Крестовоздвиженский храм в Самаре - 08.03.15-15.03.15 Неделя Григория Паламы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

08.03.15-15.03.15 Неделя Григория Паламы

 

в началоНа этой седмице:

Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских8 марта / 23 февраля: Святителя Григория Паламы архиепископа Фессалонитского (переходящее празднование во 2-е воскресение Великого поста). Священномученика Поликарпа, епископа Смирнского (167), близкого ученика ап. Иоанна Богослова. Обре́тение мощей блж. Матроны. Московской. Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-е воскресение Великого поста).

Поликарп СмирнскийМеждународный женский день. Международный Женский День. Это светский праздник. Изначально он был связан с революционным движением и с борьбой женщин за равноправие. Время показало последствие всякого рода революций и борьбы за равноправие. Но этот праздник остался. У нас много праздников связаны с Богородицей, с женами-мироносинцами, со святыми женщинами и семейными парами. А первым христианским правителем на Руси была св. равноапостольная великая княгиня Ольга. Празднование 8 марта тоже вошло в нашу традицию. Каждый такой праздник, да и каждый будний день - подходящий повод проявить своё внимание и любовь к женщинам. Ведь семья - это каждодневное служение в любви. Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул по случаю Международного женского дня говорил: «Церковь радуется правам женщин и всегда молится за их духовное возвышение во всех народах Земли. Этот день посвящён по всему миру правам женщин, и это справедливо: женщина - не вещь, не сосуд бесчестия и предмет порабощения. Она - Божье творение, украшение мужа и опора цивилизации».

обретение главы Иоанна Предтечи9 марта / 24 февраля: Первое (4 в.) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи.

11 марта / 26 февраля: Святителя Порфирия, архиепископа Газского (420). Межетской (1492) иконы Божией Матери.

12 марта / 27 февраля: Преподобного Прокопия Декаполита, исповедника (ок. 750).

13 марта / 28 февраля: Преподобного Иоанна Кассиана Римляна (435).

14/1 марта: Преподобного Мартирия Зеленецкого, Великолукского (1603).

День православной книги. Празднование приурочено к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Фёдорова «Апостол», вышедшей в 1564 г.

Поминовение усопших. Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста установлены потому, что во время Литургии Преждеосвященных Даров не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы Господь простил им грехи и воскресил их в жизнь вечную. Прочие субботы Великого Поста посвящены особым празднованиям: суббота первой недели — Святому Феодору Тирону, суббота пятой недели посвящена для Похвалы Божией Матери, а в шестую субботу, или Вербную, воспоминается воскрешение Праведного Лазаря.

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвнизЕвр.1:10-2:3

10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих;

11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13 Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

2:1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него],

в началовверхвнизМк.2:1-12

1 Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному:

11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

в началовверхвнизСвятителю: Евр.7:26-8:2

26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,

27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого.

28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, [поставило] Сына, на веки совершенного.

8:1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах

2 и [есть] священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

в началовверхвнизСвятителю: Ин.10:9-16

 

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15 Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

в началовверхвнизВторая Неделя Великого поста посвящена памяти свт. Григория Паламы. Цель христианской жизни – обо́жение, и святитель, согласно с Православной верой, учил, что через пост, молитву и Таинства можно стяжать благодать преображения человека, исполнение его нетварным Божественным светом и через это причастие его Богу. На иконах Божественный свет изображается в виде нимбов или сияния.

Апостольское чтение (Евр.1:10-2:3, 7:26-8:2) раскрывает основы этой возможности, говоря о Иисусе Христе как истинном Боге и истинном, совершенном и вечном Первосвященнике. А в евангельском чтении святителю (Ин.10:9-16) Иисус Христос показывается как Добрый Пастырь, мудрый, заботливый, самоотверженно любящий Своё стадо, готовый за него положить жизнь Свою. Как Он знает Своё стадо, так и Его стадо знает Пастыря своего. Постараемся не отбиться от малого стада и будем следовать за Пастырем Добрым, истинным Богом и Первосвященником, к той цели, к которой Он ведёт, к обо́жению, в смирении и терпении предав себя в волю Его, навстречу Свету. Не отставая, не стараясь свернуть в сторону или забежать вперёд. И в этом нашем теперешнем подвиге поста.

Евангельское чтение недели (Мк.2:1-12) рассказывает нам о исцелении расслабленного. Его несли четверо, и пробиться с ним к Иисусу было очень сложно, практически невозможно. Но эти люди так любили больного, и настолько верили в помощь Иисуса, что прокопали глиняную кровлю, разобрали потолок и на веревках спустили расслабленного к ногам Христа. Они страстно желали для него исцеления, стремились во что бы то ни стало положить расслабленного пред Господом и добились своего! Расслабленный был исцелён.

Это первый урок нам. Как часто мы свои благие начинания, в области ли спасения души, в области ли устройства внешней и общественной жизни, не доводим до конца, останавливаясь перед очередными трудностями. Надо помнить, что Бог попускает нам лишь те испытания и трудности, которые нам по силам с Его помощью, верить, стремиться, и Бог поможет.

Кроме настойчивости и упорства в духовном развитии важна и постепенность. Об этом надо помнить в подвиге поста. На третий этаж не поднимешься, не миновав второго. А чрезмерные усилия могут вызвать надрыв, срыв. Они только повредят, а то и погубят всё дело. Святоотеческое наследие учит о трёх условиях правильного духовного развития:

  • Единство цели. Так, нельзя служить Богу и мамоне. Вся земная жизнь Господа была служением Отцу, и никогда - служением Себе.
  • Полное отречение от себя и отдача своей жизни в волю Божию.
  • Терпение. Как часто мы хотим всё сразу и сейчас. На следующий день после обращения к Богу мы уже хотим быть святыми.

Видя веру и любовь принесших, Господь сказал расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». И потом: «встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Мы видим:

  • Наша любовь, вера и молитвы помогают нашим ближним; да не оскудеют в нас вера, любовь и молитва.
  • Сначала — очищение от греха, а потом исцеление. И мы в болезни должны начинать с осмысления наших грехов и причины болезни, покаяния и исповеди а не искать лишь быстрого облегчения. Если не вырвать грех как корень болезни, он даст новый побег в виде новых болезней и скорбей.

в началовверхвнизСинаксарь в неделю вторую Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

Стихи:

Ныне великого истинно мужа, глашатая света

Света Источник немеркнущий к вечному свету ведет.

Сей сын Божественного и немеркнущего света, истинно Божий человек, дивный слуга и служитель Божиих дел происходил из Азии, родителей же имел известных и почтенных. [В детях своих] позаботились они украсить добродетелью и образованностью не только внешнего и плотского человека, но еще больше – внутреннего и невидимого. По смерти отца, когда Григорий был в самом нежном возрасте, мать вскармливала и воспитывала его с прочими братьями и сестрами назиданием и вразумлением Господним, также и Священным Писанием, а поскольку они посещали учителей, то решила должным образом обучить их и внешней мудрости.

Григорий ПаламаОн же, с природной остротой ума соединив усердие, в краткое время овладевает всеми словесными науками, а достигнув двадцати лет и все земное сочтя обманчивее сновидений, хочет устремиться к Виновнику всяческой премудрости Богу и чрез совершеннейшую жизнь всего себя Ему посвятить. Итак, открывает он матери свое боголюбивое намерение, давнее влечение и пламенную любовь к Богу и узнает, что та издавна чувствует такое же томление и наравне с ним радуется. Немедленно собрав вокруг себя детей и с веселием воскликнув: Вот я и дети, которых дал мне Бог (Ис 8:18), допытывается она, каково их суждение о благе и объявляет им намерение старшего. Он же, прибегнув к словам увещания, прежде чем окончил речь, увидел, что те уже убеждены и готовы следовать ему в подобном влечении и оставлении мирской жизни. А посему, раздав, по Евангелию, все имение нищим, с легким сердцем покинув царское благоволение, почести и рукоплескания, обычные при дворе, последовал Христу.

Поселив мать с сестрами в женской обители, а братьев взяв с собою, достиг он горы Афон, которая соименна святости. Братьев, однако, убедил пребывать в разных монастырях, а быть может, и время тогдашнее не дозволяло тем, кто друг с другом связаны, жизнь по Богу проходить. Сам же предает себя в послушание дивному мужу по имени Никодим, который жил в безмолвии лишь для Бога. Смиренной душой своей научившись от него всякой заповеди и добродетели, постигнув здесь чрез тайное откровение предстательство и необоримую помощь Всесвятой Богородицы, Григорий по отшествии Никодима к Богу провел несколько лет в Великой лавре, отличаясь высочайшим усердием и зрелостью суждений.

По влечению к безмолвию оставляет он лавру, приветствует пустыню и там, непрестанно прилагая любовь к любви и пламенно желая всегда соединяться с Богом, предается крайне суровому жительству. И вот, отовсюду стеснив чувства совершенной молитвой, возвысив ум к Богу, отдав все время молитвенному деланию и размышлению о божественном, устроив наилучшим образом жизнь, вконец побеждает он при Божием содействии демонские нападения, а, очистив душу потоками слез за всенощными стояниями, нарекается избранным сосудом дарований Духа Святого и нередко созерцает Божественные видения. Но еще удивительнее то, что даже переселившись из-за набегов исмаильтян в Фессалонику и устроив скит в Верии, он, хотя и вынужден был к общению с некоторыми из городских жителей, не оставлял строгой жизни. Итак, совершенно очистив по немалом времени тело и душу, воспринял он также, по избранию Божию, великую благодать священства. И при совершении его тайно-действий делался будто невещественный и пребывающий вне себя, так что одним видом своим в умиление приводил души свидетелей. Был истинно велик, и живущие по Богу знали его за духоносца. Будучи таковым на деле, он стал известен и тем, кто взирают на одно внешнее, ибо имел власть над демонами и терпящих напасть избавлял от их обольщения и козней. Бесплодные деревья обращал в плодоносные, прозревал грядущее, был украшен и иными дарованиями и плодами Духа Божия.

Конечно, совершать дела добродетели в нашей состоит власти, в искушения же впадать [или не впадать] не от нас зависит. Но так как без них не бывает совершенства, или изъявления веры в Бога (ибо сказано, что деяние и стремление, соединившись ко благу, созидают человека по Богу), то и сему великому попущено было впасть в многоразличные и нередкие искушения, дабы явиться воистину по всему совершенным.

Но какой ум уразумеет происшедшее после? Какому слову под силу возвестить козни лютого врага, горшие прежних, а также от новоявленных богоборцев клеветы и наветы на него, и все то, что за целых двадцать три года претерпел он, всячески подвизаясь ради благочестия, огорчаемый ими и мучимый? Италийский зверь Варлаам-калавриец, надмеваясь внешней мудростью и надеясь посредством суетных своих размышлений познать все, поднял страшную войну против Церкви Христовой, благочестивой веры нашей и крепко ее держащихся. Он безумно учил, что общая благодать Отца, Сына и Святого Духа и свет будущего века, когда праведные воссияют точно солнце (как и Христос наперед показал, просияв на горе), и всякая вообще сила и действие Триипостасного Божества, все сколько-нибудь отличное от божественного естества является тварным. Тех же, кто сей Божественный свет, всякую силу и действие Божий благочестиво полагали нетварными (поскольку ничто в них воистину не ново сравнительно с присущим Богу по естеству), Варлаам в своих пространных речах и сочинениях именовал двоебожниками и многобожниками, как именуют нас иудеи, да и Савеллий с Арием.

Посему и Григорий, как поборник и известный защитник благочестия, прежде всех за него сражавшийся и оклеветанный, прибывает в Константинополь посланцем Церкви. А поскольку боголюбивейший царь Андроник (четвертый из Палеологов) взял Православие под свою защиту, собрали священный Собор. И когда явился Варлаам и изложено было его нечестивое учение наряду с обвинениями против благочестивых, великий Григорий, исполненный Духа Божия и облеченный необоримой силою свыше, заградил уста, отверзшиеся на Бога, и окончательно его посрамил, и богодухновенными речами и сочинениями ересь Варламову, точно хворост, обратил в пепел. А потому сей противник благочестия, не вынеся стыда, спешно удалился к латинянам, откуда и пришел. Немедленно после того Григорий соборно обличает Многоопасного и своими опровержениями разбивает его писания.

Однако те, кто были причастны пагубе сих лжеучителей, не оставили и тогда нападать на Церковь Божию. И вот, с немалым понуждением от священного Собора и самого царя, но прежде всего повинуясь суду Божию, Григорий возводится на архиерейский престол и поставляется пастырем Фессалоникийской Церкви. И посему ради православной веры доблестно и твердо подъемлет подвиги много большие прежних. Ибо не раз, не два или три, а многократно и подолгу, не при одном царе или патриархе, но при трех государях, друг за другом скипетр принимавших, при равночисленных им патриархах и неисчислимых соборах боговдохновенными речами и сочинениями своими различным образом отражает и до конца побеждает лукавых преемников Варлаама и Акиндина, явившихся во множестве и свирепых, ужасные порождения лютых зверей вместе с их учениями и писаниями. А иные из них, будучи неизменны во мнениях и вменяя ни во что вышний суд, таковыми доселе остаются. Существуют остатки и прочих всех ересей, не имеющих стыда перед обратившими их в бегство святыми, не говоря уже о предерзостном роде иудейском, доныне неистовствующем против Христа.

Вот каковы и сколь многочисленны памятники побед Григория над нечестивыми.

Неизреченными путями Бог посылает сего наставника и на Восток. Как старейший среди архиереев был направлен он из Фессалоники в Константинополь для примирения враждующих царей, но, схваченный агарянами, удерживался целый год в плену. И переходя, как подобает подвижнику, с места на место и из города в город, безбоязненно учил он Христову Евангелию. Твердых в вере еще более укреплял, увещевая и далее в ней оставаться, а колеблющихся и предлагавших ему свои недоумения и вопросы о происшествиях той поры богомудро назидал и всему, что говорили ему, достаточную уделял заботу. С прочими же из числа неверных и отпавших на беду свою христиан, а также из тех, кто присоединились к ним и высмеивали учение о домостроительстве воплотившегося Господа и Бога нашего, как и наше поклонение Честному Кресту и чтимым образам, многократно вел дерзновенные беседы. А сверх того о Магомете говорил и относительно многих других вопросов, ими предлагавшихся, так что иные дивились ему, а иные впадали в неистовство и руки на него простирали и убили бы, как мученика, если бы, по промыслу Божию, не считали пощады достойным в надежде на выкуп. Когда же, благодаря неким христолюбцам, сие совершилось, великий Григорий освобождается и к пастве своей бескровным мучеником со славою приходит. И ко многим иным великим дарованиям и совершенствам, какие имел, украсился и сам ранами Христовыми, нося на себе, согласно Павлу, лишения Христа (ср.: Гал.6,17).

Но дабы выделить некие особые его черты, скажем, что ему свойственно было следующее: преизбыточествующая кротость и смирение (здесь речь не о Боге и Божественном, ибо в этом он явил себя выдающимся борцом); крайне непамятозлобие и незлобие; стремление сколь возможно воздавать добром тем, кто относительно него так или иначе выказал себя злым; обычай не внимать с легкостью худым речам о других; в постигающих тяготах всегда стойкость и величие духа; возвышение над всяким удовольствием и тщеславием; скудость неизменная и во всех телесных нуждах простота, при том, что он за столь долгое время весьма ослабел; в терпении мирность, тихость и неизменная благодарность, изобразившиеся на нем столь превосходно, что сделались очевидны и взору внешних. Сверх же всего непрестанная ума собранность, внимание нерассеянное и оттого очи, почти никогда не оскудевающие слезами и они же томящиеся по источникам слез. Итак, подвижнически поборовшись от начала до конца со страстями и демонами, еретиков далеко от Церкви Христовой отгнав и православную веру в речах и творениях разъяснив и в них все боговдохновенное Писание как бы запечатлев, так что жизнь и учение его есть своего рода конечное слово и печать к житию и учению святых, – стадо свое еще тринадцать лет апостольски и богоугодно он пас.

И украсив его поучениями о добрых нравах и к небесной ограде направив, себя же явив всеобщим тружеником для живших тогда и всех будущих по ним православных, в году тысяча триста шестьдесят втором по Рождестве Христовом отходит к премирной жизни и дух в руки Божий предает, а тело, святые свои мощи, пастве оставляет. Сии мощи, впоследствии необычайным образом просиявшие и прославленные, хранятся в Фессалоникийской митрополии как некое наследие и бесценное сокровище. Ибо святой чрез чудеса благодетельствует всем приходящим с верой и подает исцеления от всех болезней, почему и дошло до нас немало о нем сказаний.

По его молитвам, Боже, помилуй и спаси нас.

в началовверхвнизМитрополит Антоний (Храповицкий). Вторая Неделя Великого Поста. Память Святителя Григория, Архиепископа Фессалоникийского, чудотворца.

Прошлое воскресенье называется Неделей Торжества Православия, и мы уже говорили о великом откровении, сделанном Спасителем людям через Нафанаила. Внешней причиной установления Праздника Торжества Православия было изгнание царем Михаилом еретиков иконоборцев, и мы празднуем победу над еретиками, которых истина «боязливыми убегателями сотвори».

Однако можно ли так обращаться с еретиками, может быть искренно верующими в свою правоту? Никогда не надо идеализировать еретиков, надо всегда помнить, что в основе их отступления от истины лежит не добродетель, а страсти и грехи гордости, упрямства или злобы. Суровое обращение с еретиками полезно не только для охранения людей от их влияния, но и для них самих. Поэтому, после ста лет борьбы с ними, давшей весьма мало результатов, Церковь решила установить анафематствование, т.е. изгнание из Церкви, что и производится в Неделю Торжества Православия.

Теперь не анафематствуют и это не лучше, а хуже, ибо теперь труднее провести понятную и ясную для всех грань между Церковью и ересью. Зная эту грань, легче не переступить ее, а перейдя, легче покаяться и вернуться в Церковь.

Сегодня во вторую неделю четыредесятницы, Церковь прославляет память Св. Григория Фессалоникийского, который боролся против ереси, не менее, если не более опасной, чем отступление от догматов. Его противники говорили, что Православие постигается умом, логикой и расчетом. Св. Григорий говорил, что нужна благодатная помощь для уразумения Христианства. Его называли свободомыслящим и хотели отлучить. Но Господь этого не допустил. Он же «одних молитвами вразумил», «других Православным Царям предал». Последнего не любят слушать полуверы. Но «проповедник благодати» только упорных еретиков, для обращения которых годны только грубые средства, отлучал, других же, менее упорных, он настойчиво и с терпением призывал к покаянию.

в началовверхвнизСвт. Феофан Затворник. Суббота (поминальная)

Святая Церковь переводит ныне внимание наше за пределы настоящей жизни, к прешедшим отсюда отцам и братьям нашим, чая напоминанием о состоянии их, которого и нам не миновать, расположить нас к должному прохождению сырной седмицы и следующего за ней великого поста. Послушаем матери своей Церкви, и поминая отцев и братий наших, позаботимся себя приготовить к прехождению на тот свет. Приведем на память грехи свои и оплачем их, положив дальше чистыми себя блюсти от всякой скверны. Ибо в Царствие Божие не войдет ничто нечистое, и на суде никто из нечистых не оправдится. После же смерти не жди очищения. Каков перейдешь, таким и останешься. Здесь надо заготовить свое очищение. Поспешим же —ибо кто может предсказывать себе долголетие? Жизнь сей час же может пресечься. Как явиться на тот свет нечистыми? Какими глазами взглянем на отцев и братий наших, имеющих встретить нас? Что ответим на их вопросы: это что у тебя нехорошее? А это что? И это что? Какой срам и стыд покроет нас?! Поспешим же исправить все неисправное, чтоб явиться на тот свет, хоть сколько-нибудь сносными и терпимыми.

в началовверхИз слова Святейшего Патриарха Кирилла, посвященного Дню православной книги 14 марта 2014 г.

В этом году, сегодня мы празднуем великий юбилей — ровно 450 лет назад в России была отпечатана первая книга. Это был «Апостол» диакона Ивана Федорова, который и произвел на свет в московском печатном дворе первое печатное издание. Не знаю, как откликнутся на юбилей наша пресса и наша общественность, но сегодня мы с вами празднуем здесь этот замечательный юбилей появления первой русской книги.

Наш замечательный писатель и историк Николай Михайлович Карамзин, говоря об истории разума, отметил, что в этой истории два великих события — изобретение буквы и изобретение типографии. И разъяснил свою мысль тем, что буква дала возможность запечатлеть видимым образом человеческую мысль, а типография помогла эту мысль довести до очень многих — до тысяч, до миллионов.

Действительно, изобретение азбуки было важнейшим этапом развития человеческой культуры. До того как Кирилл и Мефодий создали алфавит, во времена язычества, создавались, конечно, и какие-то ценности в народной жизни, но не было самого главного — мысль людей не запечатлевалась и не могла быть передана от одного к другому так широко и так убедительно, как это стало возможным после того как на Руси появился алфавит, появилась книга, вначале рукописная, а затем, благодаря трудам диакона Ивана Федорова, — и типографская.

Сегодня мы так часто пользуемся книгой, что даже не обращаем внимания на то, что держим в руках уникальный памятник человеческой культуры. Ведь благодаря книге знания передаются не только горизонтально, от одного человека к другому, но и вертикально — из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. В книгах сосредоточена мудрость человечества. Эта мудрость представлена по-разному — в виде букваря для первоклассников, самой что ни на есть простой грамматики для тех, кто начинает изучать язык, и кончая сложнейшими построениями человеческой мысли, философскими трактатами, научными исследованиями; но все это распространяется через печатное слово, через книгу.

Сегодня появились новые средства распространения информации — электронные. Они становятся все более популярными, особенно среди молодежи, и некоторые уже говорят, что наступила эпоха, когда книга будет умаляться в своем значении и, в конце концов, исчезнет. Я бы хотел сказать: это будет большой бедой для человечества, если оно не изобретет еще нечто, что могло бы восполнить интеллектуальный труд того, кто читает текст.

А в чем заключается этот труд? Ведь мы, читая книгу, делаем какие-то пометки, замечания, особенно когда имеем дело с важными, серьезными текстами. Мы подчеркиваем нужные места, мы пишем замечания на полях, мы работаем с текстом. Думаю, не только мне приходилось держать в руках старинные книги, ценность которых не только в содержании, но и в этих комментариях, в этих заметках, которые читающие оставляли на полях. Это тоже история мысли, история постижения того текста, который дошел до нас.

Вот и сегодня очень большое значение, в том числе для научной работы, имеет кропотливое и вдумчивое восприятие печатного текста. В электронном виде это сделать гораздо сложнее. Пусть электронные носители существуют и развиваются, но я бы очень советовал, особенно детям и молодежи, иметь дело с книгой, на которой воспитаны все предыдущие поколения и которая еще должна всем нам послужить.

Конечно, очень важно также, особенно в детском и юношеском возрасте, уметь выбирать то, что полезно, то, что помогает читающему становиться умнее, сильнее, добрее, возвышеннее. Ведь сила человека, его значимость, его подлинное достоинство не только в том, что он человек, по природе обладающий достоинством, но и в том, что он, развивая свои природные начала, достигает совершенства. А это можно сделать только тогда, когда ты получаешь и воспринимаешь мудрые мысли, правильные слова, правильные идеи и убеждения.

Сегодня появляется очень много печатной продукции, в том числе опасной для человека, разрушающей его духовный мир, его нравственное начало, создающей смуту в сознании, разбивающей целостность человеческой личности. Вот я и хотел бы от всего сердца пожелать, особенно детям и молодежи, читать то, что возвышает, то, что делает вас сильнее.

Я глубоко убежден в том, что православная книга занимает в этом чтении совершенно особое место. Мы знаем, что наши предки, собственно говоря, учились по таким книгам, как Псалтирь, Евангелие, жития святых, и учились не только грамоте, не только грамматике, но и тому, что самое важное для человека, — учились тому, что есть добро, а что — зло, чему следует подражать, а чего следует избегать.

Сегодня не только те книги, которые я перечислил, но и многие другие несут этот положительный заряд, и дай Бог, чтобы он воспринимался нашими юными читателями. И, конечно, ответственность мам и пап, бабушек и дедушек в том, чтобы помогать юным читателям, чтобы выбирать действительно необходимое и потребное для их умственного и нравственного совершенствования.

Я всех вас сердечно поздравляю с этим праздником!..


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления