Крестовоздвиженский храм в Самаре - 29.03.15-04.04.15 Неделя Марии Египетской. Седмица Ваий
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

29.03.15-04.04.15 Неделя Марии Египетской. Седмица Ваий

 

в начало На этой седмице:

Алексий человека Божий29/16 марта: Преподобной Марии Египетской (переходящее празднование в 5-е воскресенье Великого поста).

Кирилл Иерусалимский30/17 марта: Преподобного Алексия, человека Божия (411). Преподобного Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1483).

31/18 марта: Святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского (386).

2 апреля / 20 марта: Мученицы Фотины (Светланы) самарянки и сыновей ее мучеников Виктора, нареченного Фотином, и Иосии, и с ними мучениц Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мученика Севастиана (ок. 66). Святая мученица Фотина была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева (Ин. 4, 5-42).

4 апреля / 22 марта: Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря.

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в начало вверхвниз Евр.9:11-14

11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,

12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,

14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

в начало вверхвниз Мк. 10: 32-45

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:

33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,

34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35 [Тогда] подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня [зависит], но кому уготовано.

41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою;

44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

в начало вверхвниз Прп: Гал. 3: 23-29

23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере.

24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;

25 по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя.

26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;

27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

в начало вверхвниз Прп: Лк. 7:36-50

36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром

38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,

42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла;

45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;

46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

в начало вверхвниз Пятое воскресенье Великого Поста названо в честь Марии Египетской. Мы её славили и в предыдущее воскресенье. А на утрене четверга совершалось продолжительное и величественное стояние Марии Египетской. Прп. Мария Египетская стала образцом истинного покаяния и примером неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Да укрепит её подвиг нас при вступлении в последнюю неделю поста.

Евангельское чтение преподобной (Лк. 7, 36-50) в образе грешницы, принесшей алавастровый сосуд с миром помазать ноги Иисуса, показывает пример слёзного крещения. Слёзное крещение - это крещение покаянием, сердечным сокрушением и плачем о грехах своих в уповании на милосердие и человеколюбие Божие. Всем существом почувствовав свою нечистоту и недостоинство перед Спасителем, грешница умилилась сердцем, и слёзы сокрушения, любви и упования неудержимо хлынули из глаз её, обливая ноги Спасителя. И пока она отирала волосами ноги Господа, лобызала и намащала их благовониями, душа её очистилась и обновилась. И Христос сказал присутствовавшим: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». И, обратившись к ней, сказал: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром». Такова сила кающейся любви к Богу в ответ на Божественную любовь к человеку.

Апостольское чтение (Евр.9:11-14) говорит о Христе как о Первосвященнике, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу». В наше искупление Он принёс Свою Кровь — величайшая жертва, которая может быть принесена только однажды и на веки.

В евангельском чтении (Мк.10:32-45) мы слышим, как Иисус Христос предсказывает Своим ученикам об этой Своей будущей жертве, о Своих добровольных страданиях, смерти и Воскресении. И в это время апостолы Иоанн и Иаков ищут первенства перед другими во славе Его. Они высказывают готовность следовать за Ним в Его страданиях и смерти, пить чашу Христову и креститься крещением Его. Они ещё не понимают слов Иисуса, не понимают, что Его ждёт. Это та чаша, о которой говорит Спаситель в гефсиманском молении, и крещение Крестом. И тогда Господь наставляет Своих учеников о истинном пути к славе Его. Этот путь заключается в служении ближним по примеру Иисуса Христа и из любви к Нему: «кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Что же делает нас великими и славными в царстве небесном? Любовь, которая учит нас преодолевать страдания. Страдание, которое делает нас смиренномудрыми. Смиренномудрие, которое побуждает нас служить ближним.

в начало вверхвниз Седмица Ваий и Лазарева Суббота

Седмица называется седмицей Ваий, т.е., ветвей. Все её дни носят название: «понедельник ваий», «вторник ваий» и т.д. Вся седмица по устроению и содержанию богослужения устремлена к Лазаревой Субботе и следующей за ней Неделе ваий - Входу Господнему в Иерусалим. Эти два праздника тесно соединены, имеют общий тропарь и другие общие особенности.

Пятница Ваий - конец Великого Поста. В этот день несколько раз поётся: «Душеполезную совершивше четыредесятницу...», т.е. уже окончив время св. Четыредесятницы, которая должна была принести пользу душе, «...и Святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». Мы уже стоим в преддверии Страстной седмицы.

В Лазареву Субботу мы вспоминаем чудо воскрешения Христом праведного Лазаря, которое совершено в удостоверение будущего воскресения всех умерших (Ин.11:1-45).

Господь знал, что Лазарь болел и умер. Но Он пришёл только на четвёртый день после смерти Лазаря. Все это переживается и является в богослужении уже с первых дней седмицы: «Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы» - вчера и сегодня уже болеет Лазарь, и Христос об этом знает, потому что ему сообщили родственники... В среду мы слышим: «Днесь издше Лазарь» - сегодня умер Лазарь. И наконец: «Днесь Лазарь умерый погребается» - вот уже полагается во гроб.

Многие иудеи, услышав о воскресении Лазаря, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. После воскрешения святой Лазарь жил еще 30 лет, епископствовал на острове Кипр, где распространял христианство, и там же мирно почил.

Лазарева Суббота знак будущего нашего воскресения в воскресении четверодневного Лазаря.

в начало вверхвниз Епископ Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 5-я Великого поста (Лк. 7: 36-50).

Предстоим мы с вами пред Господом в недугах наших. Где искать нам выздоровления? На этот вопрос отвечают нам евангельское чтение и жизнь Марии Египетской: в покаянии. А что такое покаяние? Покаяние, исповедь, это — суд над собой пред лицом Божиим. Этот суд над собой восстанавливает в нас гармонию разума с сердцем, обращенным к Господу, и создает волю, способную справиться со своими внутренними врагами, — со своими недостатками и грехами.

Вводя нас в 6ую седмицу Великого Поста, устами Церкви говорит нам Господь: «Нет греха человеческого, который превозмог бы милосердие Божие, кроме греха нераскаянного», и подтверждает это евангельским повествованием о возрождении порочной женщины и примером жизни Марии Египетской.

Мария ЕгипетскаяНе искренно, из любопытства приглашает к себе Иисуса Христа Симон фарисей. Это видно из того, что он не соблюл обычных правил гостеприимства, которые обязывали хозяина встретить гостя целованием, омыть ему ноги и доставить ему все необходимые удобства. Во время пиршества двери дома на востоке не закрывались, каждый посторонний мог войти в дом, постоять и посмотреть на пирующих. И вот, во время трапезы вошла в дом Симона, известная в той местности своей порочностью, женщина, присутствие которой было противно хозяину дома. С сосудом многоценного мира подошла она к Тому, Которого искала душа ее и стала позади Христа.

Слушая Его наставления, она размышляла о своем глубоком падении, о своей позорной жизни. И стала плакать. Ее слезы падали на босые ноги Христа, к которым она склонялась все ниже и ниже, стараясь как бы скрыть свой стыд. Фарисей с ужасом отскочил бы от одного лишь прикосновения подобной женщины, стал бы в семи водах омываться от полученного осквернения. Женщина внутренне чувствовала, что Христос не поступит с ней так, она чувствовала, что безгрешности свойственно сочувствие, а не осуждение и самопревозношение.

Слыша прежде слова Иисуса: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас», она подвинулась к Нему ближе и, опустившись на колени, своими длинными волосами вытирала ноги Христа, омоченные ее слезами, покрывая их поцелуями и, наконец, умащая драгоценным, благоухающим миром. Это было выражением мольбы о милости со стороны сокрушенной сердцем женщины.

Ее вид, обильно текущие слезы, принесение в жертву драгоценного мира, казалось, должно бы вызвать в самом каменном сердце жалость и сочувствие. Но не коснулось все это сердца хозяина дома — фарисея, человека внешней, фальшивой праведности. — «О, если бы Иисус был пророк, Он знал бы, что это за женщина, и с презрением бы оттолкнул ее», — так подумал Симон фарисей.

Зная сердце и мысли человека, Христос обличил Симона. — «Видишь ли ты эту женщину?» — указывая на робко сидевшую на полу недавнюю грешницу, — сказал Христос Симону: «Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами омыла Мои ноги и отерла волосами головы своей; ты целования Мне не дал, а она не перестает целовать Мои ноги; ты головы Моей маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому говорю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много».

И затем, обращаясь уже не к Симону, а к бедной грешнице, Спаситель со властью сказал ей: «прощаются тебе грехи... вера твоя спасла тебя, иди с миром». И мир и радость воцарились в душе ее. Великая грешница освободилась от рабства греху, стала на путь чистоты и святости.

Таков, дорогие мои братья и сестры, плод покаяния, плод принятия в сердце и в ум Слова Божия, чрез прикосновение ко Христу.

Сказанное еще более подтверждается ярким примером жизни Марии Египетской. В ее жизни невольно обращаешь внимание на две противоположности, а именно, на глубину ее греховного падения и на высоту ее духовного взлета, благодатного восстания. В 12-летнем возрасте покидает Мария родительский дом, уходит в г. Александрию, и там многие, многие годы проводит в порочной жизни. Волна верующих, волна паломников, направлявшихся во св. Град Иерусалим к празднику Воздвижения Креста Господня, приводит и ее во св. Град, где она продолжает свою порочную жизнь. Но вот, следуя за потоком паломников, направляется она в храм Гроба Господня. Но... несмотря на многия попытки и усилия, она не может войти в храм. Неведомая сила не позволяет ей переступить порог храма. Но вот, подняв глаза, Мария видит над входом в храм икону Богоматери, Пречистой Девы. Заглянула она в свою душу и поняла, что она падшая и потому не смеет войти в храм. Став в стороне, Мария возносит Богу, чрез Пречистую Деву, покаянную молитву, обещая измениться. После этой молитвы, легко войдя в храм, она упала пред Крестом Господним, помолилась, поцеловала Животворящий Крест, вышла из храма и направилась к реке Иордан. Омывшись в водах Иордана, Мария идет в храм св. Иоанна Крестителя, там причащается св. Таин Христовых и уходит в пустыню, где в посте и молитве проводит около 40 лет, всю свою остальную жизнь, — «яко солнце просиявши, всем согрешающим наставницей явися». В мире и радости о любви Божией к человеку протекала ее жизнь.

Такова, дорогие мои, сила подлинного покаяния: оно заглаживает грехи и может вознести кающегося грешника на высокую степень совершенства. В чем да поможет и нам Господь по молитвам преподобной Марии Египетской. Аминь.

в начало вверхвниз Свт Феофан Затворник. Неделя 5-я Великого Поста Лазарева суббота (Евр.12:28-13:8; Ин.11:1-45).

Воскрешение ЛазаряУ кого есть Марфа трудолюбивая - всестороннее доброделание, и Мария, сидящая при ногах Иисусовых, - внимательное и теплое ко Господу обращение всем сердцем, к тому Сам приидет Господь и воскресит Лазаря его - дух, и разрешит его от всех уз душевно-телесности. Тогда начнется у него истинно новая жизнь, в теле бестелесная и на земле неземная. Это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения и с телом!

в начало вверх Митрополит Владимир (Сабодан). Я с вами

Господь наш Иисус Христос неоднократно предсказывал о Своих страданиях: "Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет" (Мк. 10,33-34). Так Он заранее говорил о Своем уничижении и о грядущей чаше страданий, которую Он испил за род людской.

Вся жизнь Христа Спасителя — это служение спасению людей. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10,45). Он и ныне очищает и возраждает нас в святом Крещении, освящает благодатию Святого Духа в Миропомазании, священнодействует в Литургии, как вечный Первосвященник, принимает нашу Исповедь и разрешает грехи в Таинстве Покаяния, просвещает, пасет и руководствует в священстве, благословляет супружеский союз к благословенному рождению и воспитанию детей в Таинстве Брака, как Врач душ и телес, врачует наши немощи в Таинстве Елеосвящения. Он невидимо присутствует с нами, по собственному Его обещанию: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них... Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 18,20; 28,20).

У нас теперь Великий Пост. Пост освящен Спасителем, постившимся сорок дней и ночей. Словом и примером Господь узаконил Пост. Пост и молитва есть верное оружие против диавола и многострастной плоти. Постом и молитвою готовимся мы к встрече страстных дней. Страсти — это спасительная жертва нашего Господа, завершившаяся Его смертью на Кресте, перед которой Он сказал: «Совершилось!» (Ин.19,30). Все Господь сделал и продолжает делать для нашего спасения. В Божественной Литургии Он ежедневно преподает верным Свое пречистое Тело и животворящую Кровь во оставление грехов, во исцеление души и тела, в жизнь вечную.

Христос с нами во все дни. Он служил и служит нам. По Его примеру мы должны служить друг другу любовью. Все мы во Христе — члены одного тела, братья друг другу, и потому по вере, по долгу, по убеждению ума и сердца должны служить друг другу, жить не только для себя, но и для других: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим.15,1-2).

Служение ближним не может быть без самоотвержения и креста. На добро люди чаще всего отвечают злом и неблагодарностью. Но чей крест был тяжелее Креста Христова? Пример Господа Иисуса, ради нас истощившего Себя, да послужит нам помощью и побуждением к самоотверженному служению благу других. Аминь.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления