24.08.14-30.08.14 Неделя 11-я по Пятидесятнице
26/13 августа: Святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца (1783; второе обретение мощей, 1991). Святой Тихон обладал даром прозрения и совершения чудес, читал мысли собеседников. «Господь Бог во многих случаях его слушал», — писал келейник святителя Тихона. Среди письменных трудов Святителя Тихона Задонского особой популярностью пользуется сборник коротких поучений, полных примеров из жизни, называемый «Сокровище духовное, от мира собираемое».
27/14 августа: Преподобного Феодосия Печерского (перенесение мощей, 1091).
28/15 августа: Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Дай Бог и нам встретить Спасителя радостно, а не в раскаянии за долги наши.
29/16 августа: Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (944). Ореховый (хлебный) Спас.
И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!
2 Если для других я не Апостол, то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства - вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
В Недели 11-16 евангельские чтения раскрывают смысл учения Господа, которое Он излагал в форме притч.
В евангельском чтении недели (Мф.18:23-35) мы слышим притчу о милосердном царе и неправедном заимодавце, - проповедь милосердия в преддверии грядущего Страшного Божиего суда. В евангельском чтении говорится, что Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими и привели к нему должного ему десять тысяч талантов. 1 талант — это 16.8 кг золота. Это такой долг, который невозможно отдать. Но раб умолил, и господин простил ему долг. Прощённый выходит и тут же набрасывается на своего товарища, который должен ему несопоставимо меньше — 100 динариев. В одном таланте 6000 динариев. Динарий получал в день наёмный подёнщик. Как товарищ не умоляет его, тот раб непреклонен и отправляет товарища в темницу, пока не отдаст долга. Узнав об этом, господин разгневался на своего раба и передумал прощать долг, «отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга». «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Эта притча о нас. Бог прощает нам великие наши грехи, которые мы не способны исправить и покрыть. А мы не способны простить ближнему своему даже мелочи. Мы всё время что-то требуем от других — от властей и от подчинённых, от родных и близких, от прохожих и вовсе неизвестно от кого. Раз мы стремимся по жизни взыскать с других себе пользу, прибыток, почёт, славу, то и с нас после жизни нашей взыщется в полной мере. Мы ведь каждый день в «Отче наш» молим: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.
Митр. Иларион (Алфеев). «И остави нам долги наша».
Некий человек был должен царю крупную сумму - десять тысяч талантов. Но когда царь захотел получить с него эти деньги, оказалось, что тому нечем платить, и царь простил ему долг. Человек же тот, сознавая тяжесть своего финансового положения, решил взыскать деньги со своих должников. Встретив человека, который был должен ему сто динариев, он начал его душить, требуя возврата долга (Мф. 18:23-35).
Эта притча, которую мы неоднократно слышали и читали, учит нас нескольким вещам. Во-первых, тому, что все мы - должники перед Богом, и долг каждого из нас очень велик. И мы только потому не выплачиваем этот долг, что Господь никогда не стремится, в отличие от царя из притчи, сосчитаться с нами. Если же Господь решил бы потребовать с нас долг, если бы подсчитал, сколько из данных Им талантов мы употребили в дело, а сколько растратили попусту, то, конечно, никакого оправдания нам не было бы в нашей неготовности исполнять дело Божие, в нежелании следовать Евангелию, в неспособности найти применение полученным талантам, в нашей бездеятельности и лености.
Во-вторых, притча Господня показывает, что мы нередко видим в Боге нашего должника. Забывая о том, что каждый из нас получил от Господа множество великих и богатых даров и принимая эти дары как должное, мы всегда ждем от Бога еще чего-то большего и если не получаем желаемого, у нас появляется обида или раздражение. Мы считаем, что кроме тех десяти тысяч талантов, которые Господь нам уже дал, мы должны получить от Него еще сколько-то талантов и, не получая их, считаем себя обиженными, обделенными. Ведь проблема заключается не в том, что нам мало дано, а в том, что данное нам богатство мы не пускаем в оборот, зарываем в землю, а потому оно не только не приносит прибыль: его нам не хватает даже на то, чтобы расплатиться с долгами.
В-третьих, притча, которую мы слышали сегодня, говорит о нашем отношении к ближним. Господь дает нам очень много, мы же даем нашим ближним очень мало. Господь щедро делится с нами Своей благодатью и Своими дарами, мы же для людей жалеем деньги, вещи, время, внимание, мы боимся растратить данные нам таланты, забывая о том, что, если их не пускать в оборот, то они потеряют цену, подобно тому, как деньги, изъятые из реального обращения, превращаются в бесполезные бумажки. Господь одарил нас талантами не для того, чтобы мы держали их богатство при себе, а для того, чтобы мы делились ими с ближними.
Господь прощает нам наши долги, но и мы должны прощать своим должникам. В молитве «Отче наш» мы ежедневно повторяем: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Но чтобы иметь право обращаться с этой просьбой к Богу, мы должны забывать о долгах других людей перед нами и помнить только о своем долге перед другими. Господь простит нам все наши долги, у Него хватит щедрости, милости и любви, чтобы простить любой наш грех, но при одном условии, что и мы тоже будем прощать людям. В жизни все взаимосвязано, и потому если мы от Бога ждем прощения и милости, то должны уметь и сами оказывать милость, которую мы окажем нашим ближним и дальним.
Поставим себя перед судом этой притчи. И если есть кто-то, кого мы не могли простить, то простим его. Если кто-то нам должен, простим ему долг, чтобы милость и благодать Божия всегда были с нами. Аминь.
После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении Иоанна Богослова и жила в области Иерусалима. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Во время гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь Христову, Дева Мария вместе с Иоанном Богословом в 43 г. удалилась в Ефес. Она побывала также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой пророчески сказала: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица». Ко времени Своего Успения Дева Мария вернулась в Иерусалим. Во время одной из молитв перед Ней предстал архангел Гавриил, который сообщил Ей, что через три дня Она перейдёт из жизни земной в жизнь небесную, в знаменье чего вручил Ей райскую ветвь. Богородица рассказала о предстоящем Успении Иосифу Аримафейскому и ученикам Господа и стала готовиться к отходу из этой жизни. По Её молитвам Господь чудесным образом собрал в Иерусалиме апостолов. Её родственник апостол Иаков Брат Господень, епископ Иерусалима, позаботился о подготовке к прощанию с Пресвятой Девой и Её похоронах. Она завещала раздать бедным Своё небольшое имущество, а тело погрести в Гефсиманской пещере, где были погребены Её родители, праведные Иоаким и Анна.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Святые апостолы с песнопениями окружали Богородицу. Она молилась в ожидании Своего исхода. Внезапно в сиянии Божественного света явился Иисус Христос, окружённый Силами Небесными и душами праведников. Увидев Господа, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея» - и, поднявшись с ложа, поклонилась Ему и предала душу в руки Своего Сына и Бога. Тогда началось ангельское пение: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на «Господи, воззвах»).
По Промыслу Божию апостол Фома не присутствовал при погребении Матери Божией. Апостолы открыли пещеру, чтобы доставить ему утешение - дать поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нём только Её погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо. Апостол Фома и другие апостолы, облобызав оставшуюся во гробе плащаницу, молили Господа открыть им волю Его относительно пречистого тела Богоматери. Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для трапезы, им явилась Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами - во все дни». В ответ на это апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам». После этого чудесного события апостолы стали совершать возношение в честь явления им Пресвятой Богородицы и вкушали одну часть оставляемого ими хлеба перед трапезой, во имя Господа, а другую — после трапезы - во имя Богородицы. Это положило начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский). Успение Пресвятой Богородицы
Сегодня св. Церковь прославляет в своих песнопениях два события: Воскресение Христово и Успение Пречистой. Два события — радость и скорбь — как будто они не совместимы. Но нет, по смыслу своему они тесно связаны.
Успение переход в иную жизнь, в жизнь загробную. Обычно, при смерти, близкие, родные усопшего погружаются в глубокий траур, горько плачут об усопшем. Так плакали и скорбели и Апостолы, прощаясь с Богоматерью, лишившись утешения и Ее советов, Ее поддержки в своем многотрудном труде апостольства. Апостол Фома, промыслительно опоздавший к погребению Ее честного тела, на третий день придя, просил открыть гроб Пречистой, чтобы поклониться праху Ее. Но, открыв гроб, Апостолы не обнаружили в нем тела Девы Пречистой и заключили отсюда, что Сам Воскресший Господь воскресил в третий день и Пречистую Матерь Свою, как это было предсказано пророком: «Воскресни Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея». О каком «кивоте» говорил пророк? О Пречистой Деве, ибо как бы в кивоте носила и хранила Пречистая Дева в Себе Божественного Младенца. И как Христос Спаситель воскрес и вознесся на небо, так и священный Кивот — Матерь Свою — вознес в небесные обители.
Когда же Апостолы собрались за трапезой, явилась им, во время молитвы, Сама Приснодева, явилась в сопровождении Ангелов, подтверждая тем Свое с телом на небеса восхождение, и сказала: «Радуйтесь! Я всегда с вами». Обрадованные Апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородице Дево, помогай нам!» Это явление Пречистой убедило Апостолов в Ее воскресении вместе с телом.
Радуемся и мы, вместе с Апостолами, тому, что Матерь Божия и по успении Своем обещала не оставлять верующих верных Господу Иисусу Христу; радуемся и тому, что воскресение Ее является новым доказательством победы над смертью, подтверждением слов Иисуса Христа о воскресении всех верующих в Него. «Веруяй в Мя не умрет, но имать жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».
Промелькнули златно-голубые дни преображенско-успенскаго августа. Успением — Пасхой Богородицы — завершается круг годичный праздников Христовой Церкви Православной, постом Успенским венчан последний месяц церковного года.
И нам, при факте воскресения Пречистой Девы, при виде Небесного Света на горе Преображения и явления Илии и Моисея, не страшна смерть, ибо — смерть не уничтожение, не прекращение бытия, а успение, переход в иную жизнь. Ведь Пречистая также была человек, как и мы с вами, но Она Своей святой жизнью достигла совершенства и гроб Ее сделался для Нее лествицей к небу: по ступенькам чистой веры, смирения, чистоты и любви, кротости и терпения, взошла Она на небеса. По этим же ступенькам и мы с вами поднимаемся горе, к Богу. Мы спотыкаемся, падаем и снова поднимаемся и снова идем к Нему с сердцем сокрушенным и смиренным, с мольбой в сердце и на устах: Отче! недостоин я милости Твоея, но Ты — любовь неизреченная, просвети светом любви омраченную душу мою, очисти и приведи меня к Себе. Аминь.
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г.
Во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражён по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, дошёл до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив тому написать изображение Господа. Придя в Иерусалим, Анания не мог подойти к Иисусу из-за большого стечения людей. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отёр его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принёс в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление. Лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика - апостола от 70-ти Фаддея, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.
Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Образ и епископ ночью тайно закрыл его глиняной доской и кирпичами. За много лет жители забыли о святыне. Но в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу, положение города казалось безнадежным, и епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасёт город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, появилось подобное же изображение. После крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 г. Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 г. император Константин Багрянородный выкупил Образ у правителя города, и с великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.