01.06.14-07.06.14 Неделя 7я по Пасхе, св. отцов Первого Вселенского Собора
1 июня / 19 мая: Попразднство Вознесения Господня.
Благоверного великого князя Димитрия Донского (1389). За годы своего правления Димитрий стал признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю»). Под его руководством состоялись первые победы русских над ордынцами. Он, получив благословение прп. Сергия Радонежского, разгромил в Куликовской битве полчища Мамая, за что получил прозвище «Донской». Представление о независимости и политическом единстве Руси стало при нём совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы. По распоряжению Дмитрия мелкие князья Московской земли стали жить в Москве при дворе великого князя, а не по своим вотчинам. При Димитрии в Москве была введена чеканка серебряной монеты. При нём появились произведения, прославляющие победу русского оружия (ставшие позже основой «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задонщины»). Имя Дмитрия Донского стало символом русской воинской славы («во всех странах славно имя его» - подчеркнул летописец).
Преподобного Корнилия, чудотворца Комельского (1537). Иконы Божией Матери Челнской и Псково-Печерской, именуемой «Умиление» (переходящее празднование в 7-е воскресенье после Пасхи).
Международный день детей (День защиты детей). Всемирный день родителей. Помолимся за укрепление традиционной семьи, в которой есть и дети, и родители.
2 июня / 20 мая: Святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца (обретение и перенесение мощей, 1431). В миру Елевферий Фёдорович Бяконт. Сын боярина Фёдора Бяконта. Собеседник и друг прп. Сергия Радонежского. Он всемерно способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. С его именем связано создание и возобновление ряда обителей в Москве и в Митрополичьей области. В качестве церковного и государственного деятеля святитель Алексий стоял у истоков успешной борьбы Великого княжества Московского против ордынского ига, один из вдохновителей куликовской победы. Он был опекуном малолетнего Димитрия Донского и фактическим правителем Московского княжества при трёх московских князьях. Содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями. О значительной роли святителя Алексия в общерусской политической жизни свидетельствует возникновение с его времени практики скрепления митрополичьей печатью межгосударственных соглашений.
Не раз святому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу - его супругу. «Прошение и дело превышает меру сил моих, - сказал святой Алексий, - но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, - не презрит Он молитвы веры». И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась.
Святитель Алексий - небесный покровитель Самары. По пути в Золотую Орду святитель остановился на берегу красивой и многоводной реки. Живущий тут отшельник, сказал, что называет эту реку Самарой. «Да укрепится имя сие за нею на веки!» - сказал чудотворец и добавил: «На сем месте будет и город Самара, в котором просияет благочестие, и оный город никогда и никем разорен не будет».
3 июня / 21 мая: Равноапостольных царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). Иконы Божией Матери Владимирской (праздник, установленный в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.).
4 июня / 22 мая: Великомученика Иоанна-Владимира, князя Сербского (1015).
5 июня / 23 мая: Собор Ростово-Ярославских святых.
Всемирный день окружающей среды. Кто-то сказал как-то так: «В храмах народу всё больше. А на улицах чище не становится».
6 июня / 24 мая: Отдание праздника Вознесения Господня. Преподобного Никиты столпника, Переяславского (1186).
Международный день русского языка. Пушкинский день России. В мире более 150 миллионов русскоязычных, еще более 100 миллионов владеют русским как вторым языком. Русский язык — один из крупнейших языков мира, является самым распространенным из славянских языков. Он также остается языком неофициального общения в странах бывшего СССР, а в некоторых из них, как и в РФ, является официальным языком.
7 июня / 25 мая: Троицкая родительская суббота. Третье обретение главы святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господа Иоанна (ок. 850).
И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!
Деяния Святых Апостолов 20:16-18; 28-36
16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами.
….
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:
34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать.”
36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.
1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,
2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.
11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
Святая Церковь в эту неделю подводит итог предшествующим неделям от Пасхи, напоминая о богословии святых никейских отцов, много потрудившихся над разъяснением вопроса о Единосущии Сына Божия с Богом Отцом. Они оградили Церковь от арианской ереси и сформулировали первую часть Символа веры Православной. Этот Собор положил начало Вселенским Соборам, на которых Церковь охраняла и утверждала основы Православия. А накануне, 31/18 мая, мы славили святых отцов всех семи Вселенских Соборов.
Евангельское чтение (Ин.17:1-13) передаёт нам первосвященническую молитву Иисуса Христа к Богу Отцу. В этой молитве Господь молится о прославлении того дела, ради которого Он воплотился: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Ещё в этой молитве Спаситель молится о Своих учениках. Теперь Он Сам уже не будет с ними, и просит Отца, чтобы Бог сохранил их в единомыслии веры и любви. И в преддверии грядущей Пятидесятницы, утверждения в Духе Святом Церкви, подвига апостольской проповеди взывает: «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную».
В апостольском чтении (Деян.20:16-18; 28-36) рассказывается о том, как через некоторое время уже апостол Павел наставляет пресвитеров и молится с ними: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею».
И далее, Церковь в лице святых отцов Вселенских Соборов, своих архипастырей и пастырей, всех святых своих и верных хранит веру Православную.
Из Синаксаря в неделю святых отцов Первого Вселенского Собора
В этот день, в неделю седьмую по Пасхе, празднуем память первого собора, бывшего в Никее и триста восемнадцати Богоносных отцов, по следующей причине. Поскольку Господь Иисус Христос, понеся нашу плоть, неизреченным образом исполнил весь замысел о нас и возвратился к Престолу Отца, то святые мужи, желая показать, что Сын Божий воистину стал Человеком, что совершенный Человек и одновременно Бог вознесся и воссел одесную величия Отца в вышних и что сей собор святых отцов таковым Его провозгласил и исповедовал имеющим одну сущность с Отцом и чтимым с Ним наравне, – установили после славного Вознесения нынешний праздник, как бы расширяя тем самым собрание стольких отцов, сие проповедующих: во плоти вознесшегося Бога истинного и во плоти же совершенного Человека.
Собор этот состоялся при императоре Константине Великом, в двадцатый год его царствования. По прекращении гонений он правит сперва в Риме, а затем, в 5838 году от сотворения мира созидает счастливейший град, названный его именем.
Тогда-то и начались события, связанные с Арием. Сей Арий происходил из Ливии. Прибыв в Александрию, он был рукоположен в диаконы священномучеником Петром Александрийским и начал с тех, пор, якобы противопоставляя себя нечестивому Савеллию (который утверждал, что в Божестве одно Лицо и одна Ипостась, и Оно иногда Отцом оказывается, иногда Сыном, иногда Духом Святым), хулить Сына Божия, объявляя Его творением, созданным из несущего и далеким от Божеского достоинства, а Премудростью и Словом Бога именуемым в переносном смысле.
В то время, как Арий подобным образом богохульствовал, великий Петр, увидев на святом престоле Христа в образе Младенца, облеченного в разодранную ризу и молвящего, что это Арий ее разодрал, отстраняет последнего от священнослужения. Когда же после Петра во граде Александра Великого стал священноначальствовать Ахилла, он, вопреки обещаниям, разрешает Ария, а сверх того посвящает – в пресвитеры и делает главой Александрийского училища. По смерти Ахиллы первоиерархом Александрийской Церкви становится Александр. Обнаружив, что Арий по-прежнему и пуще прежнего богохульствует, он низложил его чрез собор и отлучил от Церкви. ...
Итак, поскольку Церковь была охвачена смутой и не находилось средства уврачевать спор о вероучении, то Константин Великий на казенных колесницах свозит в Никею отцов со всей вселенной и сам туда прибывает. И когда воссели все отцы, сел, понуждаемый ими, сам Константин, но не на царском троне, а на сидении низшего достоинства. И когда произнесены были обвинения против Ария, последний и все единомышленники его предаются анафеме, Слово же Божие провозглашается святыми отцами единосущным, равночестным и собезначальным Отцу. Излагают отцы и святой Символ веры, доведя до слов: «И в Духа Святого...» (ибо дальнейшее восполнил Второй Собор). Сверх того, Первый Собор закрепил празднование Пасхи, когда и как следует нам его совершать, и не с иудеями вместе, как было в обычае прежде. Излагают отцы и двадцать правил, относящихся к церковному устроению. А святой Символ Веры великий и равноапостольный Константин позже утвердил подписью, начертанной красными буквами. Из святых тех отцов епископов было двести тридцать два, священников, диаконов и монашествующих – восемьдесят шесть, всего же присутствовало триста восемнадцать мужей. Наиболее же знамениты из них следующие: архиепископ Римский Сильвестр и Митрофан Константинопольский ..., Александр Александрийский с Афанасием Великим, тогда архидиаконом, Евстафий Антиохийский, Макарий Иерусалимский, Осий, епископ Кордубский, Пафнутий-исповедник, Николай Мироточивый, Спиридон Тримифунтский … . А когда во время Собора двое отцов-архиереев отошли ко Господу, Константин Великий, вложив определение святого Собора в их гробницы и тщательно заперев, обнаружил, что оно, по неизреченным судьбам Божиим, ими утверждено и подписано.
По окончании Собора, когда вполне завершен был уже отстроенный град, Константин Великий призывает всех тех святых мужей, и они, обойдя вокруг и изрядно помолившись, подтвердили этим, что он – царствующий над остальными городами, и по царскому велению посвятили его Матери Бога Слова. И возвратились святые каждый восвояси. ...
Но еще до преселения Константина Великого к Богу, когда он правил с сыном своим Констанцием, Арий приходит к царю, заявляя, что оставил все заблуждения и соединился с Церковью Божией. ... И царь, разумеется, повелел патриарху Константинопольскому принять Ария в общение. Патриархом после Митрофана был тогда Александр, который, зная злой нрав сего человека, находился в сомнении и молил Бога открыть, есть ли воля Его на то, чтобы вступил он в общение с Арием. Когда же подошло время совместного их служения, молитва его становится особенно усердной. Между тем Арий, направляясь в церковь, неподалеку от торгового столба ощущает колики в животе, заходит в городское отхожее место и там, лопнув [от натуги], всю утробу свою вниз извергает, имея образцом Иудино расторжение за равное предательство Бога Слова. И вот, отторгнувший Сына Божия от сущности Отчей расторгся сам и был найден мертвым. Так освободилась Церковь Божия от его пагубы.
По молитвам святых трехсот восемнадцати отцов Первого собора, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Святые равноапостольные император Константин Великий и его мать царица Елена
Св. Константин был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его, император Констанций I Хлор, не преследовал христиан, тогда как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям. После смерти отца Константин в 306 г. был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. В ряде войн он, с помощью Божией, разбил своих противников и объединил Римскую империю под своей властию. По молитвам Константина, Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай». В 313 г. Константин издал Миланский эдикт о веротерпимости, и по мере побед Константина, в 323 г., действие эдикта распространилось на всю Римскую империю. После трёхсот лет гонений христиане получили возможность открыто исповедовать свою веру. Более того, покровительством императора и его матери, христианство стало обретать статус государственной религии. По повелению императора в 325 г. был созван I Вселенский Собор, отцов которого мы славили в предыдущую неделю. Император перенёс свою столицу из Рима в город Византию, которая была переименована в Константинополь. Перед смертью Константин принял святое Крещение. Константин стал первым христианским императором, и при нём произошёл перелом в жизни христиан. Язычество отошло на второй план.
Будучи христианкой, св. Елена много делала для Церкви. К концу жизни она, получив видение во сне и при содействии своего сына, отправилась в Иерусалим на поиски Животворящего Креста Господня. Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретён св. Еленой и Иерусалимским Патриархом Макарием в 326 г. (праздник Воздвижения 27 сентября, 14 сентября с.с.). Св. царица приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Св. Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь.
За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной - чести, которой удостоились ещё только 5 женщин: Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина.
Троицкая родительская суббота предваряет праздник Пятидесятницы. В день Пятидесятницы Дух Святой сошёл на землю для освящения и приведения всех людей к вечному спасению. И в канун этого праздника Церковь соборно молится о том, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи всех от века усопших праотец, отец и братий наших, ходатайствует о собрании всех в Царство Христово, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе; но мы живые благословим Тя и молим, и очистительные молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».
По христианскому обычаю в этот день после богослужения принято посещать могилы усопших. Из любви к усопшему нужно соблюдать в чистоте и порядке его могилу - место будущего воскресения. Придя на кладбище, хорошо зажечь свечу, помолиться об умершем, вспомнить его. Если есть возможность - попросить священника совершить на могиле литию (краткую заупокойную службу). Есть и пить (особенно спиртное) на кладбище христианину не подобает. Не стоит оставлять на могиле еду, чтобы могила не попиралась, например, собаками. Продукты следует отдавать нищим.
В эти дни многие из нас заняты своими садами, и поэтому, к сожалению, не все находят время прийти в храм помолиться именно в день родительской субботы. Но можно и накануне, в пятницу, подать записку, чтобы за наших близких помолился священник. За этим вечерним Богослужением также следует панихида по усопшим. И конечно же у нас есть ежедневная возможность домашней молитвы о ближних — усопших и живых.
Молитва за усопших ― это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве. Домашняя молитва за умерших близких ― это наш святой долг. Но особую помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Посмотрите, как много лежит на кладбище молодых. Многие из тех, кто ушел преждевременно из жизни, не заботились о душе своей, думали, что всё ещё впереди, «ещё успеют» - и не подготовились к переходу в мир иной, не каялись, не исповедовались, не причащались. Тем нужнее помнить и молиться за дорогих наших усопших – и ближних, и дальних.
Молитва об усопших:
Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея или усопших раб Твоих), [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею или ими), словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.