Крестовоздвиженский храм в Самаре - 22.02.15-28.02.15 Прощённое воскресенье, начало Великого поста
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

22.02.15-28.02.15 Прощённое воскресенье, начало Великого поста

 

в начало Неделя сыропустная, заговенье на Великий пост.

На этой седмице:

Иверская икона Божией Матери22/9 февраля: Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощенное воскресенье.

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец23/10 февраля: Собор Новгородских святителей: Иоакима (1030), Луки (1060), Германа (1096), Аркадия (1162) епископов, Григория (1193), Мартирия (1199), Антония (1231), Василия (1352), Симеона (1421), Геннадия (1505), Пимена (1571) архиепископов, Афония митрополита (1653).

День Защитника Отечества. Помолимся в этот день «о вождех и воинах, жизни свои на поле брани за Отечество наше положивших», а также за всех наших воинов и за всех защитников.

Наше Отечество ныне очень нуждается в искренних, достойных, крепких, верных и надёжных защитниках. Будем помнить об этом, чтить их и растить им надёжную смену.

Будем также помнить, что защитниками Отечества должны быть не только воины на поле брани, но и все мы во всей нашей повседневной жизни. В этом году День Защитника Отечества совпал с началом Великого поста.  Постараемся, чтобы наш Великий пост послужил к защите нашего земного Отечества от всякого безобразия, блуда, стал преградой всякому греху, и помог нам в нашем возрастании к нашему небесному Отечеству.

Кирилл, первоучитель славянский25/12 февраля: Иверской иконы Божией Матери.

Феодор ТиронСвятителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца (1378). Собеседник и друг прп. Сергия Радонежского. Он всемерно способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. С его именем связано создание и возобновление ряда обителей в Москве и в Митрополичьей области. В качестве церковного и государственного деятеля святитель Алексий стоял у истоков успешной борьбы Великого княжества Московского против ордынского ига, один из вдохновителей куликовской победы. Он был фактическим правителем Московского княжества при трёх московских князьях. Содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями. О значительной роли святителя Алексия в общерусской политической жизни свидетельствует возникновение с его времени практики скрепления митрополичьей печатью межгосударственных соглашений. Не раз святому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу - его супругу. «Прошение и дело превышает меру сил моих, - сказал святой Алексий, - но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, - не презрит Он молитвы веры». И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась. Святитель Алексий - небесный покровитель Самары. Именно по пути в Золотую Орду святитель остановился на берегу красивой и многоводной реки. Живущий тут отшельник, сказал, что называет эту реку Самарой. «Да укрепится имя сие за нею на веки!» - сказал чудотворец и добавил: «На сем месте будет и город Самара, в котором просияет благочестие, и оный город никогда и никем разорен не будет».

27/14 февраля: Равноапостольного Кирилла Философа, учителя Славянского (869). Свв. братья Кирилл и Мефодий положили начало богослужению на славянском языке.

21/8 февраля: Великомученика Феодора Тирона (ок. 306) (переходящее празднование в 1-ю субботу Великого поста). Император Юлиан Отступник, желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Св. Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом - коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим.

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в начало вверхвниз Мф. 6:14-21

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

в начало вверхвниз Рим. 13:11-14:4

11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.

13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастью и распутству, ни ссорам и зависти;

14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

в начало вверхвниз В Прощеное воскресенье Церковь в непосредственном преддверии Великого поста призывает к взаимному прощению обид и согрешений: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:15). Прощая, мы проявляем двойную милость: к своей душе и к душе ближнего через прощение грехов его против нас. В этот день Церковь воспоминает событие изгнания наших прародителей из рая. Именно заповедь поста нарушили прародители, и греховная порча поразила весь человеческий род. С той поры дьявол получил доступ к сердцу человека. Совершенное творение Божие - человек, не ведавший ни злобы, ни печали, - стал подвержен страстям. Сам Господь, начиная Своё служение на земле, сорок дней и ночей постился в пустыне, Своим примером напоминая нам о благотворности и обязательности поста перед любым важным делом.

Апостольское чтение недели (Рим.13:11-14:4) напоминает нам, что наступает время, надлежащее для поста и покаяния, и наставляет «вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастью и распутству, ни ссорам и зависти» и проявлять милость и снисхождение к ближнему.

Воскресное евангельское чтение (Мф.6:14-21) наставляет нас в добродетелях, без которых невозможно провести пост в чистоте и святости: незлобии, прощении обид и оскорблений, телесном посте, милостыне. Все мы грешники и нуждаемся в отпущении грехов. И как мы (не)прощаем, так и нам простит Отец. Слово Божье не только предписывает пост, но и научает, как поститься. Милостыня, благотворительность направляет нас от стяжательства и самоудовлетворения на заботу о других, от собирание земных и тленных вещей к собиранию вечных небесных сокровищ. То, что ты припас себе, может пропасть, но то, что отдал другим, доброе твоё дело - у тебя никто не отнимет.

И вот, со стремлением Закхея принять в храм своей души Господа, со смирением и молитвенным покаянием мытаря, с решимостью покаяться и исповедаться пред Отцом Небесным блудного сына, с любовью и всепрощением к ближнему призывает нас Церковь вступить в дни Великого поста.

Следует помнить, что пост - не только дисциплина тела, но дисциплина духа, усиленная духовная работа. Без молитвы и покаяния пост становится просто диетой и воздержанием. Пост - это совершенствование себя духовно и телесно, а не саморазрушение. Пост должен быть по силам. Об этом следует помнить пожилым, больным людям, детям, беременным женщинам, людям, очень напряжённо работающим.

Церковь в эту неделю в чтениях из Священного Писания, так и в молитвах и песнопениях разъясняет верующим, в чем состоит истинный пост и покаяние.

в начало вверхвниз Синаксарь в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания

Стихи:

Родоначальникам вторя, мир да восплачет,

Падший с ними и сам сладковкушенья виной.

Адамово изгнаниеВоспоминание это святые отцы наши установили перед началом Святой Четыредесятницы, чтобы на деле показать, сколь полезно человеческой природе лекарство поста и сколь велик, напротив, пресыщения и ослушания позор. Итак, оставив в стороне, как бесчисленное, все происходящее из-за этого в Mipe по отдельности, отцы представляют первозданного Адама и то, какое зло претерпел он, не сохранив пощения в малом и таким образом привив это зло нашему естеству. Ясно показывают они и то, что первая заповедь Бога к людям была о благородстве поста и что Адам, не сохранив эту заповедь и уступив чреву, а лучше сказать, обольстителю-змею чрез Еву, не только богом не стал, но и смерть на себя навлек и всему роду своему передал пагубу.

Адамово изгнаниеИз-за этого-то услаждения первого Адама Господь сорок дней постился и в послушании пребыл; с тем и настоящая Четыредесятница задумана святыми апостолами, чтобы мы приобрели пользу от поста, соблюдая то, от несоблюдения чего пострадал погубитель первоначального нетления.

Но целью святых, как мы сказали, было также вкратце объять дела, совершенные Богом от начала до конца мироздания. А поскольку всему виной Адамово преступление и отпадение от сладости рая, то они с тем и представляют их, чтобы мы, вспоминая об этом, подобного избегали и невоздержанию крайнему подражать не стремились.

Итак, Адам создан Божией рукой в шестой день творения и удостоен образа Его чрез вдуновение Божественного Духа. И получив тогда же заповедь [не вкушать от древа], около шести часов прожил в раю, а затем, преступив ее, был изгнан. Филон Еврей говорит, что Адам провел в раю сто лет, другие же из почтения к числу «семь» называют семь дней или семь лет. А то, что он именно в шестой час руки простер и запретного плода коснулся, это и Новый Адам – Христос – показал, Который в шестой день и час простер на кресте ладони, того Адама исцеляя от пагубы.

Адам создан был посреди тления и нетления, дабы приобрести то, к чему сам склонится произволением. Ибо Бог мог создать человека безгрешным, но чтобы успех замысла был делом и его свободной воли, дает ему закон: всех растений касаться, а одного – нет и, равным образом, от всего тварного стремиться умом к познанию силы Божией, но отнюдь не Божия естества. Вот и святой Григорий Богослов, премудро рассуждая, что деревья есть размышление о Боге [или богомыслие], а растения – богосозерцание, говорит, что Бог повелел Адаму размышлять и возвращаться умом ко всем прочим стихиям и разным их качествам, равно как и к собственной природе, и отсюда прославлять Бога, ибо это есть истинная пища, а о Боге, Кто Он по естеству, где пребывает и как все из небытия произвел, никак не допытываться. Но тот, прочее оставив, более всего любопытствовал о Божием и природу Его домогался исследовать. И поскольку был еще несовершенен, крайне прост и в деле сем младенец, то и пал, когда сатана вложил ему в сердце мечту об обожении.

А великий и божественный Златоуст, храня Писание и одновременно не настаивая на его букве, говорит, что древо это обладало двоякой силой. Утверждает также, что на земле находился рай тот, который он считает одновременно духовным и чувственным, каковым был и Адам, и что оба пребывали между тлением и нетлением.

Некоторые называют древо преслушания смоковницей на том основании, что прародители, едва познав свою наготу, закрылись, употребив ее листья, почему и Христос проклял смоковницу, как ставшую виновницей преступления. Ибо она и вправду имеет в себе некую схожесть с грехом: поначалу нечто услаждающее, а позже – колкость от листьев и липкость по причине сока. Были и такие, кто под древом этим неправо разумели плотское познание Евы Адамом.

Итак, преступив заповедь, облекшись в смертную плоть и получив проклятие, изгоняется первочеловек из рая, и дается ангелу повеление охранять его врата огненным мечом. И усевшись напротив рая, плакал Адам о том, скольких благ лишился, не сохранив в надлежащее время пост. Из-за него весь род подобных ему приобщился тому же, доколе Создатель, сжалившись над нашим естеством (ибо оно самим сатаной было осквернено), родившись от Святой Девы, безгрешно пожив, путь нам указав чрез противоположное невоздержанию (то есть пост со смирением) и победив лукаво обольстившего нас, не возвел человека в первоначальное достоинство.

Святые богоносные отцы, желая представить нам все это целой Триодью, предлагают события Ветхого Завета, и первое из них – сотворение Адама и отпадение его от райского наслаждения (что и вспоминается нами ныне), прилагая к этому нечто из прочего – равно как и из бывших тогда дел благодати – словами Моисея и пророков, в особенности Давида. Затем, по порядку, события Нового Завета, из которых первое – Благовещение, по неизреченному замыслу Божию почти всегда приходящееся на Святую Четыредесятницу. А в субботу Лазареву, Неделю Ваий и Святую Великую седмицу читаются Евангелия и в подробностях воспеваются сами святые и спасительные Страсти Христовы, а затем – Воскресение и прочее, до Сошествия Святого Духа, когда святые Деяния апостольские возвещают о том, как проповедь Евангелия зародилась и всех святых собрала, ибо Деяния эти воскресение Христово чудесами утверждают.

А поскольку из-за того, что Адам единожды не постился, довелось и нам много пострадать, предлагатся ныне, при вступлении в святую Четыредесятницу, воспоминание сего события, дабы мы, памятуя, какое великое зло внесено в мир непощением, поспешили радостно возложить на себя пост и блюсти его, сетуя, воздерживаясь и смиряясь, доколе не посетит нас Бог, имея целью достичь того, в чем потерпел неудачу Адам, а именно – усыновления. Ибо без всего этого нелегко получить то, что мы погубили.

Надлежит знать, что Святая сия и великая Четыредесятница есть как бы уплата десятины со всего года. И поскольку из-за лености несклонны мы непрестанно поститься и избегать зла, то святые апостолы и божественные отцы передали ее нам как некую душевную жатву, чтобы ныне отстали мы от всего, что совершили во весь год неподобающего, сокрушаясь и смиряя себя постом, который должны с великим усердием хранить, как и прочие три поста – разумею пост Святых апостолов, Богородицы и Сорокадневие [перед Рождеством Христовым]. Сообразно четырем временам года выделили божественные отцы и Великой Четыредесятницы дни, ради Святых страстей особо ее почтив, и потому еще, что Сам Христос в продолжение этого времени постился и прославился. И Моисей, сорок дней постившийся, закон получил, и Илия, и Даниил, и иные, испытанные пред Богом. А что пост – доброе дело, показывает нам от противного Адам. По этой-то причине и задумано святыми отцами вспоминать здесь Адамово изгнание.

По неизреченному Твоему милосердию, Христе Боже, удостой нас райского наслаждения и помилуй, ибо Ты один Человеколюбец. Аминь.

в начало вверхвниз Архиепископ Василий (Кривошеин) Прощеное Воскресенье

В предыдущие воскресенья, Церковь, посредством читаемых Евангелий, нам предлагала разные добродетели ввиду Поста: смирение, раскаяние, любовь. Сегодня она настаивает на обоюдном прощении, потому что это необходимое условие, что бы Господь простил и нас.

Прощение касается не только личных обид, но также наших общих грехов. Сегодняшнее воскресенье имеет как бы двойное значение, потому что вспоминает и об общем грехе, в котором мы все повинны и к прощению которого Господь указывает нам путь.

Великий Пост нам дает возможность измерить то расстояние, которое отделяет нас от Бога. Но этот путь не только скорбен, он также радостен, так как в конце его нас ждет Сам Бог. Мы все — грешники, но Господь ведет нас к Своему Воскресению.

Мое пожелание вам — провести этот Пост в страхе Господнем, но не в страхе раба, а в страхе любящего сына, боящегося огорчить Отца.

в начало вверхвниз Преподобного Феодосия слово братии перед началом Великого поста. Киево-Печерский Патерик

Сорок дней Поста Бог дал нам на очищение души: это десятина, уделяемая Богу из году. Дней в году 365: из них мы приносим Богу десятину, совершая сорокадневный Пост, в который душа, очистившись, светло празднует Воскресение Христово, веселясь о Господе: ибо Пост очищает ум человека. Пост установлен от начала: еще Адаму заповедано было не вкушать от одного древа. Моисей, постившись сорок дней, сподобился принять Закон на горе Синайской и видел славу Божию. Постившиеся Ниневитяне избавились гнева Божия. Даниил, постившись, удостоился великого видения, Илия, постившись, взят был как был на небо. Три отрока, постившись, угасили силу огненную. Постился и Господь 40 дней, показав нам продолжение постного времени. Постом Апостолы искоренили бесовское учение. Постом прославились Отцы наши, как светила в мире, сияющие и по смерти, показав великие труды и воздержание, именно: Антоний Великий, Евфимий, Савва и прочие Отцы, которым и мы поревнуем, братие.

в начало вверх Из слова Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 2014 г:

Мы живем в мирное, но неспокойное время, и каждый из нас понимает, что защита Отечества это не какая-то гипотетическая идея, не что-то, не касающееся нас. Это то, что имеет прямое отношение к жизни каждого россиянина, то, что должно быть связано с нашими убеждениями, с нашим мировоззрением, с нашим понимаем счастья и достоинства.

Вооруженные силы — на переднем крае этого служения, они защищают Отечество в самое страшное время, когда необходимо жизнь свою положить за други своя, как говорит Слово Божие.

Именно поэтому народ наш окружает уважением служение Отечеству людей, которые принимают присягу. И я радуюсь тому, что это уважение возрастает с каждым годом, что возвращается то достоинство, которым всегда сопровождалось служение военнослужащих.

Я желаю всем вам помощи Божией, мира душевного, крепости сил физических и духовных, мужества, а самое главное — идейной стойкости, понимания того, что защита Отечества — это наш долг пред Богом, перед народом и перед страной. Храни вас Бог. ...

Дорогие владыки, отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с замечательным днем — Днем защитника Отечества.

В каком-то смысле это наш с вами профессиональный день и профессиональный праздник, потому что Церковь всегда была на передовой, потому что то, чем занимается Церковь, имеет прямое отношение к мировоззрению людей, к их убеждениям. Проиграть войну можно без единого выстрела, и мы знаем, как это происходит. А для того, чтобы этого не было, Церковь должна воспитывать свой народ в любви к Отечеству, в верности тем священным традициям, на которых основано наше государство.

Помогай вам Бог всегда быть великой патриотической силой, воспитывающей наш народ и помогающей ему сохранять любовь к Отечеству, верность своему народу и способность оберегать мир и покой народа нашего в любых обстоятельствах — и в самых трудных, и в повседневных. Еще раз поздравляю вас всех с праздником.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления