23.11.14-29.11.14 Неделя 24-я по Пятидесятнице
23/10 ноября: Апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I). Мученика Ореста врача (304).
24/11 ноября: Преподобного Феодора Студита, исповедника (826). Блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского, чудотворца (1434). Прозорливый святой находил для страждущих слова утешения: «Не все по шерсти, ино и напротив... За дело побьют, повинись, да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение». А иных сильных мира сего бл. Максим обличал: «Божница домашня, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь».
25/12 ноября: Святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620). Он прозван Милостивым за то, что дела милосердия считал важнейшим своим делом.
26/13 ноября: Святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского (407). Одного из трёх Вселенских святителей. Большую часть года служится Литургия, составленная им. Он прославился не только как великий проповедник и духовный писатель, но и как борец с распущенностью нравов богатых и власть имущих и защитник бедных. За это он и пострадал.
27/14 ноября: Апостола от 12-ти Филиппа (ок. 81-96). Святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского (1360). Ап. Филипп прославился как знаток Священного Писания, чудотворец, проповедник Христа и принял мученическую смерть. Свт. Григорий Палама внёс огромный вклад в развитие святоотеческого учения (о нетварном Фаворском свете и умной молитве) и прославился как великий подвижник и проповедник. Помимо этого, будучи архиепископом, он боролся за снижение податей с бедняков, с бесчинствами чиновников, знати и солдат. Он смог «умирить» под своё слово Фессалоники, где бушевал мятеж и бандитские войны, причём никто из участников не был наказан.
28/15 ноября: Преподобного Паисия Величковского (1794). Он составил первый славянский свод Добротолюбия, переводил сочинения преп. Исаака Сирина, Феодора Студита, преп. Варсонофия, свт. Григория Паламы, преп. Максима Исповедника, свт. Иоанна Златоуста и многое другое. По его трудам учились на Руси умной молитве. Непосредственно с ним связаны Оптина пустынь и Саров.
29/16 ноября: Апостола и евангелиста Матфея (60).
И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем],
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Апостольское чтение недели (Еф.2:14-22) наставляет нас, что Иисус Христос есть наш Примиритель. Он в Себе примирил нас с Богом. И Он учит нас, что примириться с Богом может только тот человек, кто примирился с ближним. Своим Крестом Господь примирил иудеев и язычников, принёс нам Новый Завет. Если смотреть из сегодняшнего дня, Он примиряет христиан и не христиан, даровав нам заповеди любви и блаженства. Мы все призваны быть в Его Церкви братьями и сёстрами во Христе и детьми Божиими. Давайте об этом помнить в нашем общении с ближними, даже тогда, когда они забыли о всякой любви и примирении, даже если они Бога не знают. И если уж будет необходимо, то и вразумлять ближних - может быть, и со всей строгостью, но с большой любовью.
Евангельское чтение недели (Лк.10:25-37) разъясняет нам суть христианского милосердия.
Господь сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Но следует ли любить чужаков и грешников? Не ограничиться ли только своими и «хорошими людьми»? Законник, «желая оправдать себя», спрашивает у Иисуса: «а кто мне ближний?», и Спаситель рассказывает притчу о милосердном самарянине.
Самаряне для иудеев были чужаками, врагами и чрезвычайными грешниками.
На человека напали разбойники, и он, раненый и ограбленный, лежит при дороге. Мимо него проходят священник, потом левит. Они знают закон Моисеев, который заповедует любить ближнего своего, а особенно своего, но проходят мимо. А самарянин останавливается, спасает от смерти, оказывает первую помощь, довозит до гостиницы, оплачивает постой и лечение.
В этом деятельном участии span style="font-style: italic;">ко всем, кому можешь помочь, и выражается христианское милосердие: «увидев его, сжалился» и тут же, сразу, сделал всё, что мог. Но не забыл и о том, что помощь может понадобиться и далее.
«Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же». Это, конечно, не значит, что мы со всеми должны обращаться одинаково. Наша любовь должна распространяться на всех, на врагов и грешников даже больше, ведь они в этом больше нуждаются. Наша помощь должна быть направлена на всех нуждающихся. Но наше уважение должно относиться к благочестивым, а наша дружба принадлежать добрым, - тем с кем мы едины духом в союзе мира.
Митрополит Антоний (Храповицкий). Притча о милосердом Самарянине (Лк.10:25-37).
«Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» — спрашивает законник и на вопрос, «что сказано в Законе?», сам отвечает, приводя слова о любви к Богу и ближнему и далее, «хотя оправдаться», спрашивает, кто же ближний? Обычно под ближними иудеи понимали единоверцев, а иноверцев почитали врагами. Но законник ставить вопрос глубже: он имеет в виду не национальное, а личное отношение к людям. В притче о Самарянине Спаситель говорит, что ближний впавшему в разбойники — сотворивший ему милость. Говорят, что иудеи оказывали милость только единоверцам. Это неверно: добрые люди всех вер помогают всем и только фанатики не следуют этому. Ближний — это оказывающей милосердие, несмотря на национальное, религиозное и нравственное различие. Милость находит доступ к сердцам людей и теперешнего жестокого общества. Это можно сказать единственная «современная» добродетель, тогда как добродетель смирения и прочие совершенно чужды современности... Она нас радует так потому, что человек, какой он ни был национальности, относящийся к ближнему, как самарянин, — близок к пониманию христианства.
Митрополит Питирим (Нечаев). Слово на начало Рождественского поста.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
С нынешнего дня, братья и сестры – с завтрашнего утра, точнее, – вступаем мы в святой Рождественский пост, который будет продолжаться так же, как и пост предпасхальный, сорок дней. Казалось бы, долгий срок ожидания праздника Рождества Христова. Но время так быстротечно, так быстро оно проходит, что не успеем мы с вами и заметить, как минует и это постное время, и будем мы с вами слышать радостные рождественские песнопения, которые начнутся уже через неделю, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. И когда слышим мы всякий раз ежегодно это бодрое, радостное пение: «Христос раждается, славите!» – вновь воскресает в нашей памяти все доброе, лучшее, что было в нашей душе, и вновь мы переживаем как бы возрождение, светлые чувства, которые свойственны человеческому духу. Но вот чтобы не угасал в нас этот огонек, и дается нам святое постное время.
И вот давайте, братья и сестры, отрешимся на время от нашей повседневности, от наших забот, и подумаем о том, что именно в эти самые дни в то далекое время в древней Палестине, в холодное и там время года объявляется приказ кесаря: произвести перепись населения. И каждый должен покинуть свое жилище и идти туда, где некогда он родился – и старый, и молодой, и знатный, и незнатный. Хорошо тем людям, у которых крепкое жилище, хорошее хозяйство. Они привыкли жить год от года в одном и том же месте, – ну, подумаешь, придут, как сейчас говорят, «зарегистрируются», выпишут им подушный налог, и на этом все успокоится. А ведь Иосиф праведный, Обручник Девы Марии, которая была уже на девятом месяце в ожидании Младенца, жил в выселках! Назарет – это был поселок, где жила беднота. Иосиф был всегда нагружен работой, потому что всем нужно строить дом, – он был плотник, умел делать разные хозяйственные вещи, которые необходимы и для строительства дома, и для обихода домашнего: ведь даже для того, чтобы погрузить на осла какой-то груз, и то нужны какие-то особые козелки, чтобы положить животному на спину. А там нужно поправить черенок для земледельческого орудия, а там соорудить младенцу колыбель, – и вот так день ото дня он трудился своими руками, со старшими своими сыновьями, чтобы заработать себе на пропитание, и каждый день ему был дорог, потому что давал ему тот малый заработок, необходимый ему для прожития. И вот он должен был оставить этот свой домашний очаг, взять свою юную – подумайте, Она была еще совсем-совсем девочкой! – Марию, обрученную ему невестой, и идти по горным дорогам, преодолевая скользкие горные тропинки, – только для того, чтобы записаться, чтобы и ему определили налог на его труд, чтобы и ему войти в перечень людей, подчиненных Риму. Отказаться было невозможно, и вот собирает он небольшой узел какой-то пищи на дорогу, по-видимому, берет что-то и для будущего Младенца, и вот, идут они и день, и другой, и третий – так, мысленно представьте себе, что значит идти в последний срок матери, ожидающей ребенка! – по неустроенным каменистым горным дорогам, где-то, может быть, скользя, где-то спотыкаясь, может быть, даже и раня свои ножки о камень острый, о колючки, какие попадаются на дороге.
И приходят они в Вифлеем, стучатся в один дом, в другой, и никто их не пускает, потому что все уже переполнено и никто не хочет брать себе лишнюю заботу, ибо что значит пустить к себе семью, у которой вот-вот родится младенец? – Это заботы, это новый крик младенца, это страдания и муки рождающей матери… И уходят они на окраину Вифлеема, и там в горной пещере, где скот укрывался от непогоды, рождается на свет Богомладенец Господь Иисус Христос. Бог, для которого нет ни слова, ни понятия, ни представления нашего, становится человеком, воспринимая в Себя человеческое естество! Есть такое выражение: «самоуничижение Божества». Господь ограничивает Себя для того, чтобы приблизиться к нам. Трудный путь был у Девы Марии, ставшей Матерью Богомладенца, но подумаем и сами, сколько надо было божественной любви, чтобы не силой, не властью, не суровыми мерами попытаться исправить человека, – а унизить себя, умалить до человеческого естества! Это один из труднейших и самых сложных, может быть даже, богословских вопросов, и многие отцы объясняли его, но понять может только тот, кто сам в душе своей, в чистом сердце переживет эту великую «благочестия тайну». Апостол Павел говорит: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3: 16). Нет слов, чтобы измерить глубину этого события. Мы можем видеть только его отражение.
Сегодня мы вспоминали апостола Филиппа, который однажды сказал Господу Иисусу Христу в простоте своего сердца: «Покажи нам Отца! Ты говоришь, что Ты – Сын Божий? Покажи нам Отца!» И Христос ему кротко ответил: «Что ты говоришь, Филипп, не зная того, что говоришь? Кто видел Меня, тот видел Отца. И как ты после этого можешь говорить “покажи нам Отца”?» ( См.: Ин. 14: 8-9) А что показал Христос? – Он показал в уничиженном облике утомление, самообладание духа и великую силу слова и действия. Вот, братья и сестры, и мы – кто из нас дерзнет просить Бога показать Его Божество? Великим праведникам это было недоступно, но каждый из них ощутил это в своем сердце, – и лицо его просияло, как у преподобного Серафима, и действия его были ясными для всех, и сила чудотворений велика.
И каждый из нас, братья и сестры, может ощутить в своем сердце силу Божию, и увидеть Бога, не прямо лицом к лицу, а в отражении, отраженным в своем сердце, в своей душе. И это не метафора, не праздный разговор, это то, что в действительности пережил опыт Церкви. Апостол Павел говорит: «Когда я немощен, тогда я силен. Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12: 10). И потому и Церковь наша, проходящая свой исторический путь все время в тяжких испытаниях, так изобилует и святыми иконами, и святыми людьми, – потому что в них отражается подлинное величие, подлинная сила Божия.
Чего же пожелать нам с вами? Я думаю, что каждый из нас, задумавшись, скажет: «Пусть в моем сердце отразится сила Божия!» Пусть в затуманенном, и иногда даже совсем помраченном душевном нашем устроении – но Сам, Боже, очисти, и Сам отразись, и Сам покажи Свое величие. Кто сейчас может говорить о величии, о славе? Никто из нас не дерзнет говорить об этом. Но именно так, в уничижении, в душевном нашем смирении отражается сила Божия. Вспомним, что и Господь ограничил Себя, вспомним, что и Матерь Божия преодолела трудности пути, вспомним, что Христос прошел этими же горными тропами от рождения до Голгофы, до креста. И все же сила Божия восторжествовала над немощью человеческой. Так и нам сейчас, в эти предпраздничные, предрождественские дни как можно больше нужно задумываться об этой «великой благочестия тайне» и – о самих себе. И каждый день начинать и каждый вечер заканчивать молитвой к Богу, чтобы дал Он нам радость ощутить Его Божество.
Есть старое богословское выражение «ощущение Божества». Не понимание, не размышление только – а именно духом своим ощутить то приближение к нам силы Божией, которое дается каждому ищущему. Господь говорит: «Вот Я стою постоянно у дверей вашего сердца и стучу. И тот, кто откроет Мне, к тому Я войду и разделю с ним трапезу» (См.: Откр. 3: 20). Задумаемся над этими словами святого Иоанна Богослова. Задумаемся над тем, где «двери нашего сердца». Как их найти? Как их открыть? – Чтобы подлинно праздник Рождества Христова был для нас днем нашего духовного просветления, возрождения, озарения, света и радости. ...
Рождественский пост. Последний многодневный (40 дней) пост в году. Он начинается 28/15 ноября и продолжается до 7 января (25 декабря). Т.к. заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27/14 ноября), то этот пост называют также Филипповым. Пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», - заповедует Святая Церковь. Как пишет свт. Иоанн Златоуст, «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
Телесный пост должен быть по силам.
Устав же о пище следующий.
В понедельник, среду и пятницу благословляется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни, запрещаются рыба, вино и елей. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
Со 2 по 6 января нового стиля (20-24 декабря с.с.) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. В сочельник (6 января) нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво (коливо) - варёные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.
(Использован материал с официального сайта Московского Патриархата www.patriarchia.ru)
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.