25.01.15-31.01.15 Неделя 33-я по Пятидесятнице, после Богоявления, о Закхее
25 / 12 января: Воскресенье после Богоявления. Мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших (ок. 226-235). День студентов.
26 / 13 января: Преподобного Иринарха, затворника Ростовского (1616).
27 / 14 января: Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (335).
30 / 17 января: Преп. Антония Великого (356). 20-ти лет от роду он удалился в пустыню Египетскую и прожил в ней 85 лет в великих подвигах, основал там первый монастырь; был прозорлив и по его молитвам совершались чудеса.
31 / 18 января: Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.
И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!
Недели по Богоявлении: Еф.4:7-13
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.
10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
11 Проповедуй сие и учи.
12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.
Недели по Богоявлении: Мф.4:12-17
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан [под стражу], удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
1 Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
В этом году в это праздничное Воскресенье после Богоявления уже начинается подготовка к Великому Посту (Неделя о Закхее). На этот же день пришёлся Татианин день — день памяти св. мученицы Татианы и день студентов.
В апостольском чтении Недели по Богоявлении (Еф.4:7-13) мы слышим: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова». И тут же слышим в апостольском чтении Недели о Закхее (1Тим.4:9-15) «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. … Не неради о пребывающем в тебе даровании … О сем заботься, в сем пребывай». Каждому Бог дал дарования и возможности, нужно помнить об этом, и не зарывать свой талант в землю: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16) — говорит Господь.
В Евангельском чтении Недели по Богоявлении (Мф.4:12-17) мы слышим о выходе Иисуса Христа на проповедь после взятия под стражу Иоанна Предтечи.
В Евангельском чтении Недели о Закхее (Лк.19:1-10) говорится о том, как для того, чтобы увидеть Иисуса, Закхей, «начальник мытарей и человек богатый», будучи мал ростом, влез на дерево. Этот человек, начальник сборщиков налогов, олигарх и чиновник в одном лице, очень хотел увидеть Господа. Не потому, что ему что-то было нужно от Господа, и не из подражания толпе, а из пламенного желания видеть и знать Спасителя своего народа. И вот, он сам, без чьей-то помощи, преодолевает все препятствия, чтобы только увидеть Господа. И Иисус не только замечает порыв Закхея, не только говорит с ним, но предлагает ему то, о чем тот не смел и мечтать. Иисус идёт в дом к Закхею, несмотря на неодобрительный ропот фарисеев. В результате Закхей искренне кается и обязуется загладить свои грехи делами благотворения. И Господь дарует ему и его дому разрешение грехов и спасение. Так же и каждый из нас может обратиться к Господу, и Господь придёт к нему. Всё в наших силах. И такое же может произойти с любым из окружающих нас, каким бы грешником тот до того не был.
Митр. Владимир (Сабодан) Неделя по Богоявлении. Безграничная Божественная Любовь
Великий Пророк Иоанн Предтеча, названный Крестителем Господним, проповедовал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2). Это делал он для того, чтобы приготовить путь — сердца людей — к принятию грядущего Спасителя — Господа Иисуса Христа. И многие, раскаиваясь в своих грехах, принимали от Иоанна Крестителя крещение покаяния в водах Иорданских. Иоанн Предтеча напоминал людям, что его крещение, — крещение покаяния, и говорил, что идет за ним вослед Тот, Кто больше его — Он будет крестить всех Духом Святым (Мк.1:8).
Однажды, проповедуя грешникам покаяние, Иоанн Предтеча увидел идущего на Иордан Христа Спасителя. И вот Иоанн Предтеча, исповедуя Его, указывает всему народу: «Вот идет Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира» (Ин.1:29). При встрече со Спасителем Иоанн Предтеча не только обрадовался, но и смутился. Смущение его было оттого, что знал он, как великий Пророк, что рано или поздно придет Искупитель мира; знал, что сам он послан крестить людей в водах Иорданских для покаяния; знал, что Христос будет крестить всех Духом Святым; того же, что Сам Христос, Невинный и Безгрешный, будет просить от него крещения во Иордане, Иоанн-Пророк, очевидно, не ожидал. От того смущение его еще более увеличивалось. Он говорит Христу: «Мне надо бы креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне» (Мф.3:14). Могу ли я, раб, крестить Владыку; могу ли я, тварь, поднять руку свою над Творцом, и в чье имя крестить Тебя буду? Во имя ли Отца? - Но Ты во Отце, и Отец в Тебе. Во имя ли Сына? — Но Ты Сам — Предвечный Сын Божий. Во имя ли Духа Святого? — Но Дух Святой в Тебе, ибо Ты един Сущий от Святой Живоначальной Троицы.
Страх и трепет уступают благоговейному послушанию. И раб крестит Владыку в водах Иорданских, потому что Господь так благоволил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3:15).
Что же это за правда, о которой говорит Христос Иоанну Предтече, трепетному, благоговейному Пророку? Что за исполнение этой правды? — Правда эта та, о которой предвозвещал Ветхий Завет. Это та правда, которую из рода в род так терпеливо и болезненно ожидали ветхозаветные праведники. Это та правда, о которой проповедовали все пророки Божии за много столетий до Рождества Христова, подкрепляя человеческую веру в грядущего Спасителя мира. Эту правду прообразовали ветхозаветные образы, символы, жертвоприношения. Правда эта — Божественная милость, посланная в мир безграничной Божественной любовью. Эту правду пришел на землю исполнить Сын Божий. Для чего? — Для того, чтобы восстановить в человеке падший образ, чтобы дать человеку возможность вновь стать сыном Света и чадом Божиим.
Все, что Господь совершает в Своей земной жизни, совершает для того, чтобы указать нам путь, по которому следует идти, как по Богом уготованной дороге, к своей заветной цели, к своему высокому назначению. Для этого Христос и принимает во Иордане крещение. Безгрешный омывает во Иордане грехи не Свои, а наши, человеческие. И таким образом устанавливает великую тайну нашего крещения и спасения. Христос говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). В другом месте Он говорит: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). И Церковь свято приняла от Него крещение. Крещение открывает нам врата, вводящие нас в семью Христову, в ограду святой Христовой Церкви. В Ветхом Завете Бог говорил Аврааму: «Поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. Вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. Завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих» (Быт.17:2-7). И дал Господь Аврааму повеление обрезания, как вещественный знак завета: «Сей есть завет Мой..: да будет у вас обрезан весь мужеский пол» (Быт.17:10). Чтобы «исполнить всякую правду», Господь Сам принял в восьмой день обрезание, хотя, будучи Безгрешным, не нуждался в этом (Мф.5:17).
С нынешнего дня, с Его Божественного Крещения, вступает в силу Новый Завет между Богом и людьми. Господь дает нам победу над грехом. От человека требуется вера в Него и Его могущество. А видимый, вещественный знак нашего вступления в завет с Богом есть Крещение, установленное Самим Спасителем, крестившимся от Иоанна в водах Иорданских. Господь дает человеку все. От человека требуются вера и крещение. Христос говорил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16).
В нашей святой Православной Церкви распространен обычай, согласно которому мы крестим всех в основном в младенчестве. Как когда-то родители нас приносили в Храм Божий, так делаем теперь и мы, продолжая дивную православную традицию. Но, как говорит Господь, для крещения требуется вера, и только тогда человек может быть крещен и спасен. Отсюда возникает вопрос: как же может Крещение быть спасительным для несознательных младенцев, не имеющих ни веры, ни понятия о ней? Спасительно ли для младенцев Крещение? — Да, спасительно. В Ветхом Завете обрезали восьмидневных младенцев, в Новом Завете Господь говорит в Евангелии: «Не возбраняйте детям приходить ко Мне» (Мф.19:14). Дети могут и должны приходить ко Христу по вере сознательных членов Церкви, через дверь святого Таинства Крещения. Христос исцелил больную дочь жены-хананеянки по вере матери; Христос исцелил бесноватого юношу у подножия горы Фавор по вере отца; Христос исцелил расслабленного по вере людей, принесших его к Нему; Христос воскресил дочь Иаира по слезной просьбе и вере отца. Таким образом, и при Крещении младенцев Господь принимает их в Свою Святую Церковь и дарует им свободу быть чадами Господними по вере родителей и восприемников. Благодаря этому мы вводим в Церковь каждого родившегося человека, чтобы он был сразу с Богом. Возникает и еще один вопрос: если Христос крестит всех Духом Святым, как о том говорил Предтеча Господень, то зачем же нам еще вещественное крещение? Не достаточно ли крещения одним Духом Святым? — Было бы достаточно, если бы мы были духи, не имеющие плоти. И потому Господь благоволил показать пример и положить Своим Крещением во Иордане начало нашему вещественному крещению. В воде Он омыл грехи человеческие, и тогда же на Него сошел Дух «в виде голубя». В крещении водою мы получаем прощение грехов и дар Духа Святого, освящающего нашу душу и тело.
Зная о том, что значит для нас крещение, необходимо помнить и о тех обещаниях, которые давали за нас перед Богом и Церковью наши родители-восприемники. Мы обещали умереть для греха и жить для Бога, сохраняя незапятнанной снегосветлую одежду крещения. Господь всегда верен Своему завету, и Он помогает нашей верности, если мы на Него надеемся. Для того чтобы быть всегда с Господом, существуют Святая Церковь и Святые Таинства, особенно Покаяние и Причащение. Церковь Господня помогает нам побеждать свои немощи и греховные наклонности, помогает возрождаться и возрастать в меру возраста Христова.
Только тому, кто помнит завет с Богом и прилагает усилия к исполнению его, Господь даст в итоге венец жизни. Аминь.
Митр. Антоний Сурожский. Неделя о Закхее
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
На прошлой неделе мы слышали рассказ о слепом Вартимее. Этим рассказом Церковь напоминала нам о том, что мы все слепы: не физической слепотой, а духовной; и напоминает нам, что избыть эту духовную слепоту мы можем, только если обратимся к Единственному, Который имеет власть нас исцелить, Который является светом во тьме, Который является жизнью и целостью жизни.
Если мы над этим задумались (как мы должны были сделать) на прошлой неделе, то мы теперь начинаем, может быть, прозревать нечто в себе: хотя бы нашу греховность, хотя бы нашу несостоятельность, хотя бы то, что у нас голод есть, но что побеждается этот голод косностью, ленью, страхом. И сегодня, в рассказе о Закхее, мы видим, в чем заключается этот страх. Чего мы ищем больше: одобрения людей или встречи с Богом? Чего мы хотим больше: того, чтобы не стать посмешищем, чтобы никто от нас не отворачивался из-за того, что мы выбрали Бога против всего, – или хотим мы Бога любой ценой?
Святой Иоанн Лествичник говорит нам, что тщеславие, то есть искание одобрения человеческого при безразличии к суду Божию, является ненавистью к Богу и трусостью перед людьми: каково наше положение? Конечно, не люди над нами смеются в обществе, в котором мы живем, не они нам страшны, но нам страшно столько в нас самих! Люди нас простят за то, что мы ищем Бога – лишь бы мы не были им вызовом и оскорблением; готовы ли мы на это? Готовы ли мы всем строем нашей жизни быть вызовом и оскорблением, готовы ли мы на это? Готовы ли мы всем строем нашей жизни быть вызовом той жизни, которую безбожный мир и каждый из членов безбожного мира, включая нас самих, строит? Готовы ли мы встретить в себе самих противоречия нашего искания Бога? Готовы ли мы отвергнуть помышления, чувства, желания, страхи, которые действуют в нас, ради того чтобы сказать: „Нет! Пусть смеются надо мной люди, пусть все, что во мне есть прошлого, безбожного, чуждого Богу, восстает, а я все-таки буду искать Бога, Который единственный может быть праведным судьей надо мной”... Тщеславие мы должны отринуть как отвержение Божиего суда, как отрицание права нашей собственной совести с нами говорить именем Божиим.
В другом месте Евангелия сказано: примиряйся с твоим соперником, пока ты еще на пути, пока он тебя не поставил перед лицом судии, потому что тогда будет поздно... И отцы нам говорят, что соперник этот – наша совесть, которая в течение всей жизни нашей нас обличает в том, чего мы не делаем, или в том, что мы творим. Обратим внимание на это; это второе предупреждение на пути, который нас ведет к началу Великого поста. Теперь время покаяния, теперь время очнуться, теперь время начать! Положим же начало благое – снова, если положили его на прошлой неделе, или положим его теперь, если еще не клали. И изо дня в день, из недели в неделю будем слушать, прислушиваться к нашей совести, искать Бога и правды Его; и только тогда сможем мы вступить очищенными или, во всяком случае, готовыми в Великий пост. Аминь!
Святая мученица Татиана родилась в Риме в богатой и знатной семье. Её родители были христианами и воспитывали свою дочь в благочестии. За свою добродетельную жизнь она была поставлена диакониссой. Во время гонений на христиан при императоре Александре Севере Татиану пытались принудить поклониться статуе языческого бога Аполлона. Татиана вознесла молитву Иисусу Христу, и произошедшее землетрясение разрушило статую Аполлона и обрушило часть храма. После этого Татиану подвергли пыткам, но, как гласит предание, следы мучений исчезали с её тела. Во время пыток по молитве святой мучителям явились четыре ангела и голос с небес, обращённый к Татиане. Эти чудеса заставили некоторых мучителей уверовать во Христа. После мучений Татиана вместе со своим отцом была усечена мечом. Мученическая смерть Татианы произошла 12 января 226 года.
Имя Татиана в переводе с древнегреческого языка означает Устроительница.
День студента. Именно в Татьянин день, 25/12 января 1755 г., императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета», и день 25/12 января стал официальным университетским днём, тогда он назывался Днём основания Московского университета. С тех пор св. Татиана считается покровительницей студентов. При Николае I праздник стали называть Днём студента. С этого дня начинались студенческие каникулы, и это событие было дополнительным поводом для веселья. В наше время, в 2005 г., «профессиональный» праздник российских студентов был утверждён указом Президента России. Празднование Дня студента имело свой ритуал и свои традиции. Первая часть праздника была официальной. Проводились торжественные акты с раздачей наград и речами. Второй частью было шумное гуляние, продолжавшееся всю ночь. Полиции было указание студентов не трогать, кроме исключительных случаев.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.