно предшествующих страстной Седмице. Мария, сестра Лазаря, помазала ноги Иисуса миром и отёрла их волосами своими. Этим она выразила свою великую любовь, преданность и благодарность Ему и предварила помазать тело Его к погребению. Затем в евангельском чтении рассказывается о торжественном входе Господа в Иерусалим. Апостолы и народ всё ещё чают сделать Христа своим земным царём. Это ожидание ещё более укрепилось воскрешением Лазаря. И первосвященники уже решили убить и Его, и Лазаря. Иуда уже решил Его предать. Народ восклицает: «Осанна! благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев». А Иисус знает, что через несколько дней этот же народ будет кричать «распни Его!», Он скорбит и плачет о всех людях и о гибели Иерусалима. В том числе скорбит о Иуде, первосвященниках, фарисеях. Близящиеся телесные страдания Господи — лишь небольшое дополнение к Его душевным страданиям о людях, о всех нас.

Этот праздник вольного входа Господа на страдания нас ради вводит нас в сопереживание Господу, и мы знаем, что этот вход ведёт нас вслед за Господом через Страсти Господни к празднику праздников — Пасхе. Сподоби нас, Боже, уподобиться Марии в её вере и любви, в её стремлении выразить веру и любовь, следуя в воспоминании и переживании от Его торжественного Входа, переполненного ликованием и скорбью, через Его страдания и смерть к Его Воскресению.

в началовверхвнизСинаксарь в неделю Ваий. Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим Стихи:

Неба Творец, на oсленка воссев,

От бессловесия смертных избавить стремится.

По воскрешении из мертвых Лазаря многие, увидев происшедшее, уверовали в Христа. И собранием иудеев вынесено было решение и Христа убить, и самого Лазаря. Иисус уклоняется от ищущих Его, давая место их злобе, иудеи же прилагают старание к тому, чтобы умертвить Его в праздник Пасхи. И уделив продолжительное время бегству, пришел Иисус, как говорит евангелист, в Вифанию, где находился умерший и воскрешенный Лазарь. И когда была трапеза, то и Лазарь с Ним ел, а сестра его Мария возлила миро на ноги Христовы.

Наутро посылает Он учеников Своих привести ослицу и осленка. И вот, Имеющий престолом небо вступает в Иерусалим, восседая на молодом осле. А дети евреев и сами они метали пред Ним свою одежду и пальмовые ветви, которые срезали. Другие же в руках их несли и, следуя за Ним, возглашали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне Царь Израилев!» А произошло это оттого, что язык их был приведен в движение Духом Святым ради хвалы и славы Христа. Ведь вайями, то есть ветвями (ибо вайями называются у евреев молодые ветки) прообразовательно являли они Христову победу над смертью. Ибо обычаем было приветствовать победителей в состязаниях или битвах ветками вечнозеленых деревьев и в торжественном шествии сопровождать. Осленок же нас прознаменовал – народ из язычников, воссев на который и на нем упокоившись, Христос, как трофеями почтенный Победитель, провозглашен был всей земли Царем.

О празднике этом и пророк Захария говорил: «Радуйся весьма, дочь Сиона! Вот Царь твой грядет к тебе кроткий и воссевший на ослицу и молодого осла, сына подъяремной» (ср.: Зах.9,9). Также и Давид о детях сказал: «Из уст младенцев и ссущих совершил еси хвалу» (Пс.8,3).

Но евангелист говорит, что когда Христос входил, то Иерусалим содрогнулся. И толпа, подученная первосвященниками отомстить Христу, искала Его убить, а Он ускользал, то таясь, то появляясь вновь и обращаясь к ним в притчах.

По неизреченному Твоему милосердию, Христе Боже, победителями нас над неразумными страстями соделай, непреложную победу Твою над смертью, светозарное и живоносное Воскресение видеть сподоби и помилуй нас.

в началовверхвнизБлаговещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Евангельское чтение (Лк.1:24-38):

Благовещение Пресвятой Богородицы24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Тропарь: Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопим: радуйся, Благодатная, Господь с тобою

Кондак: Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная

Величание: Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

в началовверхвнизИеромонах Мефодий. Благовещение: Архангельский глас

Благовещение это день, в который для мира открылись двери спасения.

Быть спасенным, значит, — быть с Богом, ибо вне Его нет и не может быть истинной жизни. И в этот день миру возвещается благая весть, что Бог восхотел стать человеком для того, чтобы человека приблизить к себе. «Великая благочестия тайна — Бог явился во плоти», свидетельствует апостол Павел. И именно — «тайна благочестия», потому что для плотского, плененного суетой и грехом ума закрыты тайны божественные.

«Человеческая душа по природе христианка», — говорил один учитель христианской древности. Поэтому каждый праздник, каждое событие, воспоминаемое Церковью, созвучны нашей душе, находят в ней живой отклик.

Праздник Благовещения Пресвятой Девы, кроме первого своего смысла — возвещения миру великой благочестия тайны, есть по преимуществу праздник чистоты. И этой своей стороною обращен он к сокровенным сердца человеческого. Как низко ни падал бы человек, какие бы тернии греха не сплетались в душе его, всегда живет в ней образ святой чистоты. Тоскует и томится по нему душа, хотя часто и не сознавая того и по-прежнему в жизни своей глубинами работая греху.

На путь очищенного и просветленного духа, грядущего к Богу по извилистым земным путям, зовет нас нынешний праздник, и как «теплую Заступница мира холодного» в жизненной борьбе дает он нам Преблагословенную и Пречистую Деву Марию.

И в этот день открывается нам возможность обратиться к нашей жизни со всеми ее грехами и немощами. Мысль о грехах и скорбь о них не страшны для Христианина, если к покаянию ведут его. Ведь покаяние смывает и уничтожает все, что становится между Богом и человеком.

Да будет же праздник Благовещения благою вестью и для нашей души, которой всегда открыты спасительные двери покаяния и путь к святой чистоте, прославляемой ныне Церковью в Образе Благословенной Девы.

в началовверхСтрастная седмицаСвт Феофан Затворник. Страстная седмица

Понедельник. (Мф. 24: 3-35). Господь идет на вольную страсть. Надобно и нам сшествовать Ему. Это долг всякого, кто исповедует, что силою страстей Христовых стал он тем, чем теперь есть, и кто надеется еще получить нечто столь великое и славное, что и на ум-то никому придти не может. Как же сшествовать? Размышлением, сочувствием. Иди мыслию вслед страждущего Господа, и размышлением своим извлекай из всего такие представления, которые могли бы поражать сердце и вводить его в чувство страданий, перенесенных Господом. Чтобы последнее совершилось успешнее, надо себя самого сделать страдающим чрез чувствительное умаление пищи и сна, и увеличение труда стояний и коленопреклонений. Исполни все, что делает св. Церковь, и будешь добрым сшественником Господу на страдания.

Проклятие смоковницыВторник. (Мф. 24:36-26:2). Ныне народ, священники и власти Иудейские в последний раз слышат слово Господа в храме. И оно было всеобъятно; оно обнимало все прошедшее, настоящее и будущее.

Притча о 10 девахВопросом об Иоанне Господь дает уразуметь, что Он истинный Мессия; притчею о двух сынах внушает, что иудеи будут отвергнуты и на место их призваны язычники; притчею о виноградарях сказывает им, что отверженных ожидает погибель; притчею о браке сына царева учит, что и из пришедших к Нему не все будут достойны, и окажутся такие, которых праведно будет извергнуть вон во тьму кромешнюю; ответами на вопросы о дани кесарю и о первой заповеди, равно как обличительною речью определяет характеристические черты спасительной жизни; наконец, особо ученикам предсказывает горе Иерусалиму и открывает тайну второго Своего пришествия.

Достаточно было только выслушать все это со вниманием, чтоб увериться, что Он есть истинный Спас миру — Христос, и покориться Его заповедям и учению. И до сих пор прочитывание глав Евангелия о всем бывшем в этот день есть самое действенное средство к тому, чтобы оживлять веру в Господа, и, восставляя в христианине сознание, чем он должен быть и чего ждать, возгревать ревность и являть себя исповедующим Господа не языком только, но и делом.

Великая СредаСреда. (Мф.26:6-16). Умолк Господь в среду и четверг до вечера, чтобы в вечер этот излиться речью с учениками и к ученикам, — речью, подобной которой ничего нет во всех писаниях не только человеческих, но и Божеских.

Предательство ИудыНыне, по указанию Церкви, слышим только из уст Господа, чтоб не мешали мазать Его миром, потому что это служило Ему приготовлением к смерти. У Него пред очами уже только смерть, — заключительное таинство Его пришествия на землю во спасение наше.

Углубимся и мы в созерцание этой таинственной смерти, чтобы извлечь оттуда благонадежие спасения для душ наших, обремененных многими грехами, и не знающих, как обрести себе покой от томлений пробудившейся совести и сознания праведности суда Божия над нами, грозного и неумытного.

Вечеря ГосподняЧетверг. Благовещение и установление таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, — тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистыя Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинною материю своею, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровию, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей Ее.

Великая ПятницаПятница. Распятие Христа Господа и собор архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил — всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово — радость и отрада всех грешников. Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит пред Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение — в крестной смерти Господа. На кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования. С созрением этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест — источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость.

Великая СубботаСуббота. (Рим. 6: 3-11; Мф. 28: 1-20). Господь спит во гробе телом, душою же сошел Он в ад и находящимся там духам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, — все веровавшие прилепились к Нему, и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большего совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления