Крестовоздвиженский храм в Самаре - 05.10.14-11.10.14 Неделя 17-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

05.10.14-11.10.14 Неделя 17-я по Пятидесятнице

 

в началоНа этой седмице:

пророк Иона5 октября / 22 сентября: Пророка Божия Ионы (8в до Р. Х.). Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира. Кроме пророчеств, в книге Ионы рассказано, как он был послан Господом к ниневитянам с проповедью о покаянии. Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40). Из этих слов Господа становится ясным прообразовательное значение Книги пророка Ионы в отношении Крестной смерти, сошествия во ад и Воскресения Господа Иисуса Христа. Обличая нераскаянность и упорство иудеев, Господь сказал: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф.12:41).

Зачатие Иоанна ПредтечиДень учителя. Восемь дней назад мы отмечали День воспитателя и всех дошкольных работников, а в этот день будем поздравлять тех, кому они передают эстафету воспитания и обучения. Вспомните, как изменили Вашу жизнь Ваши учителя. И хорошие, любимые, давшие знания, которыми Вы пользуетесь до сих пор, привившие любовь к своему предмету. И плохие. Задумайтесь, как важно, чтобы рядом с тобой и твоими детьми был настоящий учитель. Так же, как и в руках воспитателей, в руках учителей наши дети и наше будущее. Важно, чтобы это будущее озарялось светом Христовой веры. Помолимся об этом. Помолимся о наших учителях. Помолимся о Божией помощи учителям наших детей в их важном и ответственном деле.

Святитель Тихон6 октября / 23 сентября: Зачатие честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи. Праведные священник Захария и жена его Елисавета жили в соблюдении заповедей Божиих. Но супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы Он даровал им дитя. Однажды, когда святой Захария вошёл во время Богослужения в Святилище для каждения фимиамом, он увидел ангела Божия. Захария смутился и остановился в страхе, но ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн». Но праведный Захария усомнился в этих словах, и тогда ангел сказал ему: «Я - Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим». Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражён немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, народ понял, что ему было видение. Благовестие исполнилось, и праведная Елисавета разрешилась от уз неплодия, родив миру Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.

Петр Крутицкий8 октября / 25 сентября: Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца (1392).Сергий Радонежский завещал: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...».

Тропарь Сергию Радонежскому: «Преподобный отец наш Сергий! Будучи во временной жизни подвижником добродетелей, ты, как истинный воин Христа Бога, сильно боролся со страстями, бывши для своих учеников образцом в прославлении Господа, бдении и посте, чрез что в тебя вселился Пресвятый Дух, действием Которого ты прославлен; посему, как имеющий дерзновение пред Святою Троицею, поминай в своих молитвах стадо, которое ты, премудрый, собрал, и не забудь посещать детей своих, как обещался».

9 октября / 26 сентября: Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало 2в), любимого ученика Господа. Главное наставление, которое он давал: любите друг друга! Если научитесь любить друг друга, то этого хватит, чтобы достигнуть Царства Небесного.

Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (прославление, 1989). Свт. Тихон был призван на Патриаршество в 1917 г., в трудное для Российской Православной Церкви время. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх Тихон собирал воедино церковные силы.

10 октября / 27 сентября: Преподобного Савватия Соловецкого (1435), положившего начало Соловецкой обители.

Священномученика Петра, митрополита Крутицкого (1937). Свщмч. Пётр был ближайшим помощником Патриарха Тихона, а после его смерти стал Патриаршим Местоблюстителем.

Савватий Соловецкий11 октября / 28 сентября: Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского. Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских князей. Кирилл и Мария были людьми добрыми и богоугодными: помогали бедным и больным, принимали странников. Тому же они научили своих детей – Стефана, Варфоломея и Петра. Когда Варфоломей (будущий игумен Радонежский) попросил у родителей благословения на иноческую жизнь, родители уговорили сына послужить им в старости и испытать твердость его намерения. Сын согласился, чтобы не ослушаться и сохранить родительское благословение. Со временем дух иночества сообщился от сына и родителям. По обычаю тех времен, благочестивые супруги, вырастив детей и состарившись, принимали иноческий постриг и уходили в монастырь, чтобы провести остаток своей земной жизни в подвиге покаяния и молитвы. Бояре Кирилл и Мария приняли иноческий постриг и поселились в Хотьковом монастыре, в трёх верстах от Радонежа, где с миром отошли ко Господу.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих. Два величайших подвижника - Антоний Печерский и Сергий Радонежский, имя первого связано с основанием Киево-Печерской Лавры, второго - Троице-Сергиевой Лавры. Если преп. Сергия Радонежского называют игуменом земли Русской, то преп. Антония - начальником всех русских монахов.

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвниз2Кор.6:16-7:1

Собор отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.

18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

7: 1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

в началовверхвнизЛк.5:1-11

1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,

2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;

10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.

в началовверхвнизСщмч.: Евр.4:14-5:6

14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего].

15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.

16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

5: 1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,

2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,

3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить [жертвы] о грехах.

4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.

5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;

6 как и в другом [месте] говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

в началовверхвнизСщмч.: Ин.10:9-16

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15 Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

в началовверхвнизАпостольское наставление (2Кор 6:16-7:1) призывает нас: «очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием». Апостол Павел призывает нас к святости и указывает при этом на необходимость заботы не только о духе, но и о теле: «вы храм Бога живаго». Так как человек состоит из тела и души, то и грехи его бывают плотские и душевные. И искоренять в себе надо и те, и другие. Церковь даёт нам таинство покаяния для очищения от всякой скверны. Главным же средством изживания в себе любой скверны является деятельная любовь. В это воскресение мы как раз славим апостола любви Иоанна Богослова, наставлявшего своих учеников: «любите друг друга».

В евангельском чтении (Лк.5:1-11) мы слышим о том, как приходят Божья помощь и Божье призвание. Всю ночь безрезультатно ловил рыбу будущий апостол Пётр, и утром уже готовился с пустыми руками отправиться на отдых. Но к нему с просьбой обратился Иисус. И Пётр принял Его, и служил Ему, и слушал Его слово. И потом, когда Господь сказал Петру закинуть сеть, послушался Его, хотя и не ожидал никакого улова. И улов оказался огромен. И тогда Пётр принял эту награду в великом потрясении (ужасе) и великом смирении, осознавая свою греховность. И сразу Пётр, Иаков и Иоанн оставили всё и последовали за Господом на Его призыв. И стали Его апостолами. Так Евангелие наставляет нас, в каких случаях наш труд вознаграждается значительным успехом, и как к успеху относиться. Условиями благодатной помощи являются принятие слова Божия и следование ему, труд, оживляемый верой и упованием на Бога («по слову Твоему»). Условиями же сохранения благодати является осознание чуда, глубокое смирение и понимание незаслуженности такого благоволения.

в началовверхвнизМитр. Антоний Сурожский. Чудесный улов рыб. Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Чудесный улов рыбыСегодняшнее апостольское послание нам говорит, что сеющий скудостью – скудостью и пожнет, а сеющий богато соберет богатую жатву. И вот нам кажется иногда: что мне сеять, – я так убог: как я могу сеять, когда у меня нет ничего, что я мог бы посеять в жизнь вечную, не временное, а вечное?.. И тогда мы должны помнить, что и сеятель земной, который сеет семя в поле, не свое сеет; не он создавал семя, не ему оно принадлежит. Господь создал семя, Господь дал силу, Господь раскрыл поле перед ним, и это семя – Господне семя; оно принесет плод не потому, что сеятель богат, не потому, что он умеет сеять, а потому что он щедро расточает по всему полю то, что Господь ему дает из часа в час. Он не может присвоить себе этого семени, он не может даже почувствовать, что он богат, а только что из его рук льется это семя по лицу земли, и верить, что принесет это семя плод.

И вот, в некоторые мгновения жизни бывает, что сеешь: сеешь от сердца, сеешь с любовью: сеешь, однако, со стесненным чувством, что ты так убог, что давать-то нечего. И вдруг вспомнишь, что Господь – великий Сеятель, что Он семя создал и сеет и дает плод этому семени, и возгревает его солнцем, и взращивает его...

Христос вошел в лодку Петра и повелел ему отчалить от земли, и говорил Он, словно семя лилось и ложилось в души человеческие. Петр тогда не замечал, что творит Господь, но когда Спаситель ему сказал: «Вверзи невод в море», и когда он собрал столько рыб, что не мог внести улов в корабль, вдруг перед ним встал образ Того, Кто сеял это семя. Здесь как будто притча: Христос сеял слово, и никто не замечал, какое это богатство: но когда Петр извлек множество рыб, он вдруг обнаружил богатство, которое дает Господь, словно семя процвело. И ему стало страшно: Отойди от меня, Господи, я человек грешный, мне страшно стоять с Тем, Кто это может сотворить... Но Христос его успокоил: Не бойся, ты будешь отныне не рыбу ловить, а собирать в невод Господень живые человеческие души, приносить их, извлекать их из бури, для того чтобы они вошли в покой... И Петр все оставил и вместе со своими товарищами пошел за Христом.

Какой нам богатый урок, как это просто! Идти за Христом для нас не значит куда-то уходить, это значит остаться при Нем и так же сеять, как Он сеял, и так же собирать в Царство Небесное, как Он собирал. Сеять, не задумываясь над тем, богат я или беден: была бы любовь – семя даст Господь. И когда вдруг обнаружишь, как страшно наше дело, потому что это самое Божие дело, будем слушать Божие слово: Не бойся: сей: сей открытым, любящим сердцем. Соберешь ты богатую жатву, но и семя было не твое, и жатва будет Господня... Какая радость! Действительно придет время, о котором в Евангелии говорится, что вместе возрадуется и сеющий, и собирающий жатву. Аминь.

в началовверхвнизИеромонах Мефодий. Путь преподобного Сергия

Сергий Радонежский

Ныне вспоминает Святая Церковь одного из великих русских святых — преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.

прпп. схимм. Кирилл и МарияКогда берем мы святцы со всем множеством христианских святых и задумываемся над жизнью их, пред нами раскрывается все многообразие их характеров и подвигов. Здесь видим мы и святителей, и отшельников-монахов, и мучеников всякого звания, и простых мирян и, наконец, грешников, покаявшихся и чрез свое покаяние ставших друзьями Божиими. Таково многообразие христианского подвига.

Путь преподобного Сергия прям. Это путь цельного духовного образа, путь духовного здоровья. С юных лет отрок Варфоломей возлюбил Бога, возлюбил так, как любят Его чистые души, от самого рождения обрученные Ему. Самый уход юного Варфоломея в монастырь не был следствием каких-либо бурных переживаний житейских. Он был естественным завершением и окрылением предельного края его желаний — быть всегда со Христом. И вся жизнь преподобного Сергия была восхождением «от силы в силу», была раскрытием его духовного облика. В этой целости и целомудрии в широком смысле этого слова — великая сила преподобного, и особенно в наши дни — дни духовного шатания, слабости и безволия.

Конечно, не всем суждено пройти весь свой жизненный путь чисто и прямо перед Богом, как прошел его ныне воспоминаемый нами Преподобный. Соблазн преткновений открыт для многих из нас. Но если бы и в этих преткновениях умели бы мы возводить свои очи к тем, кто сохранил верность Богу с начала до конца, тогда имели бы возможность покаянием исправлять свои грехи и ошибки и в решительные минуты жизни опираться на пример и молитвенное предстательство святых.

Преподобие отче Сергие, моли Бога о нас!

в началовверхвнизМитр. Сурожский Антоний. Апостол Иоанн Богослов

Иоанн БогословМы празднуем сегодня день святого Иоанна Богослова, учителя любви, Апостола любви. И кажется нам, что эта любовь должна быть так пламенна и возвышенна, что она должна нестись в небо, как бы даже не касаясь земли. А вместе с этим та любовь, о которой говорит святой тайнозритель Иоанн, написавший дивное Евангелие, имевший видение на острове Патмос, - это любовь конкретная, живая, реальная. И он настаивает на этом, подчеркивает, что если мы говорим, что любим Бога, но деятельной, конкретной, творческой любовью не любим человека, то мы лжем; ибо мы не можем по праву говорить, что любим невидимого нами Бога, когда реальный человек, чья нужда бросается в глаза, остается нам безразличен. И вот здесь тайна настоящей христианской любви: как бы она ни была возвышенна, как бы она ни уносила нас к Престолу Господню, как бы она ни пламенела небесным пламенем, она должна быть до конца конкретна и до конца выражена на земле. Если этого нет, то она - мечта, то она - ложь, то ее нет вообще!

И вот, перед лицом этого благовестия о любви, войдем в себя и вдумаемся в свою любовь: сколько людей вокруг нас, которых мы просто любим; и сколько людей, среди будто любимых нами, которые могут нас обойти своим вниманием - и мы не оскорбились бы, пройти мимо нас и забыть о нас - и не охладела бы наша любовь? Сколько людей среди любимых нами, о которых мы всегда помним без того, чтобы им нужно было напоминать о себе? И сколько таких людей, которые напомнят о себе - и встретят только радость, а не чувство раздражения?

Нам рано, большей частью, думать о том, что мы такое малое количество людей любим, а пора бы, пора задуматься над тем, как мы любим любимых, как мы любим тех, которые нам как будто дороги: если это любовь живая, творчески вдумчивая, если эта любовь способна выискивать случай, чтобы проявить себя, если она чуткая, если она тонкая, если она постоянно настороже, - тогда это любовь земная, достойная Неба. Иначе — нет.

Войдем в себя перед лицом этой красоты любви, которую нам описывает Иоанн, которая явлена в его жизни, которую Христос не только проповедовал, но и явил, вдумаемся в свою любовь и попробуем ЛЮБИТЬ: сначала по-человечески, но по-настоящему, достойно человека; а затем будем постепенно вырастать до того, чтобы любить еще одного человека, и еще лучшей любовью, ширить эту любовь, обнимать все большее и большее количество людей лаской, пониманием и жертвой нашей жизни. И тогда и мы вырастем постепенно до того, чтобы понять, что такое любовь Христова; и в какой-то день и нам, может быть, будет дано хоть одного человека, по слову Апостола Павла, принять так, как нас принимает Христос! Аминь.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления