Крестовоздвиженский храм в Самаре - 26.10.14-01.11.14 Неделя 20-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

26.10.14-01.11.14 Неделя 20-я по Пятидесятнице

 

в началоНа этой седмице:

Иверская икона Божией Матери26/13 октября: Память святых отцов VII Вселенского Собора (787).

Лонгин сотникИверской иконы Божией Матери (перенесение в Москву, 1648). Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 г. она была торжественно встречена жителями столицы. Святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.

пророк Осия29/16 октября: Мученика Лонгина сотника (I), бывшего при Кресте Христовом. Он был в составе стражи при Кресте, а потом при Гробе Господнем был свидетелем воскресения Господа. По преданию он страдал катарактой. Во время казни Христа, кровь брызнула ему на глаза, и Гай Кассий Лонгин исцелился. С этого момента он сам стал христианским подвижником.

30/17 октября: Пророка Божия Осии (ок. 820 до Р. Х.). Он, по наитию Святого Духа, предсказал, что прекратится ветхозаветное жертвоприношение и не будет Ааронова священства и что по всей земле распространится истинное Богопознание. Говорил Осия и о Христе, что Он возвратится из Египта и воскреснет в третий день, победив смерть.

Преподобномученика Андрея Критского (767), автора Великого покаянного канона.

Мучеников бессребреников Космы и Дамиана Аравийских и с ними Леонтия, Анфима и Евтропия (Евпрения) (287 или 303). Они ходили по городам и селам, проповедуя Христа и исцеляя больных силой Христовой. За оказанную помощь святые не брали никакой платы. Они приняли смерть в Киликии за отказ отречься от веры во Христа, вместе с ними погибли их братья Леонтий, Анфим и Евтропий.

Праведного Лазаря Четверодневного, друга Божия, епископа Китийского (перенесение мощей из Кипра в Царьград, 898). После воскрешения святой Лазарь жил ещё 30 лет, епископствовал на острове Кипр.

31/18 октября: Апостола и евангелиста Луки (1в), по профессии врача. Он, по преданию, также написал образы Богородицы и апостолов Петра и Павла.

Преподобного Иосифа, игумена Волоцкого (1515). Он был великим подвижником, нестяжателем, тружеником, борцом с ересями. Прп. Иосиф создал первый свод русского православного Богословия – «Просветитель». Он был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства, одним из вдохновителей учения о Русской Церкви как преемнице и носительнице древнего Вселенского благочестия.

1 ноября / 19 октября: Димитриевская родительская суббота, поминовение усопших.

Пророка Божия Иоиля (ок. 800 до Р. Х.). Им было предсказано запустение Иерусалима. Он же пророчествовал, что на всякую плоть будет изливаться Святой Дух через Спасителя мира.

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвнизРяд.: Гал.1:11-19

11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,

Андрей Критский 12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,

14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил

16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,

17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19 Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня.

в началовверхвнизРяд.: Лк.8:5-15

5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

Косма и Дамиан Аравийские6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

в началовверхвнизСвв. отцов: Евр.13:7-16

Лазарь Четверодневный7 Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

11 Так как тела животных, которых кровь для [очищения] греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, -

12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;

14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

в началовверхвнизСвв. отцов: Ин.17:1-13

евангелист Лука1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

в началовверхвнизБогородицы: Флп.2:5-11

пророк Иоиль5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

в началовверхвнизБогородицы: Лк.10:38-42; 11:27-28

 

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

11: 27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

в началовверхвнизВ апостольском чтении (Гал.1:11-19) мы слышим слова апостола Павла о его преображении из ревностного иудея и жестокого гонителя христиан в ревностного проповедника Евангелия. Апостол возвещает нам, что Евангелие - откровение Божие, а не учение человеческое. По откровению Иисуса Христа враг Евангелия стал великим его провозвестником. Мы все также призваны, как и Савл-Павел. Когда мы не слышим непосредственного зова Божия, Он обращается к нам через книги и через служителей Своих. И некоторые из нас призваны, как и Павел, из среды, враждебной христианству. Но далеко не все услышали призыв, и далеко не все услышавшие хоть в чём-то похожи на Павла, который «не стал тогда же советоваться с плотью и кровью», а последовал зову Господню.

Евангельское чтение недели (Лк.8:5-15) - это притча о Сеятеле и семени. Господь Сам разъясняет её. Под семенем разумеется слово Божие. Причина такого разного действия слова Божьего на людей связана с различным состоянием человеческих сердец. Одни слово Божие не принимают - не понимают или не веруют. Другие тут же отвлекаются на новые впечатления. Третьи легко отпадают при испытании — искушении или напасти. И лишь в некоторых случаях слово Божие приносит обильный плод. Где мы среди этих людей? Достаточно ли в нас веры, разумения, воли, самоотверженности и терпения? Какое место отводим мы вере среди житейских забот? Готовы ли мы, по слову апостольскому, следовать зову Божиему, не советуясь с плотью? Недостаточно просто выполнять правила благочестивой жизни. Только тогда наша вера и наши дела приносят обильный плод, когда в наших сердцах живёт Христос.

в началовверхвнизМитрополит Иларион (Алфеев). Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора

Сегодня мы слышали чтение из Евангелия от Иоанна - слова, которые Христос произносил на Тайной Вечере за несколько часов до того, как был арестован и предан на распятие. Эти слова, эту молитву «о тех, которых Ты дал Мне» - о Своих учениках и будущих последователях -христианах - Иисус обращает к Своему Отцу (Ин. 17:9). В этой молитве Он просил Отца помочь христианам сохранить единство: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Христиане последующих веков это богозаповеданное единство не сохранили, и сейчас, спустя двадцать столетий, мы видим, что множество христиан в мире по-разному воспринимают Христа и Его Евангелие. Проблема отсутствия единства среди христиан является вызовом для всей христианской Церкви. На этом я и хотел бы сегодня остановиться.

св. отцы 7-ого Вселенского СобораСлова Христа о единстве христиан - это Его заповедь, адресованная всем нам. И на каждом из нас лежит долг способствовать тому, чтобы разделение в среде христиан постепенно исчезало, а единство постепенно восстанавливалось. Чтобы соответствовать этой миссии, мы должны прежде всего быть сами истинно православными людьми - не на словах, а на деле. Мы должны знать учение нашей Церкви, изучать творения Святых Отцов, которые должны быть нашими настольными книгами, нашим ежедневным духовным питанием, духовной пищей, хлебом насущным. Мы не сможем свидетельствовать о христианстве, если не будем знать собственную православную традицию, если не будем во всем следовать тому, чему учили нас Отцы Церкви.

Мы должны относиться к нашим инославным братьям как братьям во Христе, помня: то, что нас объединяет, больше того, что разделяет. Ведь они, как и мы, веруют во Христа как Бога и Спасителя, и Христос является центром их христианской жизни. Среди верующих, которые принадлежат к другим христианским конфессиям, немало тех, кто всю свою жизнь отдает на то, чтобы верно следовать евангельскому идеалу, кто по образу жизни и делам бывает более христианином, чем мы, носящие имя православных христиан, потому что наша жизнь часто не соответствует этому высокому имени.

В то же время мы не должны относиться к христианским разделениям легкомысленно, так, как если бы их не существовало вовсе. Среди православных христиан бытует и такой взгляд: перегородки, воздвигнутые людьми, до неба не достигают. Даже если они и не достигают до неба, то, во всяком случае, они столь глубоко врыты в землю, что не в человеческих силах их разрушить. Но что невозможно людям, возможно Богу. Господь может восстановить утраченное единство, если мы будем соответствовать тому идеалу, который начертан Христом в Евангелии, - если мы будем чистыми сердцем, кроткими, смиренными, «алчущими и жаждущими правды», если будем вести евангельский образ жизни.

И последнее, что хотелось бы сказать на эту тему. Грех разделяет, а святость соединяет. Именно в результате человеческого греха, который был привнесен христианами в жизнь Церкви, возникли разделения. И до тех пор, пока у христиан сохраняется склонность к греховной жизни, будут сохраняться разделения. Разделения врачуются только любовью, стремлением к святости. Чем ближе христиане к Богу, тем ближе они друг к другу. Вся жизнь христианина должна быть евангельской, и о нашем православии должны свидетельствовать не слова наши, но дела. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил: «Православный не тот, кто не вносит новый догмат в Церковь Божию, но тот, у кого жизнь соответствует евангельскому учению». А недавно почивший старец Софроний утверждал: «Православный христианин - это тот человек, который живет свято и который видит Бога, как Он есть». У православного человека вся его жизнь, каждое его слово и дело должны свидетельствовать об истинности православной веры. Если мы будем стремиться так жить, то исполним то, о чем Христос молился в последние часы своей жизни: «Да будут все едино». Аминь.

в началовверхвнизЕпископ Митрофан (Зноско-Боровский). (Лк. 8:5-15). Притча о Сеятеле

Семя — это слово Божие. Земля сердца человеческие. Дорогие мои, мы с вами христиане. И Богом данную нам жизнь мы понимаем, как служение. Наша жизнь должна быть служением Богу, служением Слову: «Слово плоть бысть... мы видели славу Его, славу Единородного от Отца», — восклицают Апостолы, свидетели земной жизни Единородного. И мы с вами поставлены Промыслителем плечом к плечу для служения словом друг другу.

Притча о СеятелеНаше общение происходит, главным образом, через слово. Но отдаем ли мы себе отчет в том, что человек вообще, христианин же в особенности, должен бережно относиться к слову? Мы встречаемся, собираемся группами, беседуем. Эти встречи и наши слова в беседах отображают наше внутреннее содержание, отображают степень нашей христианской настроенности и меру нашей верности воплотившемуся Слову, Господу Иисусу Христу.

Человек почему-то считает, что, если он находится в обществе, он должен говорить, часто без удержу говорить; почему-то находит нужным и отвечать на каждое слово, на каждое ему сделанное замечание. Не происходит ли это от того, что порисоваться в обществе хочет человек, хочет показаться, хочет показать, что и он умный, или же боится молчанием умалить себя в обществе?

И расточаются слова без всякого к ним внимания в упоении собой, а часто и в гневе. Расточаются слова бесконтрольно, не думает говорящий о том, что эти слова: а) уходят в вечность, а ведь в мире ничто не пропадает, б) не думает о том, что от слов наших мы будим судимы: не Я буду судить вас, а каждое слово, исходящее из уст ваших, — говорит Господь; в) не думает человек и о том, что слова его могут внести в семью и общество разложение и вызвать разделения. Ведь слово — это семя, это и цемент, должный скреплять воедино во Христе и людей и общества.

Подумайте, как легко относимся мы к так распространенной привычке осуждения. Обычно мы не придаем значения этому греху. Собираемся, рассуждаем, рассуждение переходит в осуждение, в «перемывание косточек» знакомых и близких, и мы не считаем это за грех. А ведь осуждение — это пользование словом во зло. И если мы увлекаемся осуждением, как бы наслаждаясь им, оно становится язвой, разлагающей жизнь. Эта язва опустошает духовно осуждающего, и, отталкивая людей друг от друга, вносит разделение.

Почему мы так легкомысленны в обращении со словом? Почему мы так легко грешим против слова? Ведь, «Свет в мир пришел»... А мы? мы создаем рекламу зла, ходим в атмосфере морального разложения, сами создавая эту атмосферу... Почему? Не происходит ли это от того, что мы мало живем духовной жизнью? Не от того ли, что мы теряем способность контролировать себя самих, что тлением полоненные — живем рассеянно? И не от того ли, что добро в нас не суммировано? Что живем мы осколками добра и лишь изредка этими осколками пользуемся. А ведь, не сконцентрированное добро не имеет в нас нужной силы и не светит нам, посему и не замечаем мы в ближних хорошего, нас с ними единящего.

Для подвига общения поставлены мы Промыслителем, общения в молитве, в слове и в несении тягот друг друга. И в этом подвиге общения должны мы искать в ближнем положительное. А греховное? — Его отсеет Господь и Сам воздаст каждому по делам его. «Я пришел не судить мир, а спасти мир», — говорит Господь — и в этом мы соработники Богу.

Слово, исходящее из уст христианина, должно быть словом созидающим, не боязненно корректирующим и ко Христу направляющим. По нашему христианскому призванию мы с вами являемся сеятелями в мире сем слова Божия и как таковые — всегда должны помнить сказанное Господом: «Говорю же вам, что за каждое праздное слово выдадите ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Аминь.

в началовверхвнизДимитриевская родительская суббота — суббота перед днём памяти вмч. Димитрия Солунского (8 ноября / 26 октября). По преданию, она установлена Церковью по предложению благоверного Великого князя Димитрия Донского приблизительно на сороковой день после Куликовской битвы для молитвы за убиенных воинов (дата Куликовской битвы — 8/21 сентября, праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 1380 г). Димитриевской эта суббота называется потому, что установлена в ближайшую субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя Великого князя.

Царь Иоанн IV Грозный повелел в этот день «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». Указом Императора Николая II в 1903 г. было установлено в войсковых частях и заведениях совершать панихиды в Димитриевскую субботу по всем усопшим воинам «за Веру, Царя и Отечество на поле брани живот свой положившим». Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.

в началовверхИерей Михаил Немнонов. Слово на Дмитриевскую родительскую субботу

Каждый христианин при Крещении получает звание Христова воина. От того, как мы будем нести это звание, зависит все наше будущее.

Этот день изначально был посвящен поминовению тех Христовых воинов, которые отдали жизнь за Христа и за други своя в Куликовской битве. Вместе с ними мы поминаем и всех прежде усопших православных христиан, и наших умерших родных и близких. Все храмы полны в этот день молящимися, и мы видим, что и вера жива, и жива любовь к ближнему.

Но наши умершие близкие ждут от нас не только молитвы о них. Те из них, кто получили милость от Бога, ждут, чтобы и мы вошли в их радость. А те, кто лишился ее, знают, каково отвечать за свою жизнь перед Богом, и желают нам быть готовыми к этому. От нас, как и от них, это требует христианского подвига. Тем из нас простится, кто возлюбил много. Те воины, о которых мы молились сегодня, отдали самое дорогое, что у них было, за то, чтобы свет Христов продолжал светить в мире. И мы совершим им достойную память, когда будем молиться о них, идя вслед за Христом. Аминь.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления