Крестовоздвиженский храм в Самаре - 08.06.14-14.06.14 Неделя святой Пятидесятницы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

08.06.14-14.06.14 Неделя святой Пятидесятницы

 

в началоТупичевская икона Божией МатериСедмица сплошная, нет поста в среду и пятницу. На этой седмице:

Кипрская икона Божией Матери8 июня / 26 мая: День Святой Троицы. Пятидесятница.

9 июня / 27 мая: День Святого Духа. Праведного Иоанна Русского, исповедника (1730). Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери (переходящее празднование в день Святого Духа).

12 июня / 30 мая: Свт. Филиппа Второго, Митрополита Московского и всея Руси (обретение мощей, 1646).

День России. Праздник отмечается в день принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР с 1992 г. Как сказал В. В. Путин, «С этого документа начался отсчет нашей новой истории. Истории демократического государства, основанного на гражданских свободах и верховенстве закона. А его главный смысл - это успех, достаток и благополучие граждан». За это время многое изменилось в нашей стране и вокруг. Были события в Чечне, в Приднестровье, в Южной Осетии и Абхазии, по всему пространству бывшего Советского Союза. Теперь на Украине и снова в Абхазии. Вернулся в состав России Крым. Строится новая Россия с новым отношением к ней. Складывается новый Русский мир. Россию пытаются запугать, заставить отступиться от своих. Господи, дай сил и разумения властям нашим и нам не отступиться, укрепить и расширить Русский мир.

На Проскомидии священник вынимает из просфоры часть за богохранимую страну нашу и всех православных христиан. Во всём мире (не только у нас) в храмах нашей Церкви на великой и сугубой ектенье молятся «О Богохранимей стране Российстей и православных людех ея, во отечествии и разсеянии сущих и о спасении их». Во время Великого входа иерей возглашает: «Богохранимую страну Российскую и православныя люди ея, во отечествии и разсеянии сущих. ... да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков». Будем же молиться за Россию и русских в рассеянии, за всех наших, за Русь Святую, Великороссию, Белоруссию, Малороссию, Новороссию …

14/1 июня: Отдание праздника Пятидесятницы. Прав. Иоанна Кронштадтского (прославление 1990).

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвнизДеян.2:1-11

Иоанн Русский 1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

Филипп Второй, Митрополит Московского и всея Руси 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,

10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,

11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?

в началовверхвнизИн.7:37-52;8:12

Иоанн Кронштадтский 37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

43 Итак произошла о Нем распря в народе.

44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.

50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:

51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

8:12 Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

в началовверхвнизЦерковь Христова в эту неделю празднует день рождения. Мы слышим о Церкви как сокровищнице даров Святого Духа и неиссякаемом источнике на земле рек воды живой для спасения людей вознесшимся Господом.

В апостольском чтении (Деян.2:1-11) изображается сошествие Святого Духа на апостолов.

Евангельское чтение недели (Ин.7:37-52;8:12) передаёт нам проповедь Господа о дарах Духа Святого, Которого примут верующие в Него. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него».

Как часто мы слышим: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», а в эту неделю мы празднуем в честь и славу Пресвятой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы. Праздник продолжается на следующий день Понедельником Святаго Духа, когда мы особо славим третье Лицо Пресвятой Троицы - Святаго Духа. На каждой литургии мы слышим: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа будет со всеми вами!» Все мы приняли Святого Духа в таинстве крещения и запечатлены Его дарами в таинстве миропомазания. В дни этих великих праздников спросим себя: сохранили ли то, что приняли? Каким духом водимся мы теперь: духом мира сего, или Духом от Бога?

в началовверхвнизДень Святой ТроицыСинаксарь в неделю святой Пятидесятницы

Дух огневидный апостолам подал Христос в дуновении бурном.
Был рыбакам Божий Дух в день сей великий излит

Праздник этот заимствован нами из священных книг евреев. Ибо как те празднуют у себя Пятидесятницу, памятуя число семь, и потому еще, что они, проведя в пустыне пятьдесят дней после Пасхи, восприняли закон – так и мы, празднуя пятьдесят дней по Пасхе, принимаем Святого Духа, устанавливающего закон, направляющего на всякую истину и располагающего к богоугодному.

Пресвятая ТроицаНадлежит знать, что у евреев было три праздника – Пасха, Пятидесятница и Поставление кущей. Пасху совершали в воспоминание о переходе чрез Красное море, (ибо «Пасха» в переводе и значит «переход»), а указывал сей праздник на наш переход от греховной тьмы и возвращение в рай. Пятидесятница праздновалась евреями в воспоминание их злостраданий в пустыне – о том, как чрез многие скорби были они введены в землю обетованную, ибо тогда насладились плодами, хлебом и вином. Являл собою он и наши бедствия от неверия, и вхождение в Церковь, ибо и мы приобщаемся тогда Тела и Крови Владычней. Одни говорят, что Пятидесятница праздновалась у иудеев по этой причине, другие же – что в честь тех пятидесяти дней, когда Моисей постился, приняв по истечении их Богом написанный закон. Вспоминают при этом жертвоприношение тельцу и другое – то, что совершил Моисей, восходя на гору и нисходя с нее. Иные полагали, что Пятидесятница задумана евреями, как уже говорилось, ради достоинства числа семь, ибо, умноженное само на себя, оно, за вычетом единицы, составляет пятьдесят. Но достоинство числа пятьдесят относится не только к дням, но и к годам, из которых составляется у них юбилей, ибо он бывает при седмикратном умножении семи лет, когда и землю оставляют незасеянной, и скоту дают отдых, и купленных рабов на волю отпускают (см.: Втор.31,10).

Третий праздник – Поставление кущей, отмечаемый после сбора плодов, то есть спустя пять месяцев по Пасхе. А совершался он в память того дня, когда Моисей впервые водрузил скинию, увиденную им в облаке на горе Синай (см.: Исх.33,7-10) и сооруженную затем мастером Веселеилом. Сей праздник совершали они, устанавливая шатры, проживая в полях, благодаря Бога и возвращая себе плоды своих земледельческих трудов. Полагают, что ввиду того же праздника и Давид дал своим псалмам надписание «О точилах» [99]. Он был прообразованием нашего воскресения из мертвых, когда с разрушением и воссозданием телесных скиний наших насладимся мы плодами своих трудов, празднуя в вечных обителях.

Надлежит знать, что Дух Святой сошел на учеников при наступлении дня Пятидесятницы. А поскольку святым отцам угодно было разделить праздники ради величия Святого и Животворящего Духа, ибо Он Один из Святой Живоначальной Троицы – то и мы о том, как Дух Святой сошел, поведаем завтра.

По молитвам святых апостолов, Христе Боже, помилуй нас.

в началовверхСинаксарь в понедельник Святого Духа

Всякое ныне дыханье Духа Господня пусть славит,
Силой Его расточилась дерзость лукавых духов

День Святаго ДухаВ тот же день, понедельник Пятидесятницы, совершаем празднование Самому Всесвятому, Животворящему и Всемогущему Духу, Одному из Троицы Богу, Который равночестен и единосущен Отцу и Сыну и с Ними вместе прославляется. В самый день Пятидесятницы Он сущностным образом сошел на апостолов в горнице, где те пребывали, и опустился на каждого из них в виде огненных языков (см.: Деян.2:1-3).

Но ради чести Святого Духа божественные отцы, все превосходно устроившие, назначили празднование Ему и отдельно, и в самую Пятидесятницу. Ибо Спаситель прежде Своих страданий, обещав пришествие Утешителя, сказал: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам (Ин.16:7). И еще: Когда же придет Он... то наставит вас на всякую истину (Ин.16:13). А также: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя... Духа истины (Ин.14:16), Который от Отца исходит. И после страдания, когда на небо восходил, молвил опять: Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк.24:49). Итак, сие обещав, посылает Его. И когда при наступлении дня Пятидесятницы они пребывали в горнице, около третьего часа дня внезапно раздался с неба гром, и такой, что пришло в волнение множество народа, собравшегося в Иерусалим со всей Вселенной, и Дух Святой в виде огненных языков явился на каждом не только из двенадцати, но и из семидесяти учеников. И говорили они чужими языками, то есть каждый апостол говорил наречиями всех народов. Иноплеменник слышал апостола, говорящего не своим родным языком, апостол же различал язык каждого народа и говорил на нем, почему и показалось собравшимся, что апостолы пьяны. Ибо никто не знал, каким образом апостол говорит всем по отдельности, и принимали его за пьяного. Иные же дивились, говоря: Что бы это значило? (Деян.2:12). Ибо то были люди, собравшиеся ради праздника со всей земли в том числе парфяне, мидяне и эламиты, незадолго до того плененные Антиохом.

Итак, Дух Святой приходит не тотчас вслед за тем как вознесся Иисус, но когда минуло десять дней по Вознесении, чтобы сделать ожидающих Его учеников еще более усердными. Некоторые же утверждают, что в каждый из тех дней один из ангельских чинов приходил поклоняться обоженной плоти Христовой. И вот, по прошествии девяти дней, в день десятый пришел Утешитель, поскольку уже совершилось чрез Сына примирение неба и земли. А то, что на пятидесятый день по Пасхе пришел, то это в воспоминание ветхого Закона, ибо Израиль получил десять заповедей, когда минуло пятьдесят дней с его перехода чрез Красное море. Рассмотри и символы: там гора, здесь горница, там огонь, здесь языки огненные, вместо же тамошних громов и мрака бурное дуновение здесь.

В виде же языков Дух сходит для указания, что Он Живому Слову сродни или потому, что апостолам предстояло учить и обращать народы чрез слово. А в виде языков огненных – потому что Бог есть огнь поядающий, и еще – ради очищения; в виде же языков разделяющихся – по причине разделения дарований. И как некогда знавших один язык разделил Он на многие языки и смешал их, так и ныне знающих один язык на многие разделил, чтобы из людей тех языков собрать всех, до краев вселенной рассеянных. В праздник же Сошествия Духа случается с тем, чтобы из-за множества собравшихся и известие об этом распространилось бы повсеместно, а еще – чтобы подивились те, кто были в Иерусалиме на Пасху и видели происшедшее с Христом; в Пятидесятницу же – с тем, что и благодати Духа надлежало изойти в то самое время, в какое некогда дан был закон, и сообразно с тем, как Христос поступил, во время законной пасхи собственную Пасху совершив – Пасху истинную. Не на устах, а на главах у апостолов Дух почил с тем, чтобы объять главенствующее и превосходнейшее в теле и сам ум, от которого язык получает способность говорить. Или потому еще, что когда Дух, рукополагая апостолов в наставники всей поднебесной, посредством огненного языка издавал неким образом глас, то касался их глав, ибо всякое руковозложение над верхом главы совершается. Шум и огонь присутствовали здесь оттого, что и на Синае были, дабы обнаружилось, что Тот же Дух и тогда, и ныне подавал Закон и все устраивал.

А от шума ветра народ пришел в замешательство потому, что все провозвещенное от Христа иудеям об их погибели приблизилось, как думали, к исполнению. И что языки были как огненные, дееписатель сказал с тем, чтобы о Духе Святом не помыслил никто ничего телесного. Апостолов обвиняли в пьянстве, но Петр, став среди народа и произнеся речь, отверг это как ложь и, приведя в своем слове пророчество Исайи, увлек из бывших там около трех тысяч.

Дух Святой зовется Утешителем, как могущий утешать и освежать нас, ибо мы приняли Его взамен Христа и чрез Него же Им обладаем, и потому еще, что Он ходатайствует о нас неизреченными словами пред Богом, будучи, как и Христос, человеколюбивым нашим Заступником. Ибо и Христос – Утешитель, отчего и Дух Святой называется другим Утешителем (Ин.14:16). Апостол же говорит: «Имеем Утешителя Иисуса Христа пред Богом» (ср. 1Ин.2:1). Другой сказано о Духе ввиду Его единосущия Отцу и Сыну. Ибо «одного» и «другого» усматриваем в тождественном и единосущном, а «одно» и «другое» – в том, что по природе различно.

Сей Дух Святой присутствует у Отца и Сына во всем, потому вкупе с Ними все совершает, в том числе грядущее воскрешение мертвых, и что захочет, то в исполнение приводит: освящает, отделяет на служение, воссоздает, посылает, умудряет, помазует пророков – проще же сказать, творит все, будучи самовластным, всесильным, благим, правым и властительным. Чрез Него вся премудрость, жизнь, движение и все причастное святыне и всяческой жизни. Как исходящий от Отца, имеет Он попросту все то же, что Отец и Сын, кроме нерожденности и рождения. Когда Дух Святой излился на всякую плоть, мир исполнился всевозможных дарований, и все народы приведены были Им к богопознанию, а всякая болезнь и немощь душевная изгнаны.

Трижды подавался от Христа ученикам Дух Святой: прежде страданий Его весьма неявно, по Воскресении – чрез дуновение, более явно, ныне же послал Его сущностным образом, вернее, Тот сошел Сам, всесовершенно просвещая и освящая их, а чрез них усваивая Себе и концы вселенной.

Наитием Святого Духа, по молитвам святых апостолов, Христе Боже наш, помилуй нас.

в началовверхвнизМолитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Царь Небесный, Утешитель Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, Источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша.

Эта молитва содержит краткую, точную и исчерпывающую формулировку учения Церкви о Святом Духе. Она в значительной своей части изложена словами Господа Иисуса Христа и заключает в себе всё, что мы знаем о Духе Божием, и чего мы можем просить у Него. Он именуется «Царем Небесным», как Третье Лицо Святой Троицы, равное Отцу и Сыну. По слову Господню, Он именуется «Утешителем». По значению в нашей духовной жизни «Духом истины», открывающим людям истину. По Его Божественной природе Он «везде сущий и всё исполняющий». Он «Сокровище благих» - источник и хранитель всякого блага для людей и всего мира, и «Податель жизни» человеку и всему сущему, как телесной, так и духовной.

Призывая Духа Божия, мы просим у Него не помощи и успеха во внешних делах и предприятиях, а внутреннего в нас пребывания, просим, чтобы Он вселился в нас и очистил нас от всякой духовной скверны, и этим спас души наши. Так со всею ясностью и полнотою указывается значение Духа Божия для нашей внутренней жизни, для нашего спасения от разъедающего нас внутреннего зла, от греха.

Такой же характер имеют и другие наши молитвы к Духу Божию. Так, в тропаре третьего часа мы просим Бога ниспослать нам Духа Святого для нашего внутреннего обновления: «Господи, иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся!»


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления