31.08.14-06.09.14 Неделя 12-я по Пятидесятнице
31/18 августа: Мучеников Флора и Лавра. Православный день ветеринара. День выбран именно в память Флора и Лавра. На Руси их почитали как покровителей домашнего скота и, в частности, лошадей.
1 сентября / 19 августа: Иконы Божией Матери Донской (1591; в память избавления Москвы от орды). Икону написал Феофан Грек. Эта икона была в русском войске во время Куликовской битвы. Эта же икона защитила Москву от вторжения Крымского хана в 1591 г. По установившейся традиции в малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери раз в 4 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает чин варения святого мира.
День знаний. Учащиеся и учащие! Не пропустите молебна, посвящённого началу учебного года!
2 сентября / 20 августа: Пророка Божия Самуила (11в. до Р.Х.). Он был последним судьёй народа Израильского. При нём из плена филистимлян был возвращён Израилю Ковчег Божий и все города, которые взяли филистимляне. Он поставил Израилю первого царя Саула и помазал на царство Давида.
День окончания Второй мировой войны. Война началась 1 сентября 1939 г. и велась на трёх континентах, в Европе, Азии и Африке, на территории 40 государств, во всех океанах. В ней участвовало 61 государство, более 1,7 млрд. человек. Она принесла огромные разрушения и невосполнимые потери всем участвовавшим в ней государствам. Больше всего потерь понёс СССР. Все народы, все республики СССР бок о бок боролись против фашистов. А теперь наши народы порознь, хотя с некоторыми народами сохранились добрососедские отношения. А на братской Украине идёт гражданская война, в Киеве к власти пришли фашисты, и наши враги всячески пытаются развязать войну между Россией и Украиной. Будем вместе с Церковью молиться за восстановление мира на Украине и за восстановление наших братских отношений.
День российской гвардии. Российская Императорская Гвардия была учреждена в царствование Петра Первого, распущена в 1918 г., восстановлена в годы Великой Отечественной войны.
3 сентября / 21 августа: Апостола от 70-ти Фаддея (ок. 44). Преподобного Авраамия, архимандрита Смоленского (до 1224), проповедника покаяния и грядущего Страшного Суда.
День солидарности в борьбе с терроризмом. Террористическая деятельность направлена на изменение настроения в обществе в сторону, угодную террористам. Террористы стремятся запугать общество своей силой и решимостью. Единственным действенным методом борьбы с ними является мужество и твёрдость общества, готовность не идти с террористами ни на какие компромиссы. Это должно сопровождаться гражданской бдительностью, взаимной братской любовью и уважением. Всем тем, о чём сказано в апостольском чтении недели. Это главное. И, конечно, затем, требуется хорошее техническое обеспечение и специальная подготовка антитеррористических подразделений.
6 сентября / 24 августа: Святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца (перенесение мощей, 1479). Свт. Пётр много сделал для утверждения в государстве, находящемся под Ордынским игом, истинной веры и нравственности и для единства и мира среди князей. Он получил в Орде грамоту, подтвердившую и расширившую права русского духовенства. В частности, суд церковных людей по всем делам был подчинён суду митрополита. О свт. Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у его гроба. У его гроба князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. При его гробе нарекались и избирались русские Первосвятители.
И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди.
18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.
Апостольское чтение (1Кор.15:1-11) напоминает нам главную евангельскую истину: о Распятии и Воскресении Иисуса Христа. В этой истине мы должны утвердиться, и через неё спасаемся. О том, как следовать этой истине, мы слышим в евангельском чтении недели (Мф.18:23-35). Мы слышим о том, как мы должны проходить свой земной путь, чтобы спастись, и кто может войти в Царство Небесное. Мы слышим о богатом юноше, вопросившем Господа: «Учитель благий! чтó сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?»
Юноша стремится делать добро. Он соблюдает заповеди и Закон. Но этим и ограничивается. Переступить через правила и пожертвовать ради Бога и ради ближнего даже своим богатством он не готов, и таким образом подходит к пределу своих возможностей. Мы видим, как материальное богатство привязывает к себе сердце человеческое, и так становится неправедным: человек уповает на богатство, а не на Бога. О таких сказано: «Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр.3:17). И тут же возникает другое «богатство» - «духовное», когда человек тешит себя праведностью от соблюдения правил. Так и среди нас полно таких, кто мнит, что ему и «каяться-то не в чем» - «всё исполнил». Господь же благовествует спасение смиренным, нищим духом.
Но юноша чувствует, что что-то не так, ищет, взывает к Господу: «Чтó сделать мне доброго...» Иисус указывает юноше, что ещё тот «не докончил». Надо отказаться от себя и безраздельно следовать за Ним. Христос указывает на главное препятствие для этого юноши — его имение. И юноша оказывается не готов преодолеть главное своё препятствие. Те возможности и тот комфорт, которые даёт ему его богатство, слишком ему важны. Он слишком уповает на возможности, которые ему даёт богатство, тогда как уповать надо на Бога.
А мы, когда встречаемся на своём пути с Богом, готовы оставить всё и следовать за Ним? Поэтому «трудно богатому войти в Царство Небесное», и даже - «человекам это невозможно, Богу же всё возможно».
Митр. Антоний Сурожский. Неделя 12-я по Пятидесятнице. Ответ Христа богатому юноше
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Хочу обратить ваше внимание на две или три черты сегодняшнего евангельского чтения. Юноша подходит ко Христу и говорит Ему: Учителю благий. И Спаситель ставит его перед действительностью, о которой тот, может быть, и не думал. Юноша обратился ко Христу как к мудрому наставнику: «Добрый наставник, что мне делать?» А Христос ему отвечает: Никто не благ, кроме как един Бог... И тут Он ставит его перед лицом того, что если он хочет получить окончательный, совершенный ответ на свой вопрос, он должен услышать его из уст Божиих, то есть от Спасителя Христа, Сына Божия, ставшего сыном человеческим. Он должен услышать эти слова, признав безусловность права Христова возвещать эти слова.
И действительно, если говорить о вечной жизни, – кто может о ней говорить, кроме Самого Бога, Который и есть Жизнь Вечная? Напрасен вопрос юноши, если он обращен только к мудрому, хоть и святому, человеку: на этот вопрос может ответить только Бог: и ответ на это только один: Приобщись Моей святости, приобщись Моей вечности – и ты будешь совершенен, и войдешь в вечность Божию...
Но Христос обращается к Своему совопроснику на том уровне, на котором тот говорит; Он ему говорит: сохрани заповеди, – ведь заповеди тоже даны от Бога: что тебе большего нужно?! – Какие? – спрашивает юноша, думая, что нужно какие-то новые заповеди совершить, нужно сделать что-то такое, о чем он до тех пор ни от кого не слыхал. И действительно, тут он слушает Того, Кто может ему сказать последнее совершенное слово. И Христос ему указывает шесть заповедей, но только последняя из них – из Второзакония. Ни одной заповеди Он не упоминает о поклонении Богу; почему? Потому что так легко и этому юноше, и всем нам сказать: «Я верю в Бога! Я люблю Бога!» – и тут же нарушать те заповеди, которые относятся к человеку... Казалось бы, каждый из нас может сказать от сердца, что он в Бога верит и Бога любит – но это не так. Если мы верили бы в Бога, мы не ставили бы под вопрос обстоятельства нашей жизни, мы не упрекали бы Его в том, что все, что с нами случается горького, мучительного – Его ответственность. Мы не всегда говорим, что Он виноват непосредственно, но что Он нас не сохранил, не оградил, не защитил – мы говорим постоянно. Если бы мы Его любили и если бы мы верили в Его любовь, то мы все воспринимали бы от Его рук, как дар любви. Поэтому говорить о том, что мы любим Бога и верим в Него, мы должны с осторожностью. Но даже если мы можем это сказать, то апостол Иоанн Богослов нам указывает: когда ты говоришь, что любишь Бога, а людей вокруг себя не любишь – ты лжец!.. Поэтому Христос не ставит вопрос юноше о том, любит ли он Бога, – он бы отозвался положительным ответом, а спрашивает: как ты относишься к людям вокруг тебя? Любишь ли ты людей, как ты любишь самого себя? Желаешь ли ты людям всего того добра, которого ты себе желаешь? Готов ли ты отречься от всего, что твое, для того, чтобы другого обогатить любовью, но конкретной любовью; не словом, а делом любви?.. Вот почему Христос говорит юноше: Соблюди заповеди.
Это нам напоминает рассказ о Страшном суде, который мы читаем в Евангелии от Матфея перед Постом, о том, как Господь разделяет овец от козлищ. Мы всегда думаем об этой притче только в порядке суда; но в чем же суд, о чем спрашивает Христос-Судья представших перед Ним? Он спрашивает только о том, оказались ли они в течение своей жизни человечными, достойными имени человека: Накормили ли вы голодного? Одели ли вы нагого? Дали ли вы кров тому, кто был бездомен? Посетили ли вы больного, если даже вам страшно от его заразы? Постыдились вы или нет того, что друг ваш находится в тюрьме опозоренный?.. Вот о чем спрашивает Судья, – о том, какими мы были по отношению к человеку. Иначе сказать: были ли вы достойны звания человека? Если вы даже недостойны звания человека, – не думайте о том, чтобы приобщиться к Божественной святости, приобщиться к Божественной природе, приобщиться к вечности Господней.
И это обращено к юноше, который богат: чем же он богат? Он богат не только вещественным богатством; он богат тем, что чувствует, что он – праведник: он выполнил все заповеди Божий, он все сделал, чего с него может спросить Господь, – чего же с него больше требовать? Чтобы он полюбил ближнего, как самого себя. Это не одна из Десяти заповедей; эту заповедь мы находим в другом месте Ветхого Завета (Лев. 19, 18) и слышим ее повторяемую Христом; она означает: отрекись от себя, забудь про себя! Пусть все твое внимание будет обращено к другому, к его нужде: пусть твое сердце будет полно только любви к другому, чего бы это тебе ни стоило!.. И вот тут юноша сталкивается со своим вещественным богатством: он готов любить людей, но из положения своей обеспеченности. А Христос ему говорит: Отдай все: и когда у тебя ничего не будет, тогда люби людей свободно, и следуй за Мной, куда бы Я ни пошел... И мы знаем, куда Христос шел: отречься от Себя до конца и жизнь Свою отдать.
Эта заповедь относится отчасти ко всем нам. Богатства вещественного мы не обязательно должны лишиться, да часто и не обладаем им, но мы так богаты тем, что нас делает гордыми, самодовольными, – вот от чего нам надо первым делом отказаться: забыть про себя, и обратить внимание на ближнего. И тогда мы услышим от Христа слово утешения, слово утверждения. Да, – собственными силами человек этого сделать не может, но, по слову Спасителя апостолу Павлу, сила Его в немощи совершается. Мы можем действовать силой Божией; и как сказано в этом чтении Евангелия, то что невозможно человеку, Богу возможно. И опять-таки словами апостола Павла: Все мне возможно в укрепляющей меня силе Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Проповедь епископа Евстафия на начало нового учебного года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Вчера, братья и сестры, в наших образовательных учреждениях начался новый учебный год. Учение – это весьма ответственное дело как для учащихся, так и для учащих. Учителя стремятся передать знания и опыт, которые они сами приобрели, своим воспитанникам. Учащиеся должны воспринять эти знания и опыт для того, чтобы потом использовать их себе во благо, для блага своей семьи и, конечно же, для пользы Отечества. О последнем, к сожалению, мы сегодня часто забываем. А святая Мать-Церковь нам говорит: «Кто не любит земного Отечества, тот Отечества Небесного не удостоится». Поэтому нам нужно любить не только самих себя, своих близких, но заботиться и о своей Родине. Это значит, отрезок земного времени, который даровал нам Господь, мы должны ознаменовать созиданием, чтобы после себя оставить не развалины, как сегодня мы нередко делаем, а оставить добро, которое назидало бы наших потомков. Ведь наши предки оставили нам не разрушенную страну. И наша с вами задача, братья и сестры, так же заботься о нашей Отчизне. Это долг каждого гражданина и, в особенности, долг христианский. Если мы исполним его, наши потомки будут поминать нас добрым словом, и Господь, конечно, оценит наши труды. Ведь Он, как говорится, даже добрые намерения целует. А сделанное нами добро Он, тем более, принимает и вознаграждает. Вознаграждает не только в земной жизни, но и при нашем переходе в вечность.
И вот теперь, когда мы вступили на поприще нового учебного года, Церковь благословляет нас на учебные труды, чтобы мы не только наполнили свой ум определенным количеством полезных знаний, но смогли бы щедро поделиться этими знаниями с теми, кому они также необходимы, а главное – чтобы мы смогли эти знания применить в жизни. Для этого мы учимся. И наша Родина в этом сегодня особо нуждается.
Если мы считаем себя сыновьями и дочерями великой державы, которая в недавнем прошлом называлась Святой Русью, а сегодня это именование по нашей вине утратила, то мы должны сделать так, чтобы наши учебные труды пошли на восстановление высокого звания «Святая Русь». Ни одна страна в мире не называлась и не называется святой. Нет ни Святой Англии, ни Святой Америки, ни другой страны, так именующейся. Будем же не только помнить о Святой Руси, но дорожить этим званием и приумножать эту святость.
Всех вас, дорогие братья и сестры, наши учащие и учащиеся, сердечно поздравляю с наступившим новым учебным годом. Дай Бог, чтобы мы провели его достойно – так, как учит нас Святая Церковь и как призывает нас наша совесть. «Тяжело в учении – легко в бою», – говорил великий русский полководец Суворов. А жизнь наша – это тоже своего рода постоянный бой с врагами видимыми и невидимыми.
Сейчас мы совершим молебен о начале нового учебного года, в котором испросим у Самого Господа благословения на всех учащих и учащихся, чтобы все то, что вы сейчас услышали, не только стало достоянием ума, но дошло бы до наших душ, и чтобы Господь по молитвам Своей Пречистой Матери и всех святых, в земле Российской просиявших, даровал нам силы достойно пройти поприще наступившего учебного года, и знания и опыт, которые мы приобретем, послужили на пользу нам, нашим близким и нашей родной земле.
Аминь.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.