Крестовоздвиженский храм в Самаре - 02.11.14-08.11.14 Неделя 21-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

02.11.14-08.11.14 Неделя 21-я по Пятидесятнице

 

в началоНа этой седмице:

Казанская икона Божией Матери3 ноября / 21 октября: Прп. Илариона Великого (ок. 371). Господь даровал преподобному Илариону власть изгонять нечистых духов. Преподобный врачевал болезни бесплатно, говоря, что благодать Божия не продается. С благословения преподобного по всей Палестине начали возникать монастыри. Свт. Илариона, митрополита Киевского (ок.1053), автора «Слова о законе и благодати». Он первым из русских предстоятелей был поставлен на митрополию Собором русских епископов.

Апостол Иаков, брат Господень4 ноября / 22 октября: Семи отроков Ефеских: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250).

семь Ефесских отроковПразднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков, 1612). День народного единства. 22 октября 1612 г. бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. Через два дня захватчики подписали капитуляцию. В 1649 г. указом царя Алексея Михайловича, по случаю рождения на праздник «чудотворнья иконы Казанския, во время всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия, день Казанской иконы Божией Матери, был объявлен государственным праздником, который праздновался вплоть до 1917 г. С 2005 г. этот день, 4 ноября / 22 октября по предложению Межрелигиозного совета России, поддержанному думским комитетом по труду и социальной политике, празднуется как День народного единства.

Димитрий Солунский5 ноября / 23 октября: Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Он был сыном праведного Обручника Иосифа. С детских лет Иаков был назореем, то есть человеком, посвятившим себя Богу. Когда Спаситель начал учить народ о Царствии Божием, св. Иаков уверовал во Христа и стал Его апостолом. За Богоугодную жизнь он был избран первым епископом Иерусалимской Церкви. Св. Иаков председательствовал на Апостольском Соборе в Иерусалиме, слово его было решающим (Деян.15:13-21). За 30 лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Недовольные этим книжники и фарисеи сбросили праведника вниз с кровли храма. Святой умер не сразу, и молился Господу за своих врагов, которые в это время добивали его камнями. Св. апостол Иаков составил Божественную литургию, ставшую основой литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Послание апостола включено в состав Нового Завета.

6 ноября / 24 октября: Иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость» (1688).

7 ноября / 25 октября: Праведной Тавифы (ок. 36-42). Её воскресил ап. Пётр по просьбе тех, кому она помогала (Деян.9:36-41).

День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в 1941 г. Проведение парада имело большое политическое значение и способствовало укреплению морального и боевого духа граждан нашей страны. Накануне парада И. В. Сталин обратился с речью к советскому народу. Эта речь вызвала огромный подъём патриотических чувств и укрепила уверенность в обязательной победе над фашистскими захватчиками. В тяжелейшие для страны дни парад продемонстрировал всему миру несгибаемый дух и волю народа к победе. Красная площадь находилась в зоне обстрела. С парада войска уходили прямо на фронт. По силе воздействия на ход дальнейших событий парад на Красной площади приравнивают к важнейшим военным операциям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

8 ноября / 26 октября: Великомученика Димитрия Солунского, мироточца (ок. 306). Правитель Солуни, он был предан мучениям и казнён за исповедание веры христианской. С именем св. Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством св. Димитрия. Память св. Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Почитание св. Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви Димитрия Донского. Князь Димитрий Донской был великим почитателем св. Димитрия Солунского. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота.

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвниз Гал.2:16-20

16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

в началовверхвниз Лк.16:19-31

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

в началовверхвниз В апостольском чтении (Гал.2:16-20) мы слышим наставление ап. Павла об образе истинно христианской жизни: «и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Такой образ жизни достигается через любовь и веру в Иисуса Христа. И только тогда наша вера и наши дела приносят обильный плод, когда в наших сердцах живёт Христос. А начинается всё с дел милосердия, без которых путь к Богу невозможен, о чём напоминает нам евангельское чтение.

В евангельском чтении недели (Лк.16:19-31) мы слышим притчу о богатом и Лазаре. Лазарь полунагой, холодный, голодный, страдающий от жутких болей, лежит у ворот богача. А богач утопает в роскоши и наслаждениях, не обращая на него внимания. И приходит смерть, и богач попадает в ад, а Лазарь — на лоно Авраамово, к райским наслаждениям.

Но Лазарь попадает в Царство Божие не за нищету, а за праведную жизнь, за то, что нёс свой крест с терпением, верой и надеждой. Богач же данные ему возможности потратил на себя — в пустую для окружающих и во зло себе. Теперь, после смерти, он «видит издали», что он потерял. И теперь богач обращает внимание на Лазаря, ибо надеется через него получить облегчение - единственный проблеск надежды. Сам он никогда и ничем не облегчал жизнь Лазаря, да и теперь Лазарь для него — только возможное средство облегчения. Тогда-то он узнаёт о непреодолимой пропасти, отделяющей его от блаженства.

После чего, среди полной безотрадности, возникает раскаяние и мысль о своих близких. Он хочет, чтобы хоть братья его избежали таких мучений, хочет передать им весточку. Это начало его изменения. Богач начинает жалеть своих братьев, в нём пробуждаются добрые чувства, он начинает раскаиваться и хочет, чтобы братья его успели раскаяться. А если в той жизни есть возможность покаяния и взращивания добрых чувств, значит, остаётся возможность полного покаяния и надежда на очищение и избавление от мук.

Но его весточка всё равно была бы бесполезна для погружённых в собственное довольство людей, о чём и говорит богачу Авраам. Мы имеем довольно свидетельств о будущей жизни, и ещё одно не будет услышано. Даже Иисуса Христа, неправедно распятого и воскресшего мало кто услышал. Будем же остерегаться того, чтобы попасть во власть безнадёжной погони за удовлетворением ненасытной жажды удовольствия, тщеславия и «соответствия положению». Будем сохранять в себе способность к покаянию и взращиванию добрых чувств. И не будем тянуть с тем, чтобы покаяться.

в началовверхвниз Прот. Алексий Белоцветов. Богач и Лазарь

Богатый и ЛазарьВот, благочестивые слушатели, желаем мы все сделаться богатыми, a посмотрите, до чего обогащение доводит человека! Был некто, слышим мы ныне в евангелии, человек богатый, одевался в порфиру и виссон, т. е. рядился в самые драгоценные одежды, и каждый день пировал на славу. И что же? Умереть и он не миновал, и похоронили его с великой честью и пышностью, тоже на славу. Но — увы! душа его очутилась в аде, в муке вечной. Тогда как некто нищий Лазарь, который лежал или вернее — валялся y ворот того, богача, покрытый струпьями, и за счастье считал насытиться крошками, падающими со стола последнего, и y которого, прибавлю, только и друзей было, что псы, приходившие время от времени, чтобы облизать с него гной, — этот самый Лазарь, когда умер, то отнесен был ангелами на лоно Авраамово, т. е. в царство небесное.

Говорить ли, чья участь лучше: того ли богача, что всякий день пиршествовал блистательно на земле и потом попал в ад, или сего нищего, который опочил по смерти на лоне Авраамовом? Между тем, что стало причиной погибели первого? Злоупотребление богатством! Злоупотребление, от которого многие ли умеют уберечься! Многие ли богачи умеют пользоваться богатством без вреда для своего душевного спасения? И, однако ж, кто из нас не гонится за богатством? Кто не желает обогащения? Кто не завидует богачам?

Слова нет, богатство само по себе не есть зло: оно тоже дар Божий и, как всякое Божье даяние, дар благой, добрый. Иным и подается оно без всяких с их стороны усилий, именно течет; течет к иному рекой на диво даже ему самому, и потому, как дар Божий, оно само по себе не может и быть помехой человеку — жить благочестиво. Но вот вопрос: много ли таких богачей, которые бы и при богатстве все же духом держались нищеты евангельской, сознавали себя ничего своего не имеющими?

Напротив, не только богатые, а и те, у кого есть хоть небольшие средства, не слишком ли уповают на богатство и не в том ли полагают главную цель своей жизни, все свое счастье, чтобы — одеваться почище, иметь стол послаще, быть в состоянии выезжать в люди на славу и дома y себя задавать пиры на удивление другим и вообще посвящать дни и ночи суете и праздности? Если же кто живет не в роскошь и удовольствие, то и эти не бывают ли заражены другим недугом, — чтобы все копить и копить богатство, хоть бы и с лихвой и неправдой для ближнего, наперекор христианскому долгу? Например, чем объясните вы в среде христиан это вот явление, что y нас никто и в грех не ставит торговать по воскресным дням и даже в великие праздники, и через то красть y Господа и один-то из числа семи дней, который Он хотел бы взять к Себе у человека? Вот с какой стороны опасно богатство и потому-то вот слово Божье и запрещает нам прилагать к нему сердце и вообще старательно искать обогащения. Это-то вот самое, что мы очень склонны прилагать к богатству сердце, — это-то и губит нас. A не богатство само тому причиной.

Да и упоминаемый в евангелии богач не за то попал в ад, что был богат, а за то, как объясняет и Спаситель, что он очень любил роскошествовать и жил в свое лишь удовольствие, что он не хотел и малого уделить нищим и убогим и относился к ним с презрением и внимания на них не обращал.

A и в том не виновны ли более или менее и мы с вами? Для плотских друзей и приятелей нам, не большей ли частью, ничего не жаль, до последней копейки? Тогда как помочь нищим, немощным, сиротам и т. д., которые постоянно перед нами и наги, и босы, и голодны, для которых притом было бы великим утешением воспользоваться даже крупицами со стола нашего, им помочь у многих нет охоты; на их долю от нас, случается, презрение, а подчас еще и укоризна. A того не берем в расчет, что бедные — это ведь проба нам от Господа: через них Господь испытывает нас, насколько умеем распоряжаться тем, что получаем от Него, Милосердого. Он дает одному в избытке и сил, и здоровья, и ума, и богатства, а другого обездоливает всем этим, думаете, без всякой цели? Нет, Он делает это для того, чтобы крепче связать нас друг с другом, чтобы мы, друг в друге нуждаясь, друг другу помогали. A мы? «Что есть у меня, — думаем, то неотъемлемая моя собственность, и я, один я, волен в ней». Какое грубое понимание дела! Други мои! Мы не хозяева в строгом смысле, а лишь Божьи приставники — к тому, что имеем. Все наше — от Бога. И люди богатые беднеют, а бедные богатеют, все это главным образом от Господа. Вот посмотрите. Иного люди просто забыли, забросили, а он не живет ли себе на свете? Что это доказывает? Не то ли, что Бог и без нас с вами в состоянии пропитать каждое Свое создание и что если Свои заботы о них Он поручает иногда нам, то это для того, чтобы дать упражнение нашей любви к ближнему и случай заслужить нам награду от Него за милосердие?

Увы нам, друзья! Все мы так боимся, как бы ни случилось с нами в жизни какого-либо несчастья, а о том и не помыслим, что истинное-то несчастье и непоправимое вот в чем: когда прожил ты век счастливо, полной чашей пил земные радости, а — умер, то — хоть и похоронят тебя с честью, но очутишься ты в аде, и напрасны там будут все твои вопли и просьбы, чтобы промочил тебе кто гортань твою, палимую огнем. Вот несчастье из несчастий, когда — здесь ты трясся над каждой копейкой, — лгал, неправдовал, крал, чтобы нажить лишнее, не разбирал ни места, ни времени, чтобы приобрести копейку и, таким образом, чтобы обеспечить, как говорим мы обыкновенно, состояние и будущее детей своих, — и вдруг после смерти, в аду, осознать, что стяжания твои ведут к той же погибели и всех семейных твоих. Вот несчастье из несчастий: и самому мучиться в пламени геенском и, в то же время, видеть, как жена, дети, внуки и весь род твой туда же стремятся — и это нередко по твоей все милости — и не иметь возможности предостеречь их. Вот это несчастье.

Его-то, братие, и старайтесь миновать. A по сравнению с ним, это что за несчастье — бедность и недостатки наши житейские! Аминь.

в началовверх Иеромонах Мефодий. Икона «Всех Скорбящих Радость»

Всех Скорбящих РадостьТайной жизни церковной является православное почитание Богоматери. Те, кто вне Церкви, те не чтут и не прославляют Ее преблагословенного имени. Но в Церкви все живы, все живут единою общею жизнью. Когда приходим мы в храм, со св. икон на нас смотрят лики святых, отделенных друг от друга тысячелетиями, но объединенных в общем священном Соборе Христовой Церкви. И среди всех святых первое место всегда занимала Богоматерь.

«Предста Царица одесную Тебе» (слова псалма на проскомидии).

Но не только в этом торжественном прославлении знает Церковь Богоматерь. Она знает Ее и в повседневной жизни своей, как молитвенную предстательницу, как «теплую заступницу мира холодного».

И те наименования, с которыми прошли Ее иконы в Церковной истории, свидетельствуют, как близка была Божия Матерь истинным сынам рода христианского, в решительные и трудные минуты жизни своей прибегавшим к скорому Ее заступничеству. Да и кто из нас в жизни своей не имел светлых и радостных воспоминаний, связанных с образом Богоматери.

Посему и ныне, в настоящий праздник чудотворного Ее образа «Всех Скорбящих Радости», обратим к Ней сердце свое и свои молитвы.

Молитва веры всегда просветляет и очищает человека, вырывает из сутолоки жизни, открывает просторы Царствия Божия. Молитва дерзает, молитва не знает невозможного. Молитва не требует, а просит, она всегда смиренна, кротка и готова на все.

И лучшим образом истинной молитвы является образ Пресвятой Девы, Которая носила в сердце своем и любовь, и смирение, и кротость, и потому великую обрела благодать молитвенного предстательства пред Богом.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления