Крестовоздвиженский храм в Самаре - 28.09.14-04.10.14 Неделя 16-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

28.09.14-04.10.14 Неделя 16-я по Пятидесятнице

 

в началоНа этой седмице:

28/15 сентября: Воскресенье после Воздвижения Креста. Первомученика архидиакона Стефана (обретение мощей, 415). Великомученика Никиты (ок. 372).

30/17 сентября: Мучениц Веры, Надежды, Любве и матери их Софии (ок. 137).

Евфросиния Суздальская1 октября / 18 сентября: Преподобной Евфросинии Суздальской (1250; обретение мощей 1699). Св. Евфросиния была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского (память на этой неделе 3 октября / 20 сентября). Княжна была сосватана за святого благоверного князя Феодора, брата святого Александра Невского, но жених её скончался в самый день свадьбы. Княжна осталась в Суздальском женском монастыре в честь Положения ризы Божией Матери, где вскоре приняла постриг с именем Евфросиния. За ревностность монашеской жизни и высокие душевные качества она удостоилась благодатных даров Божиих, в т.ч. прозорливости. После кончины игумении св. Евфросиния приняла настоятельство. После её кончины у её гроба верующие продолжали получать благодатную помощь в исцелении различных недугов.

День пожилых людей. Давайте не только в этот день, но и в остальные, проявим уважение к тем, кто старше нас. Давайте каждый день и во все дни уделять хоть немного любви, внимания и заботы нашим старикам. Они в этом очень нуждаются! Но, поверьте, в этом ещё больше нуждаемся мы сами.

Князь Феодор Смоленский и сыновья Давид и Константин Ярославские2 октября / 19 сентября: Благоверного князя Феодора Смоленского (1299) и сыновей его благоверных князей Давида (1321) и Константина, Ярославских. Феодор Чёрный проявил себя замечательным правителем и воином. Он привлёк особое расположение к себе хана Менгу-Тимура, женился на дочери хана, нареченной в крещении Анной, приобрёл в Орде огромное влияние, построил несколько храмов. Принёс в Орде много пользы Руси и Русской Церкви. Женитьба на дочери хана и согласие хана на крещение дочери значили признание за князем Феодором равного достоинства. Хан Менгу-Темир почтительно относился к Православной Церкви и выдал первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу. Там же в Орде родились у Феодора Чёрного сыновья Давид и Константин. Когда в 1296 г. едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей, её Божией помощью удалось предотвратить, и этому очень способствовало активное участие в съезде князей Феодора Чёрного и владыки Сарайского Измаила, которые употребили все свои способности и своё влияние в Орде для замирения князей. Незадолго до смерти князь Феодор принял монашеский постриг.

Михаил, князь Черниговский, и болярин Феодор.3 октября / 20 сентября: Мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора (1245). Князь Михаил долгое время воевал с Ордой, пытался организовать совместное выступление против Орды с Венгрией и другими европейскими державами. После победы Орды он должен был ехать за получением в ней ярлыка на княжение. Там он отказался выполнить языческие обряды и принял мученическую смерть. Так же поступил и его верный друг и сподвижник болярин (боярин) Феодор. Видя их мужество и твёрдость в вере с тех пор ордынские ханы не требовали от русских прямого исполнения идольских обрядов. Совсем другой путь, чем у Феодора Чёрного. Но без подвига князя Михаила и болярина Феодора иначе бы относились к русским в Орде, не имела бы Русь этих помощников на небесах, иначе складывались бы и отношения князя Феодора Чёрного с Ордой. Так эти пути оказываются связаны искренней верой князей и их беззаветным служением своему Отечеству — земле Русской.

Собор Брянских святых.

4 октября / 21 сентября: Отдание праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (обретение мощей, 1752). Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. В том числе, он оставил нам «Жития святых» (Четьи Минеи), из которых мы узнаём о жизни своих святых покровителей и в которых находим примеры для устроения своей жизни. На примере житий святых мы видим, насколько разнообразны их подвиги, как в случае князей Михаила Черниговского и Феодора Смоленского. Мы видим, насколько осмысленно надо следовать их примеру, а не слепо подражать.

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвнизСобор Брянских святыхНедели по Воздвижении: Гал. 2:16-20

16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

в началовверхвниз Димитрий Ростовский Недели по Воздвижении: Мк.8:34-9:1

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

9:1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

в началовверхвнизРяд.: 2 Кор.6:1-10

1 Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.

2 Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,

4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,

5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,

6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,

7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,

8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;

9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;

10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

в началовверхвнизРяд.: Мф.25:14-30

14 Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:

15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

18 получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.

19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,

25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

в началовверхвнизВеликомученик НикитаВмч.: 2 Тим., 2:1-10

1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,

2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.

4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.

5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.

7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.

8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,

9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.

10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

в началовверхвнизВера, Надежда, Любовь и матерь их СофияВмч.: Мф.10:16-22

16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,

18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,

20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21 Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;

22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

в началовверхвнизЭто воскресенье — неделя по Воздвижении Креста Господня, и в честь праздника читаются послание апостола Павла (Гал 2:16-20) и Евангелие (Мк 8:34-9:1). В евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». А в апостольском чтении мы слышим ответ на эти слова: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос». Так апостол Павел указывает каждому из нас путь воздвижения и несения своего креста. Апостол напоминает нам, что человек оправдывается перед Богом только своей верой в Иисуса Христа.

Апостольское чтение недели (2Кор.6:1-10) напоминает нам, что «во время благоприятное» получили мы от Бога благодать крещения и призывает нас хранить её, «чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами». Это и есть несение своего креста на пути в Царство Божие по примеру апостолов: «нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем». Такое не тщетное употребление Божьей благодати может и должно проявляться во всей жизни христианской, в использовании талантов во благо людям, и в том, чтобы «никому ни в чем не полагать претыкания», и в том чтобы научиться находить утешение в самом испытании. Использование и преумножение талантов - даров Божиих в преодолении испытаний - исполнении посланного Богом — это и есть хранение благодати Божией, о чём мы слышим в евангельском чтении недели.

В евангельском чтении (Мф.25:14-30) мы слышим притчу о талантах. Она предупреждает о долгом отсутствии Господнем и напоминает о последующем Его втором пришествии, грядущем в силе Царстве Его, и Страшном суде. Надо быть рабами «благими и верными» и работать на Господина в Его отсутствие. Бог ждёт от нас верности в употреблении Его даров. Если есть у тебя дар, его надо использовать во славу Божию и на благо людям. Иметь и не использовать, т.е., как бы не иметь - хуже чем действительно не иметь, ибо Бог даёт «каждому по его силе». Поэтому, «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» - тут говорится именно об использовании. «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк.11:23) - говорит Господь.

Ленивых и лукавых ждёт тьма внешняя, кромешная. Они «сеющие в плоть свою, от плоти пожинающие тление» (Гал.6:8). Верных же в своём призвании и служении ждёт награда уже здесь: в доброй совести, в радости от совершившегося нашими усилиями добра, в оправдывающемся уповании на Бога, в возрастающем совершенстве в делании добра. Они «сеющие в Дух и от Духа пожинающие жизнь вечную» (Гал.6:8).

В Церкви Христовой нет неодаренных, в таинстве Миропомазания все получают «печать дара Духа Святаго». Причина недовольства людей кроется в их лености и бездействии, в превратном направлении ума, в болезненном настроении чувств, в слабой воле и ненасытной жадности. Те, кто коснеет в своих страстях, от временного несчастья и неудовлетворённости движутся к вечной погибели. Исцеление же может принести только вера.

Хотя и не все мы получаем одинаковую меру даров (каждый по силам), но нет ни одного, кто был бы оставлен без необходимого для него таланта. Неравенство даров не препятствует достигать одинаковой степени близости к Богу. «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего», - говорит Господь. Будем же верны в этом малом. «Плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная» (Рим.6:22).

в началовверхвнизАрхим. Тихон (Шевкунов). Ежедневный крест. (Неделя после Воздвижения)

Путь христианина в Царствие Небесное всегда входит в противоречие, всегда противоположен пути в мире сем. И это и составляет крест – путь в Царствие Небесное и путь мира сего. Это и есть наш крест. Это и есть те неизбежные трудности, наш неизбежный нонконформизм, т.е. принципиальный такой взгляд, где нет никакого соглашательства с тем, с чем ты не согласен, что противоположно твоим убеждениям – вот это и составляет наш крест. Заповеди Божии, и наши страсти и жизнь по законам мира сего – это ежедневный и ежечасный наш крест.

в началовверхПритча о талантахПрав. Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Поучение в Неделю Шестнадцатую по Троице

Вы слышали, возлюбленные братия, из ныне чтенного Евангелия притчу Спасителя ο талантах? Притча эта весьма поучительна. Всем нужно знать ее значение и помнить ее всегда. Приклоните ваш слух. Вот ее значение. В ней говорится ο рабах, которым господин, отправляющийся в дальнюю сторону, поручил свое имущество: и одному дал пять талантов, другому два, третьему один, — каждому по его силам. Заметьте. Эти рабы — мы люди. Этот господин — есть Господь наш Иисус Христос, Творец наш. Раздаятель талантов, вознесшийся от нас на небо, седящий одесную Отца и собирающийся опять придти на землю судить живых и мертвых. Имущество, или таланты — это душевные силы и способности, равно и как телесные силы, которые дал нам Бог и которыми в этом веке мы все делаем, которые пускаем как бы в оборот и посредством которых по мере своего уменья и усердия умножаем свое духовное богатство.

Под талантами следует понимать и то служение в обществе, какое каждому Бог вверил, смотря по его способностям, или то материальное богатство, какое кто имеет. По смыслу притчи кто больше талантов получил от Господа, тот, естественно, больше должен сделать добра для ближних, больше должен усовершенствовать себя в настоящей жизни, для жизни будущей, a кто меньше, — с того меньше потребуют и отчета.

С обыкновенного человека потребуют: добросовестно ли он трудился и вел дела свои; богатый — не составил ли себе богатства обманом, хитростью, происками или играми, процентами, жил ли сам и воспитал ли детей своих в страхе Божьем; исполнял ли христианский долг молитвы, освящался ли таинствами, подавал ли милостыню? Всякий свое бремя понесет. Со священника потребуют отчета в служении, в учении и жизни: научил ли он вере и доброй жизни своих пасомых, воспитал ли их для вечной жизни?

Но послушайте дальше притчи. Получивший от господина пять талантов (вес серебра), пошел, стал трудиться и приобрел на них еще пять талантов; получивший два, приобрел другие два, a получивший один — взял да и зарыл талант своего господина в землю, т. е. всю жизнь прожил в безрассудной, непростительной ленности, ел, пил, веселился, обогащался всеми возможными средствами, чтобы только весело жить здесь, a o той жизни, ο вере, ο молитве ο добрых делах не заботился. Ясно, что его талант зарыт в землю, так как таланты наши, т. е. наше сердце, наши умственные способности, не земное сокровище, a духовное, и не в земле им лежать, не на земные только дела употреблять, a при помощи их нам надобно привыкнуть к небесным святым нравам и обрести вечную жизнь. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф.6:19), (т. е. делайте добрые дела не для земли и земных, житейских выгод, a для неба, для Бога, для вечности). Итак, честь, братия, рабам, получившим пять и два таланта и умноживших имение господина; — позор, крайний позор получившему один талант и по ленности и упрямству зарывшему его в землю. A много есть этих недостойных имени человека людей, которые зарывают талант свой в землю, которые только пьют, едят, веселятся, обманывают, крадут и проч.

Но смотрите, что ожидает тех и других рабов: — приходит время дать отчет в том, как употреблено серебро господина. Приходит господин, т. е. Господь, вознесшийся на небо, приходит на страшный суд, чтобы потребовать отчет с рабов своих. Являются рабы Его, которым вверены таланты. Подходит принявший пять талантов и показывает Господину десять талантов; потом приходит принявший два и показывает четыре. Господь, одобряя каждого из них за преумножение, говорит: хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю: войди в радость господина твоего. Потом подходит принявший один талант, и что же? Ничего не сделав в отсутствие господина, по его возвращении, ленивый раб говорит Ему дерзости, называя Его человеком жестоким, который жнет будто бы там, где не сеял, и собирает там, где не расточил.

Не так ли говорят, братия, все ленивые, недобрые, неверные христиане, которые в извинение своей непростительной ленности трудиться для добра, для образования себя по духу христианской веры слагают вину свою на веру, на Церковь, на Самого Господа, называя предписания веры трудными, неудобоисполнимыми, a благого Господа дерзая называть каким-то жестоким требующим почти невозможнаго! О, ленивые рабы! Посмотрите на своих собратий, получивших пять и два таланта: они обличат вас. Как же они умножили свои таланты, как же они не говорят ничего подобного своему Господину?

.Но посмотрите, братия, что дальше говорит Господу ленивый раб: так как ты такой и такой господин, то я убоясь пошел и скрыл талант Твой в земле: вот Тебе Твое. В земле — где же это? Где, как не в своей грешной плоти, изнурив свои силы и способности на удовлетворение страстям. Приидите, братия, ко гробу ленивого и вздохните y него тяжко, тяжко, тут вы увидите зарытым в землю и единственный его талант; ничего для неба он не сделал, все понес с собой в землю. Правду ты сказал, бедный, вечных слез достойный человек! Но вот ему и подобным ему приговор праведного Судии: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью». (Мф.25:26-27). Как не требовать Господу от христиан прибыли добрых дел, когда Он в помощь им отдал все сокровища Своей вспомоществующей и вседействующей благодати; как не требовать Ему прибыли от христианина — для его же вечного блаженства, когда y Господа дерево приносит ежегодно обильный плод, когда зерно дает на поле прибыль? Воистину достодолжной прибыли требует Госпoдь: и грех, тяжкий грех христианину не творить в жизни плода добродетели и оставаться бесплодной смоковницей, только место напрасно занимающей. Послушайте, наконец суд ленивым рабам: Господь говорит: «возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:28-30). Страх, братия, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях, и вовсе не помышляют об этой страшной вечной тьме внешней, где их ожидает неперестающий плач и скрежет зубов. Господи, твори волю Твою с нами! Молимся, Тебе, да обратятся все ленивые рабы к Тебе в покаянии и добродетели. Если же нет, то они поистине достойны Твоего грозного, но праведного суда! Кто имеет уши слышать, да слышат! Аминь.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления