Крестовоздвиженский храм в Самаре - 21.12.14-27.12.14 Неделя 28-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

21.12.14-27.12.14 Неделя 28-я по Пятидесятнице

 

в началоНа этой седмице:

22/9 декабря: Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Святой пророчицы Анны, матери пророка Самуила (1100 г. до Р. Х.). Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная радость».

Спиридон Тримифунтский 23/10 декабря: Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1754).

25/12 декабря: Свт. Спиридона, чудотворца, епископа Тримифунтского (ок. 348), современника свт. Николая Мирликийского Чудотворца, и тоже очень почитаемого в православном народе. Со смертью жены за добродетельную жизнь Спиридона избрали в епископа Кипрского города Тримифунта, а Бог наградил его даром чудотворения и прозорливости. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Он исцелил безнадёжно больного императора Констанция. Он воскресил младенца, а затем и его мать, которая умерла от радости при виде ожившего ребёнка. Он приказал вышедшему из берегов потоку остановиться, чтобы успеть придти на помощь приговоренному к незаслуженной казни. Всем этим удивительным чудесам нет числа. При этом его удивительные способности и высокое епископское достоинство сочетались с удивительной простотой и смирением. На Первом Вселенском Соборе в 325 г. святитель Спиридон явил в необыкновенной простоте и силе тайны Божии. Он взял в руки кирпич и, сжав его, сказал: «Посмотрите на то, что невозможно постигнуть никаким умом». Из камня вырвался вверх огонь, вниз - пролилась вода, а в руках святителя осталась глина. «Это три стихии, а кирпич один, так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино» - сказал тогда святитель. Там же он при помощи благодати Божией в споре победил философа, защищавшего еретиков, так что тот крестился. «Во имя Господа Иисуса Христа выслушай меня, - сказал он философу и затем, изложив христианское учение, спросил: - Веруешь ли ты сему или нет?» Философ отвечал: «Верую», и потом говорил, что в словах Спиридона была какая-то непонятная ему, непобедимая сила.

26/13 декабря: Мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284-305), и мученицы Лукии девы (304). Преподобного Германа Аляскинского (1837).

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвнизКол.1:12-18

12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,

13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,

14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,

15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;

16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано;

17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.

18 И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,

в началовверхвнизЛк.17:12-19

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

в началовверхвнизАпостольское чтение недели (Кол.1:12-18) призывает нас быть благодарным Богу. Мы избавлены «от власти тьмы» и участвуем в «наследии святых». Мы искуплены Кровию Спасителя, Которым (как Богом) и для Которого (как Человека) всё создано, Который «есть глава тела Церкви». Церковь и создана для того, чтобы мы могли спастись.

Евангельское чтение недели (Лк.17:12-19), об исцелении десяти прокаженных, читается также во время благодарственных молений, приносимых Господу за избавление нас от нужд, болезней, и проч. Это наставление о благодарности Богу. Мы постоянно, сами того не замечая, взываем к Богу о помощи, и получаем её, а благодарим едва ли один раз из десяти. И Евангелие о десяти прокаженных проповедует нам три добродетели:

  • чтобы мы имели твердую веру и постоянное упование на Бога;
  • чтобы от сердца благодарили за всякое полученное благо;
  • чтобы в состоянии были также переносить неблагодарность людей.

в началовверхвнизМитрополит Владимир (Иким) Всесильное слово Христа

Евангелие о десяти прокаженныхНет такой беды, от которой не избавил бы Спаситель обратившегося к Нему человека. По всесильному слову Господа Иисуса Христа прозревали слепые, вставали на ноги парализованные, воскресали мертвые. Весть о Его чудесах пробуждала надежду в сердцах отчаявшихся, и они спешили туда, где странствовал Сын Человеческий, чтобы вернуть себе радость жизни. Так было и с десятью прокаженными, которые встали у обочины дороги, где шел Господь, и издалека громким голосом говорили: «Иисус Наставник! помилуй нас!» (Лк. 17, 13).

Прокаженные могли взывать о милости лишь издали, потому что не имели права приближаться к здоровым людям. Проказа – страшная болезнь, пораженный ею человек начинает гнить заживо, годами или десятилетиями превращаясь в полуразложившийся труп, в котором теплится сознание. Вдвойне ужасно, что общество изгоняет заболевшего из своей среды и он становится отверженным. В средние века прокаженные также должны были обитать в пустынных местах, одеваться в особые балахоны с привязанными к ним колокольчиками, чтобы их звон отпугивал случайно оказавшихся поблизости людей. А в новейшие времена больные проказой ссылались в специальные места – лепрозории, отделенные от окружающего мира.

Десять таких несчастных отверженных предстали перед Спасителем с мольбой о помиловании, и Он сжалился над ними. Христос сказал им: «Пойдите, покажитесь священникам» (Лк. 17, 14), – по закону служители храма должны были засвидетельствовать, что прокаженные исцелились, прежде чем им будет позволено вернуться в общество остальных людей. Повиновавшись слову Наставника, прокаженные отправились искать священников. Недолго они шли, как вдруг заметили – на телах их больше нет страшных язв и пятен, проказа оставила их, они уже не отверженные, а нормальные здоровые люди! Мир со всеми своими многообразными удовольствиями вновь открыт для них! И вот девять бывших прокаженных с криками ликования устремились вперед – в этот мир, наслаждаться его благами. Десятый повернул назад – туда, где виднелись удалявшиеся фигуры Спасителя и Его спутников.

Торопившиеся радоваться жизни были иудеи – «сыны Завета», для которых благодарение Творцу являлось долгом. Возвратившийся был самарянином, полуязычником, но для этого человека благодарность явилась потребностью сердца, живым чувством. Он возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его (Лк. 17, 15–16). И тогда Господь сказал: «Не десять ли очистились? Где же девять?» (Лк. 17, 17).

Девять неблагодарных иудеев очистились только от наружных язв и пятен, но души их продолжала разъедать проказа греха. Великое благодеяние Божие, дарованное им исцеление не смогло избавить их от этой душетленной болезни. Почитая себя счастливцами, они устремились «приобретать весь мир» – и стали несчастнее любого отверженного, ибо на самом деле спешили вредить своим душам, торопились к вечной погибели. Истинно счастливым из исцеленных был лишь благодарный самарянин, ибо только он услышал от Господа: «Вера твоя спасла тебя» (Лк. 17, 19).

Неблагодарность – одно из худших свойств падшего человека и одна из главных причин его падения.

Но разве мы, нынешние, не напоминаем своей неблагодарностью древних иудеев? Стране явлено великое чудо Божие. Из египетского рабства, из-под ярма тоталитарного режима вывел нас Всеблагой Господь – и что же? Возблагодарил ли Бога освобожденный народ? Нет, люди во множестве поклонились западному «золотому тельцу», который якобы «вывел их из Египта». А теперь, удрученные скудостью и инфляцией, многие с сожалением вспоминают, как во времена мертвящего застоя «сидели у котлов с мясом». Так надо ли удивляться, что земля вокруг нас по-прежнему не «течет молоком и медом»? Изумления достойно лишь долготерпение Господа, медлящего опустить на нас карающую десницу Свою.

Понимаем ли мы, от какого страшного бедствия избавлены милостью Божией? Поколение за поколением сыны и дочери народа нашего сходили во ад на вечные мучения, проказа безбожия разъедала саму душу народную. Отверженным от общения с Небесным Отцом и святыми Его, лишенным истории и памяти о былом благочестии, покрытым язвами и струпьями лживых учений было наше отечество. Ныне нам дарована возможность избавиться от духовно-нравственной порчи. Открыты Храмы, звучит проповедь слова Божия, нет препятствий для просвещения народа светом Христовым, для воспитания детей в святой вере. Перед нами открыт путь спасения, но часто ли из сердец наших изливается славословие Господу Милующему?

Вот так же и мы порой вспоминаем о Боге лишь во время скорби, а в радости забываем Творца. Христианам следовало бы обращаться к Господу не за избавлением от временных бед и забот, а за исцелением болезней души – тех недугов, которые могут навеки погубить человека. «Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось прострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощены несомненным упованием вечных утешений, а благодарность не будет умолкать в устах твоих», – говорит Святитель Феофан Затворник.

Если мы будем достойно подвизаться на пути благочестия, то каждый миг земной жизни станет для нас источником радости и славословия Господу, ибо Отец Небесный дарует нам еще время для совершенствования и обретения вечного спасения. Тогда в любых испытаниях и скорбях понятен и близок нам станет завет Святого Апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 16–18). Аминь.

в началовверхвнизЗачатие Пресвятой БогородицыИером. Зосима (Мельник). Зачатие святой Анны, «егда зачат святую Богородицу»

По предвечному замыслу Бога, пожелавшего создать пречистую обитель для Боговоплощения, Св. АннаИоаким и Анна долгое время были лишены потомства. Достигнув преклонного возраста и оставаясь бесплодными, обладая человеческой природой, увядшей и иссушенной под бременем греха и смерти, они все же не переставали с надеждой молить Господа об избавлении от позора бездетности.

И вот наступил определенный Богом срок. Господь послал к Иоакиму, взошедшему на гору, и к Анне, оплакивавшей свое несчастье в саду, архангела Гавриила. Посланник Божий возвестил, что вскоре через них совершится то, что некогда было предсказано пророками, – у них родится Дитя, Которому надлежит стать Ковчегом Нового Завета, Божественной Лестницей, Неупиваемой Чашей, Нерукосечной Горой, Живым Храмом, в Котором будет обитать Слово Божие.

Зачатием праведной Анны упраздняется бесплодие всей человеческой природы, отделенной от Бога действием смерти. Своей неизреченной силой дав Анне способность зачать и выносить дитя в том возрасте, когда сама природа затворяет чрево женщины для чадородия, Господь предвозвестил еще более великое чудо непорочного зачатия Иисуса Христа во чреве Его Пресвятой Матери и Приснодевы Марии.

Зачатие Пресвятой Богородицы, хотя и совершилось благодаря чудесному вмешательству Божию, все же произошло от союза мужа и жены, согласно законам падшей человеческой природы, подверженной тлению и смерти через Адамово согрешение. Сосуд Избранный, Драгоценный Ларец, приуготовленный Господом от начала времен, Матерь Божия является самой чистой и совершенной из людей. Но все же Она не осталась непричастной общим для всех нас последствиям грехопадения прародителей. Как Христу надлежало по Воплощении стать подобным человеку во всем, кроме греха, чтобы Своей добровольной смертью победить самую смерть, так и Его Матери, во чреве Которой Бог Слово соединился с человеческой природой, подобало быть подверженной, как и все люди, тлению и смерти, дабы и дарованное затем спасение и искупление во всей полноте могло быть воспринято каждым из нас, потомков Адама.

Пресвятая Богородица была избрана Богом среди всех женщин именно потому, что Он предузнал в Ней способность сохранить Себя тем чистым и непорочным сосудом, который будет достоин воспринять Его. Будучи зачата и рождена подобно всем нам, Пресвятая Дева Мария была удостоена великой чести стать Матерью Сына Божия по плоти и матерью всех людей по духу усыновления. Преисполненная сострадания, Богородица является нашей заступницей перед Своим Сыном и молится о нашем спасении. Как Господь Иисус Христос был плодом девства, так и Его Пресвятая Матерь явилась плодом целомудрия праведных Иоакима и Анны. Поэтому и мы, монахи и все благочестивые христиане, молим Господа наставить нас на путь чистоты и праведности и утвердить нас на этом спасительном пути.

в начало вверхвнизИстория Иконы «Нечаянная Радость» рассказана Cвятителем Димитрием Ростовским в его творении «Руно орошенное».

Нечаянная радостьОдин разбойник, проводивший весьма грешную жизнь, тем не менее был привязан к Богоматери чувством благоговейной любви, и ежедневно молился перед Ее Иконой. Как-то раз он собирался идти на разбой и перед выходом, обратясь к Иконе Божией Матери, помолился. Тут внезапно он увидел, что у Божественного Младенца открылись язвы на руках и ногах, из Его бока хлынула кровь. Пав на землю, разбойник закричал:

— О, Госпожа, кто это сделал?

— Ты и прочие грешники, — ответила Богородица.

— О, Владычица, — отвечал ей грешник, — пусть мои грехи не победят Твоей невыразимой благости. Умоли же о мне Сына Твоего и Бога нашего!

Дважды повторяла Владычица свою молитву Младенцу Христу, пока Он не ответил:

— Я исполню Твою просьбу. Пусть же он в знак прощения облобызает Мои язвы.

С тех пор этот разбойник стал жить честною и благочестивою жизнью. Именно это событие послужило для верующих поводом к написанию Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».

в началовверхвнизГерман Аляскинский Преподобный Герман Аляскинский происходил из купеческой семьи. В 16 лет он принял послушание в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, на берегу Финского залива. Через пять лет преп. Герман отправился на остров Валаам. Его духовным руководителем и наставником стал игумен Назарий, саровский старец, установивший на Валааме устав Саровской пустыни. В 1793 г. преподобный Герман, среди других иноков монастыря, вошёл в Кадьякскую духовную миссию, созданную для проповеди Евангелия среди «диких» языческих народов Аляски и прилегающих островов. Преподобный Герман стойко нёс послушание в тяжёлых условиях миссии, и в 1807 году был назначен её главой. "Я – нижайший слуга здешних народов и нянька", – говорил преп. Герман Аляскинский.

Через некоторое время Герман Аляскинский переселяется на ближайший к миссии остров Еловый, который назвал Новым Валаамом. После многих трудов именно здесь он и обрёл успокоение, предсказав время своей кончины, 13 декабря 1837 года.

Преподобный Герман Аляскинский весьма распространил православную веру в Русской Америке, крестив десятки тысяч местных жителей. Он вёл жизнь полную самоотречения, пренебрегая всеми удобствами. Современники вспоминали о его поразительном уме и ясности мысли, быстроте и отчётливости суждений. В частности, с благоговением о беседах со старцем вспоминал правитель Русско-американской компании Семён Иванович Яновский, обращённый преподобным Германом в Православие.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления