22.03.15-28.03.15 Неделя Иоанна Лествичника
22/9 марта: Преподобного Иоанна Лествичника (переходящее празднование в 4-е воскресенье Великого поста). Святых 40 мучеников Севастийских (ок. 320).
24/11 марта: Святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца (1458). Он сочетал административный талант с полнейшим бескорыстием и глубоким христианским смирением. Много потрудился святой Евфимий для построения и возобновления храмов, особенно после опустошительных пожаров 1431 и 1442 гг. Ревностный к славе Божией, святитель Евфимий заботился также и об умножении духовных книг.
25/12 марта: Святителя Григория Двоеслова, папы Римского (604). Свт. Григорий оставил после себя многочисленные творения. После появления его книги «Беседы, или диалоги, о жизни и чудесах италийских отцов» Святителя стали называть «Двоесловом», то есть «ведущим диалог, собеседником». Особенной известностью пользуется его «Правило пастырское» (или «О пастырском служении»). В этом творении святитель Григорий всесторонне описывает образ истинного пастыря. Свт. Григорий, в т.ч., составил чин Литургии Преждеосвященных Даров. Утвержденный Шестым Вселенским Собором, этот чин был принят всей Православной Церковью.
Преподобного Симеона Нового Богослова (1021). Только три человека удостоились в Церкви высокого именования богословами: апостол Иоанн Богослов, свт. Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов.
26/13 марта: Стояние Марии Египетской. В среду на вечерне (относящейся к четвергу), кроме обычных стихир на Господи воззвах, читаются ещё 24 покаянные стихиры (творение св. Андрея Критского), имеющие одно окончание: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя, которое поётся хором. На утрене читается полностью Великий канон св. Андрея Критского, тот, который по частям читался в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов. В этот четверг совершается Литургия Преждеосвященных даров. Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. Мария Египетская из бездны порока взошла путём покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам. Преподобной Марии посвящено 5-е воскресенье Великого поста.
27/14 марта: Преподобного Венедикта Нурсийского (543). Икон Божией Матери Феодоровской-Костромской (1613), и Себежской, именуемой «Умиление» (Псковской) (1634).
28/15 марта: Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста).
И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!
13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.
15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
20 И привели его к Нему. Как скоро [бесноватый] увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
21 И спросил [Иисус] отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
22 и многократно [дух] бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
28 И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
3 Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
4 Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,
5 и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
9 Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
В четвёртое воскресенье Великого Поста Церковь прославляет преподобного Иоанна Лествичника. Его «Лествица» (т.е., лестница) — «путь деятельного восхождения», обращение от соблазнов мира сего к единому истинному сокровищу — Христу. Евангельское чтение преподобному (Мф.4:25-5:12) напоминает нам такую лествицу в кратком виде - в виде заповедей блаженства.
Апостольское чтение (Евр.6:13-20) укрепляет нас в терпении и подвиге поста, напоминая ο клятвенном обетовании Божьем, пo которому все народы земные, уверовавшие в Иисуса Христа, несомненно получат благословение Божье и вечное спасение. Наш Предтеча и Первосвященник на этом крестном пути спасения — Сам Иисус Христос.
Евангельское чтение (Мк.9:17-31) рассказывает об исцелении Господом отрока, одержимого духом немым. Как повествует Евангелие, ученики Иисуса Христа не могли изгнать нечистого духа. На их вопрос — почему — Спаситель сказал, что «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Поэтому и святые подвижники для очищения от страстей посвящали свою жизнь преимущественно посту и молитве.
Мы уже преодолели половину поста и продолжаем упражняться в посте и молитве. Но далеко ли мы продвинулись по лествице веры и добродетелей на нашем пути к Богу? Сознавая слабость нашу, обратимся же к Богу со словами несчастного отца одержимого отрока: «верую, Господи! Помоги моему неверию», которые мы слышим в евангельском чтении недели.
Заканчивается евангельское чтение словами Иисуса Христа: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет».
Митрополит Владимир (Сабодан). Пост и молитва
Сегодняшнее евангельское повествование говорит о милости, которую Господь проявил к одному несчастному юноше, одержимому бесом немоты и глухоты. Пока Христос молился, отец несчастного обратился к Апостолам с просьбой помочь его горю, но Апостолы ничего не смогли сделать. Когда Христос спустился с горы, плачущий отец приступил к Нему. Христос спросил отца: имеет ли он веру? Отец ответил: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк.9,24). По вере отца Господь исцелил больного юношу, изгнав из него нечистого духа. На вопрос Апостолов: почему они не смогли исцелить юношу, Христос ответил, что такой род болезни исцеляется только молитвою и постом.
Не случайно в дни Великого Поста святая Церковь предлагает нашему вниманию именно это евангельское повествование. Дни святого Поста она определяет для нас как дни врачевания наших душ и телес. Своими молитвами, учением и Таинствами Церковь исцеляет нас, изгоняя из нашего сердца всякую нечистоту, гнездящуюся в нем и терзающую нас.
Благодарение Богу, мы с вами не одержимы бесом, мы сравнительно здоровы, если можем приходить в святой Храм, чтобы здесь молиться Богу и прославлять Его милосердие. Однако каждый из нас одержим постоянным недугом, мучающим нас, грехом. И избавиться от этого недуга можно только Постом и молитвой. А избавиться необходимо, потому что грех омрачает в нас образ и подобие Божие, потому что грех разрушает нашу душу и тело, заслоняет от нас свет Христов и правду жизни, потому что грех лишает нас человеческого достоинства.
Что говорить о самих грехах, их так много и они так знакомы каждому из нас своей горечью и разрушительными последствиями. Все это мы знаем, ощущаем и переживаем, а вот на то, чтобы побороть грех, не допустить его зарождения, остановить его развитие, искоренить в себе злые греховные привычки и пороки, у нас не хватает силы и мужества.
Грех, как тяжкий и пагубный недуг, приходит от диавола. В нашей слабости диавол находит для себя силу. Победить эту силу можно только молитвою и Постом. Святые Отцы говорят, что молитва и Пост — это два крыла, благодаря которым душа человека может возноситься над жизненной суетой, может устремляться горе, к общению с Богом. В эти дни Церковь предлагает нам окрылиться молитвою и Постом, дабы, избегая всякого искушения и падения, достигать вершин святости, возноситься к Богу.
Две добродетели, о которых мы ведем речь и благодаря которым можем возлететь от юдоли земной в обители Царства Божия, не даются так легко. Пост и молитва — это большой труд, целожизненный подвиг. Но без труда ничего не дается человеку в жизни, без труда не дается и дело спасения. Господь благословил людей на труд. Господь помогает человеку в его трудах, венчает успехом всякое доброе начинание. Его помощь да будет с нами в дни святого Поста, в деле нашего покаяния, в подвиге Поста и молитвы.
Если мы ослабеваем в подвиге, значит слабеем в вере. Но и здесь помощник нам — Господь, у Которого надо просить спасительного дара словами скорбного отца: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Аминь.
Святые сорок мучеников Севастийских: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Флавий, Аетий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий. Они приняли смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, ныне на территории Турции) при Ликинии. Воины были христианами, родом из Каппадокии (ныне на территории Турции) и служили под началом язычника Агриколая. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. После попыток склонить воинов к отречению от веры, они были преданы суду. Судил их сановник Лисий. Воины усердно молились и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Это слова Спасителя (Мф.10:22; Мф.24:13; Мк.13:13). И в ночь перед кончиной: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
Стояла зима, был сильный мороз. Воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить их волю, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лёд растаял, и вода в озере стала тёплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал 39 венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
Наутро истязатели увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников после их смерти сожгли, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.
Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.
Пост - не мученичество, и должен быть радостью, а не мучением. Но те же слова Спасителя - наставление и всем нам: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Начинается пятая седмица поста, бо́льшая часть поста позади. Кто-то отпадёт, а кто-то присоединится.
Этот день в память о мучениках называли Со́роки, Сорок сороко́в, а также Жа́воронки. Он считался днём второй встречи весны (первая была на Сретение, третью ждали на Благовещение). «На Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». На Сороки, по поверью, из-за моря прилетали 40 разных птиц. А предвестниками весны были жаворонки. Хозяйки загодя выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, 40 штук — по числу погибших мучеников.
Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы
Это единственный предусмотренный Уставом случай соединения обычной службы с акафистом и единственный предусмотренный Уставом акафист. Акафист в переводе с греческого языка означает неседален, им обозначается песнопение, во время которого нельзя сидеть.
Празднование установлено в 9 в. за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов, совершённое, благодаря заступничеству Богородицы. Впервые акафист читался ночью в Влахернском храме после чудесного избавления города от неприятельского флота, осаждавшего город в 860 году. Флот уничтожила буря, поднявшаяся после того, как в море опустили Ризу Пресвятой Богородицы. Покровительство Константинополю было явлено ещё несколько раз в последующие годы. В честь этого Церковь установила ежегодно совершать торжественное молебное пение Богоматери, даровавшей победу христолюбивому воинству. Это благодарственное Служение стало совершаться в субботу 5-ой седмицы Великаго Поста. Акафист читается на утрени, т. е., в пятницу вечером.
Основная тема акафиста - Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. Благовещение вообще в древности считали Господским праздником - днём Воплощения.
Акафист состоит из четырёх частей по три икоса и три кондака каждая. После каждого икоса поётся: «Радуйся, Неве́сто Неневе́стная», после каждого кондака: «Аллилуия». Акафист поётся на утрене субботы, которая служится в пятницу вечером. Читается иереем на середине храма перед иконой Пресвятой Богородицы. В начале каждой части акафиста поётся 1-й кондак «Взбранной Воеводе...», который изначально являлся именно частью акафиста. При этом отверзаются царские врата, через которые выходят священнослужители. По прочтении каждой части акафиста священнослужители уходят в алтарь, и царские врата затворяются.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.