Крестовоздвиженский храм в Самаре - 14.09.14-20.09.14 Неделя 14-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

14.09.14-20.09.14 Неделя 14-я по Пятидесятнице

 

в началоНа этой седмице:

Петр и Феврония Муромские14/1 сентября: Начало индикта – церковное новолетие. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (переходящее празднование в воскресенье перед 19/6 сентября). Сподоби нас, Боже, обрести мир и любовь в семье — малой церкви. Сподоби нас в новом церковном году исполнить заповеди Господни, услышать призыв апостольского чтения недели, войти в число званных и избранных и соделать дни новолетия днями нашего спасения.

Антония и Феодосия Печерских15/2 сентября: Преподобных Антония Первоначальника (1073) и Феодосия, общих житий начальника на Руси (1074), Печерских. Оба они с детства стремились к монашеству, оба были великими подвижниками и аскетами, оба проводили свою жизнь в духовных подвигах, посте и трудах. По благословению прп. Антония был пострижен в монахи прп. Феодосий. Сама Пресвятая Богородица предстала им во Влахернском храме, куда они были восхищены, не отлучаясь от Печерского монастыря. Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители. Св. Антоний почитается Русскою церковью как «начальник всех Российских монахов». Св. Феодосий почитается как основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле.

17/4 сентября: Пророка и Боговидца Моисея (1531 г. до Р. Х.). Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (обретение мощей, 1911).

18/5 сентября: Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей святого Иоанна Предтечи (1в). Вспоминая родителей великого пророка, вспомним с благодарственной молитвой и своих родителей!

19/6 сентября: Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (4в). Чтобы разрушить храм (во имя Архистратига Михаила) с источником целебной воды, язычники направили на него потоки воды двух горных рек. Но, по молитвам верующих, Архистратиг Михаил ударом жезла преградил путь потоку глубокой расселиной. Теперь мутные потоки лжи направляют и против нашей Церкви, и против нашей страны. Помолимся о том, чтобы Господь и силы небесные помогли нам устоять против этого потопа, сохранив и целебный источник нашей веры, и нашу связь с братским народом Украины, и единство народа нашей страны.

20/7 сентября: Суббота пред Воздвижением Креста. Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Святителя Иоанна, архиепископа Новгородского (1186).

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвнизпророк МоисейНоволетия: 1Тим.2:1-7

1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,

2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,

3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,

4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,

6 предавший Себя для искупления всех. [Таково было] в свое время свидетельство,

7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом, - истину говорю во Христе, не лгу, - учителем язычников в вере и истине.

в началовверхвнизпророк Захария и святая праведная ЕлиcаветаНоволетия: Лк. 4:16-22

16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

19 проповедывать лето Господне благоприятное.

20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

в началовверхвнизПечерская икона Божией МатериРяд.: 2Кор.1:21-2:4

21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог,

22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,

24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.

2: 1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.

2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?

3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть [радость] и для всех вас.

4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

в началовверхвнизПамять чуда Архистратига Михаила в Хонех Ряд.: Мф.22:1-14

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.

4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.

5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их].

7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

14 ибо много званых, а мало избранных.

в началовверхвниз Свт.Иоанн Новгородский Апостольское чтение (2Кор.1:21-24; 2:1-4) напоминает нам о вере и верности Христу, запечатлённым Богом в сердцах наших через таинства Крещения и Помазания и призывает вернуться к жизни в соответствии с этой верой. Всех нас зовёт Бог к себе. И те, кто слышит зов, но отвергает его, выбирают путь погибели. Притчу об этом мы слышим в евангельском чтении.

В Евангельском чтении (Мф.22:1-14) звучит притча Господа о браке Царского Сына. Кто-то был зван, но не пошёл в суете дел своих. Кто-то даже убил или оскорбил рабов, посланных Царём. И вот, они были истреблены за это, а Царь позвал других отовсюду, и пир наполнился этими званными. Но и среди этих званных нашёлся тот, кто не в брачной одежде — то ли прокрался вместе со званными, то ли пренебрёг правилами Царскими, не оделся в брачную одежду, выданную Царём гостям, и этим оскорбил Царя. И этот тоже был извергнут и наказан. «Ибо много званных, а мало избранных».

Эта притча о том, почему не все люди спасаются, хотя спасение предназначено Богом для всех. Многие не спасаются потому, что открыто пренебрегают Божьей благодатью: кто-то равнодушен к зову Божьего призвания, а кто-то даже враждебен. Другие же не спасаются потому, что не действуют в соответствии с необходимым порядком спасения, начертанным Самим Богом и известным им. Они охотно принимают призвание ко спасению, но хотят и продолжают жить по-своему. Притча говорит нам, что мало услышать и явиться на зов Божий, на пир спасения к вечному блаженству. Надо ещё и одеться в брачное одеяние благочестивой жизни.

в началовверхвнизБрачный пир царского сынаЕп. Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 14-я по Пятидесятнице

Дорогие, в притче о званных на брачный пир царского сына говорится о том, как настойчиво звал Промыслитель сынов избранного народа для участия в брачном пире Сына Своего. Звал чрез Авраама и Моисея, звал устами царя Давида и пророков. В Сыне Царя, в Господе Иисусе Христе исполнились все Аврааму данные Богом обетования.

С избранием ветхозаветного патриарха Авраама, скрепленным Союзом-Заветом (Быт. 15:18), начался в мире решающий процесс образования народа Божия. Аврааму дано было Богом обетование, что из его благословенного рода придет Христос, в Котором и исполнятся все обетования (Гал. 3:8-16 и дал.), и Он Сам будет основателем окончательного народа Божия, духовного потомства Авраама. Чрез Сына Своего Бог вступает в Новый Союз-Завет, Христос становится Женихом Церкви и, войдя в Церковь через веру в Иисуса Христа, благословятся в Аврааме все народы (Еф. 2:12-13 и дал.).

Званные, — говорится в сегодняшней притче, не захотели придти на брачный пир, не захотели войти в Церковь Христову, и, по зову Апостолов, наполнилась она всеми, и добрыми и злыми. Но чтобы войти на брачный пир, чтобы войти в лоно Церкви — в состав нового народа Божьего, каждый должен был облечься в новую одежду. Это условие остается в силе и поныне для вступающих в ряды нового народа Божия: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облецытеся».

С первых дней христианства, с первых дней основания нового народа Божия, быть в Церкви означало — участвовать в Ее евхаристическом собрании со вкушением всеми Таин Тела и Крови Христовых.

Вот и мы с вами каждое воскресенье и каждый праздник собираемся на пир Царского Сына — на Литургию, собираемся для участия в таинстве Евхаристии. Это таинство, в отличие от других, является таинством соборным, ибо совершается оно пастырем с участием собрания верных, т.е. совершается всеми для всех. Что же из этого следует? Из сказанного следует, что, когда христиане идут в храм на Литургию — идут на Трапезу Господню, иначе говоря Евхаристию, то подразумевается, что все они идут для участия в Трапезе Господней. Все услышат призыв: «приимите — ядите», «пийте от нея вси» и все будут причащаться Тела и Крови Христовых, а не только присутствовать и смотреть на священника, совершающего таинство.

В наше время часто слышишь вопрос: сколько раз в году следует причащаться? Слышишь и как осуждают часто приступающих к Чаше. Что это: недоумие или постепенный отход от жизни во Христе? Первые столетия христианской эры свидетельствуют о том, что за Евхаристией причащались все собравшиеся, все члены христианской общины (ныне — прихода) принимали участие в причащении. Так св. Иустин Философ говорит: «В день воскресный в Евхаристии принимали участие все члены общины и это общее участие христиан завершалось общим причащением Тела и Крови Христовых». Обратите внимание на слова: «принимали участие все и все причащались». Здесь св. Иустин Философ подчеркивает, что все верующие, вместе с пастырем, приходя к началу, совершали Святое Приношение, т.е. Литургию, и затем — причащались.

Общее причастие было нормой жизни в древней Церкви. Не только древние памятники церковной истории, но и Вселенские и Поместные Соборы, в вопросе о причащении, говорят о необходимости не только частого, но и постоянного причащения, причащения ежелитургийного. А 9-ое Апостольское Правило угрожает отлучением от Церкви тех, кто, присутствуя на Евхаристии, сам не причащается.

Строг был к пришедшим в храм, но не приступающим ко св. Чаше и св. Григорий Двоеслов. «Кто не причащается, — говорит он, — да покинет собрание верующих». Болел душой при виде малого числа причастников из присутствовавших за Литургией и св. Иоанн Златоуст, часто резко обличавший ослабление евхаристического сознания христиан.

На Тайной Вечери Господь преподал евхаристическое Тело всем Апостолам (всей Церкви), а не некоторым. Можете ли себе представить, чтобы на Тайной Вечери кто-нибудь из Апостолов, посмотрев на преломленный и ему преподанный Христом евхаристический Хлеб, не съел Его, а причастился бы «духовно» — только своим присутствием, как это позволяет себе делать в наше время большинство присутствующих за Литургией.

Ведь, что такое причащение? Причащение не есть лишь моральное приближение к Богу, не есть лишь внешнее свидетельство нашей веры. Христианин причащается, чтобы стать, по человечеству, единою плотью со Христом, причащается, чтобы быть усыновленным Богу. Из этого и следует необходимость более частого причащения для всех. Это поможет каждому в преодолении той душевной расслабленности, которая приводит человека к выпадению из Церкви, как Тела Христова, и к страшному концу нашей жизни. Аминь.

в началовверхвнизНачало индикта – церковное новолетие14 сентября (1 сентября по старому стилю) Церковь празднует церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта. В этот день Церковь вспоминает (Лк.4:16–22), как Иисус Христос прочёл в синагоге в Назарете пророчество Исаии (Ис.61:1-2) о наступлении лета благоприятного. В этот день Господь начал проповедь Царствия Божия и впервые сказал об исполнении ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии. Этим было положено начало времени Нового Завета. Поэтому отсюда благоприятно отсчитывать год, полагая начало пути нашего спасения или обновления Завета Господня в сердцах наших. Чин летопроводства, праздничная служба 1 сентября, совершался с большой торжественностью и в Византии, и на Руси. В Константинопольской Церкви Евангелие читалось самим Патриархом. Кроме этого случая, Патриарх читал Евангелие лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи.

Праздновать церковное Новолетия 1 сентября постановили на Первом Вселенском соборе (в 325 г.). На Руси Московский Собор принял считать летоисчисление с 1 сентября вместо 1 марта в 1492 г. Новолетие праздновалось в день 1 сентября до воцарения Петра Великого, он в 1699 г. приказал перенести день новолетия на 1 января. Но в богослужебных книгах приход нового лета остается за 1 сентября.

Кондак: «В вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве».

Тропарь: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны».

в началовверхПротоиерей Александр Степанов. Церковное новолетие – начало индикта

Во имя Отца, и Сына, и святого Духа!

Мир празднует наступление нового года, новолетие. Разные народы делают это в разные моменты годового круга. Начинается новый виток Земли вокруг Солнца, новый цикл времен года. Человечество так привыкло праздновать новый год, а в России ХХ века - особенно, что даже не возникает вопрос: а что, собственно, мы празднуем? Обычно мы привыкли праздновать исторические события, то, что нам кажется достойным воспоминания из прошлого нашей страны или человечества. В древности люди праздновали преимущественно природные явления, повторяющиеся ежегодно и связанные с сельскохозяйственным циклом. Конец зимы, начало весны - посевная, осень - сбор плодов, радость от прибавления дня после зимнего солнцестояния и т. п. Кое-какие подобные языческие праздники так или иначе мы признаем и теперь (например, Масленица). Однако христианство сделало решительный переворот в календаре праздников: чисто природные явления вытиснились праздниками «смысловыми», историческими, хотя часто хронологически они приурочивались к чисто природным датам. Мы вспоминаем события жизни Спасителя, имеющие универсальное значение для жизни мира, празднуем дни памяти святых. По этому же принципу сложился и светский календарь. Новый год, пожалуй, единственный атавизм «природности», не осмысленный в рамках религиозных или культурных идей. Если вдуматься, что мы переживаем, то мне кажется, что, прежде всего, обновление. Мы всегда хотим начать сначала: сделать новую попытку, не повторить ошибок, ухватить, наконец, судьбу за хвост и добиться своего, а может быть, просто ждем чего-то нового… Во всем этом есть своя правда. Человек, как центр тварного мира, соразмерен в каком-то смысле, этому миру. Цикличность происходящих в мире явлений свойственна и человеку. Рост растений связан с обновлением. Так же и человек. Человеку Господь дает возможность начинать как бы сначала много раз в жизни, и каждый цикл может быть новым этапом нашего личностного возрастания. Это желание обновления и делает каждый новый год значимым событием в жизни любого человека, христианина и не христианина. И все-таки высшие достижения человеческого опыта, представленные в Ветхом Завете, говорят, что этот путь не выводит человека на принципиально новую высоту. Екклесиаст утверждает: испытав все, не будет ничего нового под солнцем, все повторится и вернется на круги своя, а все дела наши – суета и не имеют никакого окончательного смысла, течение времени неотвратимо несет нас к смерти и только. И, тем не менее, Церковь отмечает новолетие, освящает его своей молитвой. Ответ на вопрос, что же Церковь святит в этот день, мы находим в сегодняшнем евангельском чтении.

Оно повествует о том, как Христос в родном Назарете пришел в синагогу проповедовать и прочитал отрывок из пророка Исайи об исцелении сокрушенных сердцем, освобождении пленных, прозрении слепых, т.е. пришествии времени Господня благоприятного. Эти мессианские слова пророка говорят о наступлении нового эона, новой смысловой, духовной эры жизни мира. То время, о котором с такой пронзительной безнадежностью говорит Екклесиаст, минуло. Начинается время Господне, эпоха, где правят уже не законы естества, а воцаряется единственный истинный Царь – сам Господь. Он, замысливший и создавший этот мир, Своим особым отныне присутствием вносит в него окончательный смысл и правду. И далее Иисус свидетельствует о Себе: «Ныне исполнилось писание сие». Его приход в тварный мир переменяет его радикально. Перемена эта касается не внешних обстоятельств жизни человека, а его сердца, Царство Божие внутрь вас есть, говорит Господь. Церковь в своем подлинном бытии и есть это Царство, каждый христианин призван стать подданным истинного Царя. Подданство это не похоже на подданство в государстве. Христос говорит: Я – Лоза, а вы – ветви. Апостол Павел уподобляет Церковь живому телу, глава которого – Христос. Это единство жизни Бога и человека, а через него и всего тварного мира. И это новое Царство уже приблизилось, наступило, и мы призываемся к жизни в нем. Отныне в бесконечной текучести времени присутствует и нечто, не подвластное изменению и потому неизбежной смерти, ибо все изменяющееся когда-то начинается и когда-то кончается.

Таким образом, новолетие, в христианском понимании, учит нас не забывать о нашем духовном призвании, не о частичном и частном обновлении, какое ежегодно происходит в естественной жизни, а о всецелом и полном обновлении нас самих и всего мира во Христе. Аминь.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления