14.12.14-20.12.14 Неделя 27-я по Пятидесятнице
14/1 декабря: Пророка Наума (7 в. до Р. Х.). Раньше в этот день начинался учебный год. От тех времён осталась поговорка: «пророк Наум, наставь на ум», которую и нам было бы полезно периодически вспоминать.
Праведного Филарета Милостивого (782).
16/3 декабря: Преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1406), одного из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского.
17/4 декабря: Великомученицы Варвары и мученицы Иулиании Илиопольских (ок. 306).
Преподобного Иоанна Дамаскина (ок. 780). Иоанн Дамаскин написал фундаментальный труд о христианском вероучении, который изучают до сих пор - «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры») разделы. Кроме того, Иоанну принадлежит ряд проповедей о Богородице. Иоанн написал ряд канонов, в т.ч. Канон Пасхе, Рождеству и ряду других христианских праздников. Считается, что Иоанн составил «Октоих».
18/5 декабря: Преподобного Саввы Освященного (532). Он написал первый Устав последования церковных Служб, известный под названием Иерусалимский Устав, принятый во всех Палестинских Монастырях.
19/6 декабря: свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 345).
Свт. Максима, митрополита Киевского и всея Руси (1305). Свт. Максим установил у нас правило о постах, назначив, кроме Великого поста, Апостольский, Успенский и Рождественский посты, и определил, когда разрешается пост среды и пятка. Особым попечением святого митрополита было утверждение законного брака: «Пишу и о том затем, чтобы вы, чада мои, рожденные в купели, новосвященныя, принимали жен от святой Соборной и Апостольской Церкви, жена для спасения человеческого. Если же держите их в блуде, без венчания: что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви».
Международный день помощи бедным.
20/7 декабря (суббота): Преподобного Нила Столобенского (1554).
Святителя Амвросия, епископа Медиоланского (397). По Божьему Промыслу и единодушному избранию народа и императора Валентина, Амвросий, после принятия таинства Крещения в течение восьми дней прошёл все церковные степени и стал епископом. Первым делом после посвящения он раздал бедным своё имущество и в дальнейшем прославился делами милосердия. Св. Амвросий почитается в числе величайших богословов и Отцов Церкви. Он известен также, как преобразователь церковного пения. Он также написал около 30 гимнов и ещё многие тексты песнопений заимствовал у Святого Ефрема Сирина и у Илария. Св. Амвросий явил образец пастырской твёрдости, когда решился не допустить в храм императора Феодосия, после кровавого подавления бунта фессалоникийцев. Амвросий сказал императору: «Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира». Император возразил: «И Давид согрешил, но не лишился милости Божией». На что Амвросий ответил: «Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии», и наложил на него епитимью для примирения с Богом и Церковью. Под влиянием его проповедей уверовал и принял Крещение блаженный Августин, ставший потом епископом и величайшим богословом Западной Церкви.
И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
Апостольское чтение недели (Еф.6:10-17) наставляет нас, что наша жизнь - непрестанная борьба «против козней диавольских», особенно теперь, во время поста. Чтобы найти в себе волю и силы, апостол Павел призывает укрепляться Господом и могуществом силы Его. По слову апостола, главным оружием и защитой в Боге для нас являются: истина, праведность, вера и меч духовный - Слово Божие. И каждый из нас должен быть готов к благовествованию - исповеданию своей веры.
В Евангельском чтении недели (Лк.18:18-27) говорится о том, как трудно богатым войти в царство Божье. Тут речь идёт не о имуществе, иначе надо было бы отнести к святым самых опустившихся и спившихся бомжей, независимо от их поведения. Речь идёт об отношению к имуществу. Богатый «из начальствующих», обратившийся к Иисусу, стремится делать добро и обрести жизнь вечную. И первое, о чём говорит Господь, - о соблюдении заповедей, т.е., о принадлежности Церкви (тогда Ветхозаветной). Богач стремится выполнять заповеди, «все это сохранил я от юности моей», - говорит он. Таким образом, он старается выполнять закон, правила, но этим и ограничивается. Он не готов жертвовать чем-то большим, в нём не достаёт любви к ближнему и веры в Божию помощь. Так богач быстро подходит к пределу, который сам себе положил. Он слишком уповает на себя, на своё богатство, тогда как уповать надо на Бога. Он слишком привязан к комфорту личному и уважению общественному. И тогда то окно, через которое он смотрит на мир, начинает постепенно покрывать тонкий слой серебра. И окно постепенно превращается в зеркало, через которое богач видит только самого себя. Как только встаёт вопрос о том, чтобы расстаться с богатством и тем уважением и комфортом, которое оно обеспечивает, богач тут же начинает очень печалиться. Именно из-за этого отношения «трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие». Но всё возможно для уповающего на Бога, ибо «невозможное человекам возможно Богу». И в числе тех, кто в Бога богател, можно помянуть многих и многих русских святых, среди которых много, например, князей и бояр.
В течение всей недели мы неоднократно вспоминаем о необходимости милосердия. На эту неделю приходятся память свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, «Николы Милостивого», память праведного Филарета Милостивого, память свт. Амвросия Медиоланского, Международный день помощи бедным.
Митр. Антоний Сурожский. Ответ о жизни вечной
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Обращаясь к человеку, хотевшему достичь совершенства, Спаситель сказал: Следуй за Мной... В то время эти слова были просты; они значили оставить все заботы – семью, работу, призвание, привычки – и пойти вместе со Христом по дорогам Святой земли, будучи свидетелем Его чудес, вслушиваясь в Его слова, делаясь до самых глубин Его учеником и ожидая того, что будет еще впереди, о чем никто не знал, кроме Сына Божия, пришедшего в мир, чтобы жизнь Свою отдать за этот мир.
Но когда эти слова обращены к нам – что они значат? Они не могут значить того физического, телесного следования за Христом по путям и дорогам; но Христос нас зовет за Собой, войти в вечную жизнь. Когда ученики Иоанна Крестителя поставили Христу вопрос: где Ты живешь? – Он ответил: придите и посмотрите... В земном смысле, Он жил в какой-то хижине неподалеку от Иордана; но в каком-то ином смысле, в том смысле, который покорил учеников раз и навсегда, Он, как говорится о Боге в Священном Писании, жил в свете неприступном, в глубинах Божества; в том свете, который озаряет всякого человека, вступающего в мир и грядущего в мир.
И вот Господь нас зовет идти за Собой в эти глубины богопознания, в эти глубины вечности и жизни. Он Сам нам сказал: жизнь вечная в том, чтобы познать Бога и Сына Его Иисуса Христа, жизнь в том, чтобы так с Ним соединиться, так неразлучно, так глубоко с Ним срастись, стать одно, чтобы мы могли сказать: моя жизнь – Христос; Его учение, Его пути, Его мысли и Его чувства, Его воля и Его судьба – мои, я их принимаю на себя, как крест, как Воскресение, как смерть и как жизнь, и как путь.
Вот что значит следовать за Христом теперь: вслушаться в Его Божественное слово, которое очерчивает, указывает нам путь жизни; и на этом пути, во всем, сколько у нас есть сил – но изо всех наших сил – быть учениками Христа. Но для этого, как и в древности, надо освободиться от всего, что иначе делает нас рабами, связывает, не пускает в вечную жизнь. Об этом каждый из нас должен подумать про себя, потому что у каждого из нас есть нечто, что он – хотя не на словах, хотя не сознавая, может быть, того, – предпочитает Богу. Для этого надо глубоко всмотреться в себя и поставить перед собой вопрос: вот, если бы теперь встал передо мной Спаситель и сказал: оставь это, это единственная твоя преграда между тобой и вечной жизнью – что бы мы на это ответили? Оставили бы – или сказали бы: «Не могу, Господи, прости!»?
Вот об этом нам надо подумать, потому что мы все призваны следовать за Христом во славу вечной жизни; это наше призвание: воскреснуть духом, прежде чем в свое время мы воскреснем телом, и войти в тайну Божества, познать Бога, как говорит апостол Павел, подобно тому, как мы сами Им познаны, поклониться Ему всей жизнью, всем духом, всей истиной своей. Аминь.
Святой Филарет Милостивый родился в начале 8 в. в Пафлагонской области в Малой Азии (Турция). Был он человеком богатым и знатным. Жил он счастливо со своей женой, от которой имел сына и двух дочерей, жалел страждущих и заботился о них. Но вот, Богу угодно было допустить, чтобы св. Филарета постигло испытание, его рабов увели в плен, захватили его стада и завладели полями. Остался у него только его дом с небольшим полем да пара волов. Безропотно принял св. Филарет свое несчастье, говоря, как некогда Иов: «Бог дал, Бог взял. Да будет имя его благословенно». Св. Филарет не ожесточился сердцем, но продолжал жалеть страдальцев и посильно помогать нуждающимся. Почти после каждого очередного доброго дела он имел неприятности дома, должен был слышать укор своей жены и видеть слёзы детей. Так семья праведного Филарета окончательно обнищала. Но милосердный Бог, не допускающий праведнику испытаний сверх его сил, решил положить конец испытаниям святого и наградить Филарета за его терпение и доброе сердце. Случилось это так. Императрица Ирина задумала женить сына, она послала вельмож по городам и сёлам империи, чтобы они нашли самых красивых и разумных девиц, из которых царь мог бы выбрать себе невесту. Посланные пришли и в селение, где жил святой Филарет. У него были ещё три молодые красавицы-внучки. Увидев их, гости были так поражены красотой и скромностью одной из них — Марии, что заставили святого Филарета согласиться поехать со своей семьей в Царьград на царские смотрины. Красавица Мария, воспитанная в смиренномудрии и от природы кроткого и молчаливого духа, произвела впечатление на царя Константина и вскоре стала его женой, а Милостивый Филарет — дедом царицы. Как близкому родственнику императора, ему были дарованы дома и богатые поместья, оказаны милости и почёт. Но в новых условиях богатства и столичной жизни св. Филарет не забывал нищих и обездоленных и помогал им из своего богатого имущества.
Дожив до глубокой старости, со словами: «Да будет воля Твоя», св. Филарет предал Богу свою праведную душу (в 792 г.). В течение многих поколений жители Константинополя вспоминали милосердие святого Филарета.
Святитель Николай жил в 4 веке и был архиепископом в Малой Азии, в Ликийском городе Миры. Родился он в городе Патары и ещё в юных летах был отдан на служение Богу под руководством своего дяди, епископа Патарского. Дядя возвёл его в сан священника. При посвящении епископ в пророческом духе сказал, что он будет великим пастырем, приведёт к истине многих заблудших и даст утешение всем скорбящим. Так и было. По смерти своих родителей Николай раздал всё своё имение бедным.
Святитель Николай поселился было в одном монастыре, в Палестине, но однажды ночью, стоя на молитве, услышал голос: «Николай, пойди во всенародный подвиг, если хочешь получить от Меня венец». Тут он понял, что Господь требует от него пастырского служения, и отправился в Миры. В это время здесь избирали нового епископа, и избиравшие, не зная, кого избрать, молили Бога, чтобы Он Сам указал достойного. Тогда одному из епископов сказано было во сне, чтобы он стал у дверей церковных и наблюдал: человек по имени Николай, который первым войдёт в церковь, и есть избранник Божий. Святитель Николай, прибыв в Миры, на другой день утром пошёл в церковь и первым вошёл в неё. Епископ узнал в нём избранника Божия, и собор Архипастырей поставил его в епископы г. Миры, хотя он и отказывался. Сделавшись епископом, Святитель Николай посвятил все свои труды на благо паствы: всех принимал с отеческой любовью, выслушивал прошения и жалобы и твёрдо защищал невинно гонимых. Во время Диоклетианова гонения его заключили в темницу, и здесь он утешал всех узников. С воцарением Константина Великого был возвращён своей пастве. Святитель Николай присутствовал на I Вселенском Соборе против Ария.
Однажды он узнал, что трое из граждан невинно осуждены на смерть, поспешил на место казни, вырвал меч из рук палача и таким образом спас невинных.
Святитель Николай умер в глубокой старости, и мощи его были положены в соборной Мирской Церкви. Совершив много чудес при жизни, он не перестаёт совершать их и по смерти, особенно при раке своих мощей. Имя его сделалось известным всей Церкви, и его наименовали Чудотворцем. Ныне его святые мощи находятся в городе Бари, в Италии. Радуйся, Николае, великий Чудотворче!
Иеромонах Мефодий. Святитель Николай
Житие святителя Николая сохранило нам трогательное повествование о том, как добрый пастырь Христова стада с истинным христианским смирением разрешил тяжкую скорбь отца трех девиц, по выражению акафиста «на брак скверный нищеты ради уготованных».
Тихо и скромно, в продолжение нескольких ночей спускал в окно дома несчастного отца кошельки с золотом Христов святитель. И поистине, нет тайного, что бы не сделалось явным, и этот подвиг Святителя Николая явился на все времена одним из лучших украшений венца его подвижнического.
Характерная черта святых в том, что они творят жизнь. Они не только проповедуют, не только начертывают пути спасения, но сами осуществляют проповедь, сами прокладывают пути. И среди многих «милостивцев» Христовой Церкви, сияет и ныне воспоминаемый нами Святитель Николай, в нашем русском религиозном быту и прошедший под именем «Николы Милостивого». Милостивого не только при жизни своей на земле, но и оттуда, из мира духовного, продолжающего свои заботы и отеческое попечение.
Святитель Николай, как-то особенно близок христианскому сердцу, и близок именно своей великою и премудрою простотою. Весьма ярко и отчетливо в жизни его было отражено Евангелие. И весь его образ — образ кротости, любви и смирения, являет нам пример подлинной кристально чистой и лазурно прекрасной жизни Евангельской.
И, о, если бы, братие, умели мы, читая жития святых, применять их в своей жизни! Сколько бы бодрящей радости открыли нам эти страницы. Как много примеров осуществления правды Евангельской нашли бы мы там. И во сколько бы раз действительней была бы для нас та жизнь, по сравнению с теми обманами и подделками, которые во главу бытия своего мы поставили.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.